Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) входит в собор 14 преподобных старцев Оптиной пустыни.
Он прожил 69 лет, был современником нескольких оптинских старцев, жил с ними под одним кровом великой обители. Эстафета старчества в Оптиной пустыни стала уникальным явлением русской духовной жизни. Один старец сменял другого, духовничество также переходило по цепочке. Преемственность благодати не пресекалась в обители более 100 лет.
В 1829 году приехал туда старец Лев, основатель оптинского старчества. В 1923 году монастырь был закрыт, а последние его старцы, преподобный Никон и преподобный Исаакия II, приняли мученический венец в 1930-е годы.
Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и стал учеником преподобных Макария и Амвросия. Тогда в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Это был период расцвета старчества в Оптиной пустыни, духовный рай на земле. И во многом этот рай процветал благодаря и подвижническому пути преподобного Анатолия старшего (Зерцалова).
Детство Алеши
Будущий святой подвижник родился в 1824 году в большом селе Бобыли Калужской губернии. В семье диакона местного храма Моисея Копьева было шестеро детей. Своего сына, которому суждено было пройти тесным путем святости, отец нарек в честь Алексия, человека Божия. Строгость, труд и молитва были верными помощниками в воспитании мальчика. Учился читать Алеша по церковным книгам, едва только под руководством отца выучил азбуку всего пяти лет отроду. Первым чтением сообразительного ребенка стали Часослов и Псалтирь.
Отец мечтал, чтобы ребенок, чье сердце так явно открыто Богу, был на клиросе, и хотел его видеть церковным чтецом. Алеша любил храм, с терпением и вниманием выстаивал долгие службы, но голос имел тихий и слабый. С малолетства любимым занятием мальчика было чтение, книга стала верным спутником его жизни. За дружелюбный характер и веселый нрав его любили близкие. С детских лет он был приветлив, добр и щедр к людям, а полученное в праздник или за послушание угощение делил с сестрами и соседскими детьми.
Учеба отрока Алексия. Духовное училище и семинария
Восьми лет Алеша поступил в Боровское духовное училище. Отец и мать, наблюдая за мальчиком с рождения, видели его предрасположенность к духовной стезе и прочили сыну будущее монаха. Четыре года учился Алексей в Боровске, а успешно окончив училище, поступил в Калужскую семинарию. Известно, что в этот период своей жизни будущий старец страдал юношескими бессонницами и мечтал о том, чтобы поскорее попасть в монастырь. Бывало, он садился на подоконник и вглядывался в звездное небо, размышляя о пустынниках и отшельниках. Когда в семинарии выпадали свободные часы, Алексей проводил их на горе Вырке за окраиной Калуги. Отрок любил бывать один, размышлять и молиться, глядя в бескрайнее небо. Видимо, он тяготился городской жизнью, находя радость в уединении.
В 14 лет Алеша тяжело заболел, из-за чего не учился целый год. Когда же следовало возвращаться к занятиям, он чуть не ушел к пустынникам в рославльский лес, где уже тогда подвизались будущие оптинские старцы Моисей и Антоний. Только бушующая гроза и неуемный дождь вернули в Калугу отрока, который уже прошел несколько верст. Алексей воспринял буйство стихии как вразумление Божие и вернулся. Он окончил семинарию, став в ряды лучших учеников. Выпускался он с фамилией Зерцалов, присвоенной ему в семинарии. Это была обычная практика в те времена, когда в духовной среде было много церковных фамилий.
Строгая жизнь в миру
Примерного юношу, отличного выпускника семинарии многие храмы хотели бы видеть своим священником. Было много хороших предложений, но путь Алексея складывался по-другому. Он жил дома, служил в Казенной палате и с большим интересом ездил по монастырям, изучая русскую святость. Нередко его спутницей была сестра Анна, так же, как и он, любившая храм и молитву. Вместе они побывали в Троице-Сергиевой лавре, где искренне молились у мощей преподобного Сергия Радонежского. Посетив Хотьково, получили настолько глубокое духовное впечатление, что брат уговорил сестру принять постриг в этом монастыре. Анна осталась в Хотьково, прошла все необходимые для этого этапы и действительно стала монахиней. Всю жизнь отец Анатолий заботился о своей сестре, высоко ценил ее духовную жизнь и послушание. Спустя время он поспособствовал ее переводу в Шамордино.
Алексей помогал родным, получая жалованье в Казенной палате, сам же жил скромно, не позволял себе излишеств и в повседневных потребностях, и в светской жизни. Это замечали окружающие и уважали воспитанного, благородного молодого служащего. Нередко к нему приезжала мать и с радостью слушала добрые слова, которые говорили люди о ее сыне.
С визитами молодой человек приходил не в каждый дом, куда его приглашали, был избирателен и всегда желанен в домах. Его любили, уважали, с ним советовались и внимали каждому доброму слову.
Однажды Алексей пришел к товарищу, в квартире которого происходили необъяснимые явления: летали и перемещались вещи, было неспокойно. Он это увидел и предложил пригласить священника для того, чтобы отслужить молебен. После того как молебен отслужили, «чудеса» не повторялись.
Живя в миру, он часто посещал храмы, где подолгу молился. Думы о монашестве всё чаще посещали Алексея.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Пути Господни
Молясь, молодой человек ждал знака Божия и Его произволения, желая покинуть мир и уйти в монастырь. Как знать, как долго длился бы этот период жизни Алексея, если бы не болезнь, ускорившая этот путь.
Алексей и два его друга заболели туберкулезом, который в то время был смертельной болезнью. Но сердце будущего подвижника чувствовало, что болезнь эта не к смерти. Он дал обет: если останется жить и поправится, уйдет в монастырь. Двое заболевших умерли, а тот, кому суждено было стать оптинским старцем, выжил и выздоровел. Алексей оставил службу в миру, и в 1853 году его принял настоятель Оптиной пустыни и старец преподобный Моисей.
Ученик преподобного старца Макария
Сбылась мечта родителей. Они благословили сына на иноческий путь. Старец Макарий сказал матери 29-летнего послушника: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» Так будущий инок стал учеником преподобного старца Макария. Теперь духовной жизнью молодого послушника руководил полюбивший его опытный подвижник: учил Иисусовой молитве, укреплял в аскезе. Как в своих отроческих мечтах на подоконнике семинарии, Алексий теперь в реальной жизни уходил глубоко в дикий лес и пребывал в молитвенном уединении.
Ученичество послушника Алексия длилось долгих десять лет. Старец Макарий все десять лет послушничества закалял свое чадо испытаниями, зная о духовных его дарах. Заболев и предчувствуя свою кончину, отец Макарий благословил своего подопечного слушаться советов старца Амвросия. Так Алексий стал одним из учеников и преподобного Амвросия, который только ступил на стезю старчества.
А старец Макарий преставился в 1860 году, до той поры также не оставляя отеческого руководства послушником Алексием.
Оба старца-наставника немало лет смиряли молодого послушника и приучали к аскезе, вели к монашеству. Например, многократно переводили из одной келлии в другую, дабы он не привязывался к месту. Алексий был аккуратен, любил чистоту, а частые переселения постоянно нарушали заведенный им порядок, словно отрывали от земного и суетного. «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем», — учил старец Амвросий, воспитывая странническое устроение. Алексий, поселившись в келлию, наводил порядок со тщанием, раскладывал свои вещи, обустраивал молитвенный угол… Но вскоре ему приходилось переселяться и всё начинать заново. «Для того посылается это, чтобы помнила душа, где дом ее настоящий, вечный и стремилась к Отечеству Небесному», — напишет впоследствии отец Анатолий своей духовной дочери, памятуя свои уроки.
По наставлению старцев Алексий ограничил общение, никого не принимал в своей келье, ни к кому не ходил в гости для праздных разговоров.
Воспитание терпения у послушника Алексия
Поселили Алексия в башню, на нижнем этаже которой кололи дрова. От недосыпания и многочисленных послушаний у него появились сильные головные боли. Порой он не мог подняться из-за боли и оставался голодным, и некому было даже принести ему воды. Жизнь в башне стала тяжелым испытанием. Но будущий подвижник достойно его переносил.
Бывало, явится Алексий к отцу Амвросию, старец не принимает его и уходить не велит. Он стоит и ждет. Иногда возвращался к себе лишь к ночи: только ляжет спать — пора идти на утреннюю службу.
Выполнял Алексий тяжелые послушания чернорабочего. Наконец, послали его на клирос. Но это благодатное послушание было недолгим, несмотря на хороший певческий голос послушника. Из-за высокого роста выставлял регент Алексия за пределы клироса, чтобы не загораживал ноты. Алексий послушно смотрел в ноты и пел из дальнего угла за пределами клироса, пока регент не рассердился на него за познания в певческом мастерстве, превышающие его профессиональный уровень, и не потребовал у настоятеля убрать с клироса этого певчего.
После певческого послушания Алексий был отправлен в кузницу…
Вот таким непростым, тернистым путем шел послушник к своему иночеству, воспитывая в своей душе смирение, терпение, кротость, нестяжание и твердость духа.
Успехи в молитве
Благодаря урокам великих старцев будущий преподобный святой познал, что превыше молитвы нет ничего в жизни.
Как-то в монастырь прибыл преосвященный Игнатий Брянчанинов. Он изъявил желание поговорить с кем-то из иноков, кто на опыте познает учение святых отцов о молитве Иисусовой. Святителю рассказали о том, что есть такой послушник, и указали на Алексия.
Алексий отказывался, памятуя запрет духовных отцов на общение. Старец Амвросий благословил его на эту беседу, после чего по послушанию Алексий явился к преосвященному Игнатию. Они долго беседовали, и преосвященный Игнатий был удивлен знаниями и опытом послушника. С уважением говорил он потом об Алексии, о его осведомленности в светских науках и опытности в духовной жизни. Владыка радовался такой неожиданной встрече, называл поразившего его послушника Иосифом Прекрасным и возлагал надежды на его будущее.
По дороге в скит после беседы со святителем Игнатием Алексий встретил преподобного Макария. Вокруг старца было много людей. Он уже услыхал о похвале святителя Игнатия и посчитал ее вредной. В присутствии посторонних людей он с грозным видом стал увещевать Алексия и даже побил его палкой со словами: «А ты что, вообразил о себе, что ты такой умный? Ведь преосвященный из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!»
После, когда опечаленный послушник отошел в сторону своего скита, старец Макарий сказал людям: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?..» Преподобный Макарий нередко называл будущего отца Анатолия высочайшим. Слова старца имели двойной смысл: высок был будущий монах Анатолий и ростом, и духом.
Придет время, и сам преподобный Анатолий напишет о том, как можно выработать смирение: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение, это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия».
Рядом со старцем Амвросием
В 1860 году не стало старца Макария. В 1862 году наконец состоялся постриг, послушник Алексий был пострижен в мантию с именем Анатолий. Потеряв любимого наставника, Амвросий и Анатолий словно осиротели и сблизились еще больше.
В 1860-е годы в Оптиной пустыни активно издавались труды аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. Отец Анатолий по благословению старца Амвросия принимал участие в их подготовке.
Старец Амвросий благословил преподобного Анатолия приходить в монастырскую гостиницу для утешения паломников в их скорбях. Шло время в молитвах и трудах, и отец Амвросий стал наставлять своего ученика в старчестве. Он видел, что монах уже вырос до того, чтобы руководить духовной жизнью людей. К тому же старцу Амвросию нужен был помощник испытанный, опытный в духовном делании. Шел 1870 год. Иноку Анатолию пришло время служить. В 46 лет он был рукоположен в сан иеромонаха.
Прошел год. Отец Анатолий был назначен настоятелем Спасо-Орловского монастыря и произведен в сан архимандрита. Но он отказался от настоятельства ради того, чтобы оставаться рядом со своим духовным отцом. К тому же он не мыслил себя без Оптиной. Преподобный Амвросий ходатайствовал о том, чтобы архимандрит Анатолий стал благочинным скита и его помощником.
В 1874 году 50-летний отец Анатолий вступил в должность скитоначальника, оставаясь духовным чадом насельника подведомственного ему скита — старца Амвросия.
Преподобный Анатолий с любовью заботился о повседневных нуждах братии скита, не говоря уже о духовном ее окормлении. Впрочем, за советом он нередко отправлял своих духовных чад к отцу Амвросию. А старец Амвросий, в свою очередь, насельников, обращающихся к нему по вопросам скита, отсылал к отцу Анатолию, называя его своим начальником. Такое согласие являло собой пример единодушия.
Духовник Шамординской обители
Старец Амвросий говорил о том, что у отца Анатолия есть дар утешения молодых. Ему и поручил старец окормлять молодой Шамординский женский монастырь.
Когда в Шамордино появился храм и начались богослужения, отец Анатолий объяснял сестрам устав богослужения, привез им необходимые книги, учил совершать пятисотницу и петь на клиросе.
Двадцать один год своей жизни отец Анатолий отдал Шамординской обители. Преподобный Амвросий был для сестер духоносным старцем, а преподобный Анатолий — отцом, помогающим в нуждах, утешающим в скорбях, поддерживающим в искушениях.
По благословению старца преподобный Анатолий стал духовником насельниц женских обителей Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской епархий. Как ни старался отец Анатолий жить в молитвенном уединении, вся его жизнь проходила среди людей. Как ни бежал он женского общества, большая часть его служения была посвящена такому непростому окормлению женского монашества.
Вам вверяется попечение о душах
Первоначальницами Шамординской обители были м. Амвросия, м. София и м. Евфросиния. Матушка-игумения София была постоянной сподвижницей отца Анатолия.
Как и отец Анатолий, матушка София обладала прямым характером, всегда отзывалась о духовнике обители с глубоким уважением, говорила, что добрый монах ничем не отличается в воспитании и общении от аристократа. Однако разница в том, что аристократ ведет себя тактично из приличия, а примерный монах — благодаря своей любви к ближним. Именно таким аристократом по духу считала матушка отца Анатолия.
Незабвенное утешение
Матушка София всегда ждала отца Анатолия и радовалась его приездам. Она утешала сестер, которые впадали в грусть, так: «Разве можно скорбеть? Сегодня приедет батюшка отец Анатолий».
Сохранилась память об одной из прогулок с батюшкой и разговор с ним. М. София спросила: «А что бы нам сказала мать Сарра, которая тридцать лет не выходила из пещеры, чтобы посмотреть на природу?» Отец Анатолий ответил: «Всякий спасается своим путем, я более сочувствую тем святым, которые любили природу, как-то: преподобный Сергий Радонежский, Савва Звенигородский, преподобные Антоний и Феодосий; они выбирали самые красивые места для своих обителей, потому что природа возвышает человека к Богу».
В первые годы сестер в Шамордино находилось мало — 20 с небольшим. Было много сомнений, получится ли устроить обитель, работы находилось всегда много и тяжелой, сестры пришли молодые, многие унывали. Отец Анатолий не оставлял их, поддерживал, и не только словами, но нередко и своим примером. Был, например, такой случай. Сестры разбивали навоз. Работа тяжелая и непривычная, многие плакали. Отец Анатолий взял вилы и сам стал разбрасывать навоз. Получали от него сестры и пряники, и баранки в утешение.
Бывало, сестры жили на даче в лесу, боялись страхований и тосковали. Приезжал к ним старец Анатолий, служил молебен, наставлял их почаще читать молитву Иисусову. А если случались споры и обиды, он участливо вникал в ситуацию и помогал разобраться и примириться друг с другом. «Это не отец, а нежная мать своим детям», — говорила игуменья София. Сестры вспоминали: «Не зная ничего лучше и выше иноческой жизни, он обычно склонял молодых к поступлению в монастырь и с особенной отеческой любовью заботился об этих еще не утвердившихся и не оперившихся своих птенцах».
Продолжение следует…
Житие старца Оптинского Анатолия (Зерцалова) (ч. 2)>>
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU