Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Не только Таинственная Дева и Любовь Менделеева. Как разгадать Прекрасную Даму Блока?

Прекрасная Дама — знакомый со школьных времён образ. Появившаяся в одном из первых сборников стихов Александра Блока, для многих она осталась загадкой — как и сами строки поэта. В этом материале мы попытались разобраться в мире символов и художественных концептов и понять, кто же такая Прекрасная Дама.

Источник фото обложки: Wirestock on Freepik
Источник фото обложки: Wirestock on Freepik

Приоткрыла завесу тайны над этим образом доктор филологических наук Елена Владимировна Сергеева. Профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Елена Владимировна изучала творчество Александра Блока в лингвистическом аспекте и рассказала, на какие языковые особенности его лирики следует обратить внимание.

Божественный идеал или обыкновенная женщина?

Первое, что нам нужно помнить, — это имя Владимира Соловьёва. Его идея о Вечной Женственности и в целом его философия — одни из самых важных составляющих поэзии Блока периода «Стихов о Прекрасной Даме». Однако на этом, отмечает Елена Владимировна, не заканчиваются истоки образа.

«Следует учитывать также и наследие романтической русской поэзии: несомненна связь творчества Блока с лирикой Фета и Тютчева. Их имена в эпиграфах к стихам о Прекрасной Даме отнюдь не случайны».

Большую роль сыграла и средневековая лирика: сама номинация «Прекрасная Дама» пришла оттуда (а то, что Блок интересовался литературой этого периода, подтверждает и его пьеса «Роза и крест», напоминает исследователь). Из того же времени — отношение к этому образу не просто с восхищением и любовью, а с почти обожествлением. Третьей, но не менее важной чертой как Прекрасной Дамы Блока, так и её «аналога» в Средневековье, можно назвать двоякость.

«Рыцарь мог служить какой-то даме, перед которой преклонялся как перед полубожественным идеалом. И в тоже время эта дама была почтенной матерью семейства, то есть вполне себе земной женщиной — как и Любовь Менделеева, девушка, в которой Блок видел воплощение Прекрасной Дамы. Однако и в стихах — не она, а её трансформированный образ».

Сама же Прекрасная Дама в рамках цикла достаточно «статична», говорит эксперт. Другое дело, что женский идеал Блока меняется: от Прекрасной Дамы к Снежной Маске, дальше — к Кармен, а потом и к образу Родины в виде женщины. В этом отношении Прекрасная Дама — это первоначальная точка отсчёта романтического мировосприятия поэта, его эстетики.

Значит ли это, что, к примеру, Незнакомка — продолжение Прекрасной Дамы? Здесь возможны две точки зрения: если воспринимать и жизнь, и литературу диалектически, то есть смотреть на логику развития и изменения образной системы поэта в целом, то ответ будет утвердительным. А вот если мы говорим о мировоззренческих основах и восприятии символической ауры «Закатной, Таинственной Девы», то тогда, конечно, нужно разделять эти образы. Прекрасная Дама — это в большей или меньшей мере идеал, подчёркивает Елена Владимировна. Это почти мистический образ, связанный, как мы уже говорили, с религиозным мировосприятием. А Незнакомка — это явно женщина не из идеального мира.

© Прогресс-Плеяда
© Прогресс-Плеяда

«Мерцание смыслов»

Переходя к художественным средствам, с помощью которых Блок выстраивает образ Прекрасной Дамы, остановимся на вопросе о концептах и их разновидностях. Начать, конечно, нужно с определения.

«Поскольку я всё-таки лингвист, а не литературовед, для меня концепт — это определённая лингвоментальная целостность, а не просто синоним слова «понятие». Это ментальный, мыслительный конструкт, который обязательно воплощается в словах».

В целом концепты можно разделить на универсальные и художественные. Это не общепринятые, подчёркивает Сергеева, но удобные номинации. Универсальные концепты одинаковы — или хотя бы близки — у всех людей: скажем, у всех есть что-то общее в понимании счастья, добра, горя или любви. Что интересно, такие концепты могут выражаться не только вербально.

«К примеру, когда известного пианиста Григория Соколова спросили, что такое музыка, он долго объяснял это словами, а потом добавил: “Ещё музыка — это то, что я слышу, но то, что я вам сказать не могу”».

В художественном же тексте, добавляет учёный, у нас есть только, как говорил Гамлет, «слова, слова, слова». Концепт «Прекрасная Дама» — художественный, сам по себе в языке он не существует и принадлежит картине мира поэта, выражается словами в переносном значении, символами, образными средствами, какими-то тропами. В качестве примера Елена Владимировна приводит вводное стихотворение к циклу, которое Блок, к слову, создал в конце работы над сборником.

«”Ты рассыпаешь кругом жемчуга”, — так он пишет. Имеется в виду не реальный жемчуг, а символ чистоты, который связывался с божественными образами. Да и «горящий» терем в стихотворении горит ведь не огнём, а тем светом, который мы видим на классической древнерусской иконе, потому что икона — это золото, это лазурь, это киноварь (то есть ярко-красный цвет). Для Блока актуален последний цвет, воплощающий и божественное, и страсть, и связь с культурой иконы. Он сознательно и подсознательно обращается к религиозно-культурной традиции».

Обращается исследователь и к другому примеру. Сумерки у Блока — это одновременно и те, которые реально существуют в природе, но также и сумерки сознания, мечтания. В этом специфика символистов: их двоемирие, многоаспектность в восприятии — это то, что Зара Григорьевна Минц назвала «мерцанием смыслов».

Знание — сила

Существуют различные уровни интерпретации. На условном «начальном» в творчестве Блока может разобраться и обычный школьник, поясняет эксперт. Понять же лирику поэта достаточно глубоко, не имея того, что в лингвистике называется «пресуппозиция» (фоновые знания), вообще невозможно. Если ты читаешь «Стихи о Прекрасной Даме», не имея представления о Соловьёве или его философии, то будешь воспринимать Прекрасную Даму лишь как какой-то неясный мистический образ.

«А ведь для Соловьёва Вечная Женственность, София — это своего рода четвёртая ипостась Бога (если мы традиционно рассматриваем его как триединую сущность)».

Здесь Елена Владимировна возвращается к Фету, который тоже оказал влияние на Блока. Не зная о личной трагедии Афанасия Афанасьевича, мы не в полной мере можем понять его стихи.

«Он изображает прекрасный мир природы, и вдруг там возникают трагические нотки: «Обнять и плакать над тобой». А что плакать-то, если так всё хорошо? Дело в том, что смерть Марии Лазич, его возлюбленной, обусловливает многое в стихах. Если ты ничего об этом не знаешь, то ты либо просто останешься в недоумении, либо — что ещё хуже — эти трагические нотки вообще не заметишь».
Источник фото: Dim Hou on Unsplash
Источник фото: Dim Hou on Unsplash

Вывод очевиден: разгадать Прекрасную Даму трудно без минимальных культурологических и философских знаний. А что насчёт навыков и умений — какие из них пригодятся? Лингвист считает, что нужно просто больше читать: это тот случай, когда количество переходит в качество. Если будешь заниматься этим достаточно часто, у тебя со временем возникнет навык восприятия и понимания разных текстов. Только что именно нужно читать, чтобы понять Блока?

«В первую очередь — Владимира Соловьёва. Студентам он точно доступен. Для того, чтобы научиться воспринимать сам строй стиха Блока, рекомендую читать Тютчева и Фета: тоже будет полезно. Что касается литературоведения, то о символизме в целом и о Блоке в частности лучше работ Зары Григорьевны Минц ничего быть не может. А вообще об особенностях художественного и лирического много писал Лотман. Тот, кто читал Лотмана, обязательно хоть что-нибудь в художественном тексте поймёт».

След в истории

Самому Блоку Прекрасная Дама помогла осознать, что в любом женском образе следует искать элементы идеала. Сергеева, также исследовавшая цикл стихов Блока «Снежная Маска», отмечает, что центральная героиня в ней иногда убийственна и страшна — а иногда прекрасна. Она воплощает собой стихию, в том числе стихию любви.

Появляется закономерный вопрос: какое влияние Прекрасная Дама оказала на творчество других поэтов? Елена Владимировна считает, что глобального следа в литературном процессе этот образ не оставил. Хотя для некоторых единомышленников Блока он был значим.

«Влияние на Андрея Белого очевидно. Вспомним его роман с Любовью Дмитриевной: он же именно что литературно-книжный, условное «Я тоже хочу попоклоняться Прекрасной Даме». А остальные из тех, кто был близок по духу Блоку, спустя менее чем двадцать лет либо оказались где-то далеко, либо вообще исчезли из жизни».

Вот и вышло, что в долгосрочной перспективе Прекрасная Дама не смогла занять достаточно значимое место в литературном процессе. С другой стороны, её образ помнят, стихи о ней учат, а сборники произведений переиздают до сих пор — стало быть, свой отпечаток в душах людей Таинственная Дева всё же оставила.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц