Найти в Дзене
Чигрышонок

Глава 38.

Евгений Чернятин, школьное фото.
Евгений Чернятин, школьное фото.

Как-то в начале сентября Женя Чернятин пригласил меня полюбоваться восходом солнца с Москворецкого моста. Он хотел нарисовать небольшой этюд Кремля, освещённого лучами восходящего солнца. Прийти нужно было к 5 часам утра. Транспорт естественно в это время не работал. И я пешком из Черёмушек пошёл в центр. и мы вместе получили огромное удовольствие от этого завораживающего зрелища. Время было ещё раннее, всего 6 часов, и мы решили первыми попасть в букинистический магазин, который находился в Метрополе. Но мы опоздали, даже в этот ранний час уже несколько человек стояли около магазина. Но, тем не менее, наши коллекции пополнилась несколькими интересными экземплярами.

Вид на Кремль с Москворецкого моста.
Вид на Кремль с Москворецкого моста.

Наша школьная радиостудия в этом учебном году заработала в полную силу. Каждый день начинался с, подготовленной нашими ребятами, передачи. Практически все ученики нашего класса были задействованы в работе в студии: кто режиссёром, кто оператором, кто автором текстов. Из-за того, что я жил далеко, я не принимал участия в работе студии. Ребята были заняты иногда до 7 часов вечера.

И тут Дорф, наш классный руководитель, предложил мне быть редактором раздела науки и жизни. У нас ещё не было передач на эту тему. Я обложился научно-популярными журналами: «Знание-сила», «Техника-молодёжи», «Вокруг света», и прочей литературой и стал искать тему для первой передачи. Во-первых, она не должны быть очень научной и скучной, во-вторых, должно быть что-то таинственное и может быть немного фантастическое.

И я решил сделать радиопередачу о «снежном человеке», тогда эта тема была очень популярна. По телевидению и в журналах об этом были короткие сообщения, что где-то в Сибири или в горах Гималаев видели или даже контактировали с этим таинственным существом. Я собрал всё, что можно снежном человеке (йети) и стал писать текст предстоящей передачи. Нужно было уложиться в 10 минут, писать для двух голосов, текст должны были читать девочка и мальчик, чтобы не рассеивалось внимание. Писать нужно было крупно и разборчиво. Пишущей машинки у меня не было, так что писал от руки в обычной ученической тетрадке.

Лев Шегал.
Лев Шегал.

Показал своё сочинение Дорфу, он одобрил. Мы с Лёвой Шегалом – нашим главным редактором, подобрали музыку. Музыка была удачной: таинственная и даже местами страшная. В четверг прозвучала моя первая передача. Я очень волновался, как её примет школа. Но я зря волновался - был полный успех. Все только и говорили о снежном человеке.

Витя Баранов, мой старый приятель на год моложе меня, и учился по нашему профилю, подошёл ко мне на перемене и поздравил с успехом. Поблизости стояли девочки из его класса, которые пришли посмотреть на меня, говорили между собой: «Это он, он». Что они имели в виду, то ли, что я автор передачи, то ли что я и есть тот самый «снежный человек».

Теперь к каждому четвергу выходила моя передача по разным научным проблемам. Были передачи и об Атлантиде, и о полётах на Марс, и о таинственных явлениях природы. Все передачи нравились и я, надеюсь, возбудили интерес у ребят к науке.

Трудовое воспитание в школе было поставлено на широкую ногу. Кроме того, что все три профильных класса проходили практику на тех, предприятиях, к которым были прикреплены: мы - операторы звукозаписи в ГДРЗ, химики в НИОПИКе, чертежники в каком-то институте, все три класса один раз в неделю работали ещё в школьном производственном цехе. В подвальном помещении школы был оборудован целый цех. Там были установлены токарные, токарно-винторезные, шлифовальные, фрезерные и другие станки.

Однажды нам дали задание изготовить деталь для какого-то прибора. В результате должна была получиться круглая шайба с внутренней резьбой и накаткой на внешней поверхности. Мы с Володей Каменецким работали в паре на одном станке. Нам удалось оптимально распределить работу: один быстро вставлял в патрон станка заготовку, другой в это время прилаживал метчик в заднюю бабку для внутренней резьбы, мы быстро включали станок, и резьба внутри заготовки была готова. К концу урока мы сделали столько этих деталей, что мастер подошёл и сказал: «Если бы вы работали на заводе, то за смену перевыполнили бы норму». Мы, естественно, были своей работой довольны.

Однажды на уроке биологии неожиданно включили наше школьное радио и прозвучал голос диктора Левитана: «Внимание. Передаём важное сообщение ТАСС. Сегодня 12 апреля 1961 года в космос выведен космический корабль с человеком на борту. Первый космонавт - гражданин Советского Союза Юрий Гагарин».

Что тут началось – все ребята заорали: «Гагарин, Гагарин!! Космос!». Учительница нас не останавливала, мне кажется, она тоже что-то кричала. Нас отпустили с уроков раньше. Домой я ездил на 107 автобусе с ул Спиридовки до пл Сведлова (ныне Театральная) и далее на 115 уже до Черёмушек. Когда автобус проезжал мимо Московского университета, из здания выбежала толпа студентов и преподавателей с самодельными плакатами. Все улыбались, поздравляли друг друга, радостно что-то кричали. Это был настоящий праздник.

Спонтанная демонстрация на ул. Горького 12 апреля 1961 года в честь первого космонавта Юрия Гагарина.
Спонтанная демонстрация на ул. Горького 12 апреля 1961 года в честь первого космонавта Юрия Гагарина.

Такие демонстрации прокатились по всей территории СССР. Тогда казалось, что космос невероятно близок, как потом пелось: «и на Марсе будут яблони цвести». Была необыкновенная вера в нашу страну. Вся молодёжь захотела стать космонавтами, или хотя бы где-то рядом. В технические ВУЗы были огромные конкурсы. Слова «космос, космический» стали завораживающими.

В июне 1961 года кончился учебный год в десятом классе. Если бы мы учились по старой программе, то должны были бы сдавать экзамены на аттестат зрелости и - путь открыт в новую жизнь. Но судьба распорядилась по иному – нам предстояло учиться ещё один год в одиннадцатом классе. Большинство ребят из нашего класса решили готовиться к поступлению в технические учебные заведения. Весь настрой учебного процесса в школе был на продолжение учёбы в институтах. Постоянная фраза наших учителей была: «Как ты учишься? Ведь не поступишь в институт». Но, откровенно говоря, я ни о чём не думал и откладывал это на потом. Интересовался историей, астрономией, читал книги о космосе (а кто их не читал), но определённого ничего не было.

Как раз в это время Саша Соколов сообщил, что желающие могут поехать в туристический лагерь. Он будет располагаться на реке Дубна в районе ж. д. станции Вербилки. Надо внести 7 рублей. Деньги были не большие, но у меня не было никакой подходящей одежды, да ещё нужно было с собой взять раскладушку. Саша меня уговорил, он дал мне свои, уже изрядно потрёпанные кеды, раскладушку мы решили заменить топчаном уже на месте, который изготовили из подручных материалов. И я согласился.

Наш учитель по военной подготовке Архангельский Виталий Александрович, сын известного поэта Александра Архангельского, обещал достать палатки. И действительно их достал. Об этом он рассказывал нам уже в лагере. Он пошёл к маршалу Ерёменко (видно был с ним знаком) и попросил помочь с палатками. Ерёменко жил на Патриарших прудах в доме со львами. Ерёменко его принял и на каком-то листе обёрточной бумаги написал командующему Московским военным округом выдать подателю сей записки 6 военных палаток, бывших в употреблении. Может быть это легенда, а может быть и правда. Палатки были действительно хорошие, помещалось в них шесть раскладушек.

Наш турлагерь. Вербилки. 1961 год.
Наш турлагерь. Вербилки. 1961 год.

Начальником нашего туристического лагеря стал наш военрук Виталий Александрович. Для подготовки места для лагеря, расчистки площадок для палаток и установки палаток поехала группа ребят, начальник лагеря и два плотника. Остальные ребята должны были приехать дня через три.

Я был во второй группе. Мы встретились на Савёловском вокзале и ехали до Вербилок часа два. Затем надо было идти пешком минут сорок. Пришли на берег речки Дубна. Лагерь находился на противоположном берегу. Переплавлялись на двух лодках: одна деревянная плоскодонка, другая байдарка. Через несколько дней эти две лодки пришли в полную непригодность- они были не просто старые, а полностью непригодные для плаванья. И пришлось нам в дальнейшем переправляться через Дубну или вплавь, или переходить вброд. Так как я плавать не умел (да так и не научился за всю жизнь), то приходилось мне переходить эту довольно глубокую и быструю речку вброд. Вода иногда доходила до шеи, да ещё приходилось наклоняться, чтобы течением не унесло. Сначала было страшновато, потом привык. Только однажды после дождя, когда уровень воды поднялся, я чуть не захлебнулся.

Иван Москвин и Саша Соколов, уставшие после работы по оборудованию лагеря, с удовольствием уплетают тушёнку с картошкой. Турбаза Вербилки. Июль 1961 год.
Иван Москвин и Саша Соколов, уставшие после работы по оборудованию лагеря, с удовольствием уплетают тушёнку с картошкой. Турбаза Вербилки. Июль 1961 год.

В первый день мы были просто ошеломлены красотой этого места. Палатки стояли на большой поляне, окружённой вековыми елями. Воздух был необыкновенный. Живописная тропинка вела к реке. Нас ждал вкуснейший обед, в поезде мы изрядно проголодались. После обеда пошли обследовать окрестности. Ребята прихватили из Москвы бутылку портвейна, все выпили по целой кружке. Мы вышли на обширную поляну, заросшую черникой. Стали её с большой скоростью поглощать ,а она всё не кончалась. От такого изобилия ягод, да и от выпитого вина, я как-то не почувствовал, что меня буквально облепили комары. А, надо сказать, район севернее Дмитрова, очень комариный, и нам они ещё долгое время отравляли жизнь.

Когда мы вернулись в лагерь, моя спина была настолько искусана, что весь лагерь приходил на неё смотреть. Особенно комары злобствовали к вечеру, когда заходило солнце. Но мы, в нашей палатке научились с ними бороться. Вечером мы набирали мох, сухую траве и жгли её внутри палатки. Потом, выползали от туда, плотно закрывали полог палатки и ждали когда все комары внутри подохнут. Это спасало, но не надолго, к утру комары появлялись, но не в таком количестве. Во всяком случае, ночь мы спали спокойно, что не скажешь о соседних палатках, там борьба с комарами шла всю ночь.

Смородин, Квартальный и Соколов у костра. Вербилки 1961 год.
Смородин, Квартальный и Соколов у костра. Вербилки 1961 год.

Сначала наш руководитель Виталий Александрович пытался ввести полувоенную дисциплину: утренние построения, гимнастику, отчеты о проделанной работе. Потом понял, что это не нужно. Ребята хотя и разные и по характеру и уровню интеллекта, но всё же не оторвы. И порядок можно поддерживать и без формальных и внешних атрибутов. Хотя, конечно, уровень был очень разный.

Расскажу один эпизод. После ужина обычно долго сидели у догорающего костра и потом расходились по палаткам. И в каждой палатке ещё долго продолжались какие-то Недоконченные споры и дискуссии. Нашу палатку называли философской: в ней находились Чернятин, я, Москвин, Смородкин, и ещё двое (уже не помню кто). Разговоры были всегда очень интересные, ребята много читали и многим интересовались. То Чернятин затеет что-то из области искусства, Смородкин из области техники, я по истории. И все оживлённо поддерживают разговор и всем интересно.

В соседней же палатке, устроили соревнование - кто опередит все по пуканью. Победил кто-то из ребят, но многие из соревнующихся возражали и говорили: «Это неправильно, это не пукания, а шептунки». Соревнования кто кого перепердит у них продолжались больше недели. Так что публика у нас была довольно разнообразная.

Я и сейчас не могу себе объяснить эти омерзительные забавы. Мне они напомнили рассказы отца о его работе в юности писарем в тюрьме в городе Белёве, где начальником тюрьмы был его дядя. Никакого пиетета у отца по поводу нравов, царивших в тюрьме не было. После его рассказов оставалось тяжёлое, гнетущее чувство безысходности. Люди в тюрьме становятся хуже зверей. Они с упоением и наслаждением придумывают извращённые пытки и издевательства над более слабыми. Да там и очень сильный очень скоро сломается. У меня с детства сложилось стойкое неприятие всего тюремного: и тюремного жаргона, и так называемых «тюремных законов», и тюремных понятий о чести.

Примерно треть ребят из наших Волоцких домов сидела в тюрьме. Приходя после отсидки, они с упоением рассказывали о своей тюремной жизни. Уже тогда я понял, что это глубоко несчастные и убогие люди, не имеющие никаких понятий о морали, нормальной семейной жизни, о дружбе и любви. Всё в их голове было покорёжено и цинично опошлено. Кто-то из младших ребят слушал их с восторгом. А кто-то постоял рядом и отходил, чтобы никогда уже не подходить. Мне кажется криминальное сознание и тяга к такой жизни – это качества врождённые. Многие, кто, раскрыв рот, слушали тюремные рассказа, сами потом попадали в тюрьму.

Один раз местный колхоз попросил нас помочь в сельхоз работах. Мы должны были прополоть большое поле редиски. Мы, конечно, и редиски собрали прилично для себя, и пропололи качественно. Потом поехали в Дмитров, что-то покупать из продуктов. В Дмитрове зашли в столовую пообедать. Мы действительно проголодались. Нам налили огромные тарелки супа, и шницель был таких размеров, что я боялся, что его не съем. Отвалились мы от стола сытые и немного сонные и медленно поплелись домой в наш лагерь.

В лагере было четкое распределение обязанностей. Готовили пищу девочки. Ребята заготавливали дрова, носили воду, и вообще делали всю тяжёлую работу. По воскресеньям к нам приезжали родители некоторых ребят. Приезжали также и наши одноклассники – посмотреть на наше житьё-бытьё.

Женя Чернятин много рисовал и брал меня на зарисовки. У него был большой альбом размером А 3. Рисовал он акварельными красками. Мы нашли старую полуразрушенную церковь. Кое-где ещё оставались стенные росписи. Зайдя внутрь, мы рассматривали эти росписи, они внушали нам уважение. Разрушители церквей походили на маленьких хулиганов, которые разрушали в детской песочнице, созданные детьми с таким старанием из влажного песка сказочные дворцы, подземные переходы и крепости. Величественные развалины церкви как бы спрашивали: «Зачем же вы разрушили такую красоту?». Женя, конечно, был трудяга, он не расставался с карандашом и альбомом. Рисовал и деревенских ребятишек, и портреты ребят, и пейзажи. Я тоже что-то пытался изобразить. Мои рисунки были далеки от совершенства, но Женя отмечал успехи: «Вот штриховка у тебя правильная».

Рисунок Николая Кузина июль 1961 г. Вербилки.
Рисунок Николая Кузина июль 1961 г. Вербилки.