Найти тему
Фонтанка.ру

Театр с роботами — это не то, о чём вы подумали. Читайте на "Фонтанке"

Роботы играют Чехова. Как современный театральный режиссер становится программистом

Театр с роботами — это не то, о чём вы подумали. Никаких человекоподобных фигур с угловатыми движениями. Роли исполняют манипулятор, дрон, робопес. Создатели научно-технологического театра специально уходят от антропоморфности, чтобы показать: бессмертную классику могут играть и небиологические артисты.

После режиссуры — «отходняк»

Иван Заславец родился в поселке Ферма. Это одно из названий закрытого военного микрорайона в Сергиевом Посаде. Папа военный, мама врач. Выбор профессии у Ивана пришелся на начало нулевых, он поступил в Российскую академию туризма, устроился работать в офис в Москве. Денег хватало. Жизнь шла по понятной и намеченной программе, но Иван всё время чувствовал нехватку чего-то. Вдруг стал писать странные стихи и понял, что работа с цифрами сводит его с ума.

Через полгода Иван уже учился в театральном институте на специальности «актер театра и кино», затем переехал в Петербург и поступил в Российский государственный институт сценических искусств. Учился на курсе Андрея Могучего. В родном Сергиевом Посаде начал ставить первые спектакли. Площадкой для постановок была то квартира с голыми стенами без ремонта, то помещения заброшенного завода.

«У многих людей, когда они оканчивают режиссуру, начинается период — такой отходняк, им нужно вернуться в мир, — говорит Иван. — Ты был в какой-то временной яме. Огромное количество чего-то там в мире произошло, а ты в это время с утра до вечера репетировал, репетировал».

РГИСИ Иван не окончил, отчислили его и из ГИТИСа, куда он поступил позже. Сам Иван говорит, что ради сцены пожертвовал учебой, высокооплачиваемой работой и вредными привычками. Ни на что из этого у него не осталось времени.

Фантазии роботов, прочитавших «Чайку»

С исполнителем главной роли в своей будущей постановке по чеховской «Чайке» Иван познакомился в Планетарии № 1. Робот-манипулятор Hyundai HS 165 весом почти в полторы тонны совершал «хореографические движения». Этих промышленных гигантов часто используют на сцене: на церемонии вручения премии «Тэфи», на «Алых парусах» в Петербурге. Но в постановке Ивана заложенная в робота динамика должна была приобрести другой смысл — эмоциональный. Тяжеловесный манипулятор научили тонким движениям: ставить цветок в вазу, и это сделало его похожим на человека.

«Помню, когда увидел его в первый раз, то залип минут на 15. Смотрел на него, восхищался и понимал, что вот Костя Треплев — порывистый, нервный, но тяжелый. Потрясающее соединение контрастов и какая-то чувственная природа, прямо идеально», — вспоминает Иван.

Иван тогда учился в Лаборатории новых медиа, которая реализуется на Новой сцене Александрийского театра. Он никогда серьезно не работал с кодом, в памяти оставались только скудные уроки программирования из школы. Иван стал искать тех, кто поможет ему поставить «Чайку» Чехова, в которой не будет ни одного живого актера, а все роли сыграют роботы. Идею сначала не поняли ни театралы, ни программисты. Для первых она казалась абсурдной, потому что предметы не могут излучать в зал энергию и захватывать зрителя. Вторые не хотели работать в некоммерческом проекте с туманными перспективами.

Ивану стали помогать молодые ребята из студии робототехники при ИТМО. Роль Нины Заречной получил DIY-робот (его можно построить и запрограммировать самостоятельно). Программированием Кости занялся медиахудожник Данил Матвиенко. Ивану же нужно было срежиссировать действие. Его напарницей стала художник-постановщик и режиссёр Ира Криворукова, у которой был опыт работы в кукольном театре. За каждым роботом закрепили робототехника. Небиологическими артистами управляли во время постановки, но некоторым дали свободно двигаться в рамках своей программы. При этом роботы могли самостоятельно реагировать на внешние импульсы — звук и свет, что создавало эффект импровизации.

-2

«Мы использовали этюдный метод. Это когда есть материал, есть пьеса, но ты еще не пытаешься ее разыгрывать. Сначала ее разбираешь, смотришь, потом предлагаешь артистам сделать этюд, как обычно в театре с людьми это происходит. Мы сделали разбор и поняли, что этот персонаж хочет этого, между ними возник конфликт, какие предлагаемые обстоятельства… Это все элементы системы Станиславского, — отмечает Иван. — А что вы не видели механистических артистов театра, формально исполняющих свои роли? По-моему, это намного хуже, и в этом смысле роботы честнее. После первых показов в Планетарии был комментарий от девушки-актрисы: «Надо запретить театр для всех, кроме роботов».

Спектакль показали на нескольких площадках в Петербурге. Постановку номинировали на национальную театральную премию «Золотая маска». «Робот Костя» съездил на гастроли в Москву. «Чехов как драматург декларирует, что нужны новые формы. Он же авангардный драматург, и после него каждый режиссер, который пытается ставить «Чайку», должен ответить на вопрос: что такое новые формы искусства сейчас? И в этом смысле как раз робототехника, развитие искусственного интеллекта отвечает на вопрос о новых формах, — говорит Иван. — Это по большому счету фантазия. Мы не ставим «Чайку» Чехова, мы ставим фантазии роботов, прочитавших «Чайку» Чехова».

Иван планировал гастроли для «Робота Кости» в Европе. У него была мечта: роботы играют Чехова на Авиньонском фестивале, выступают в декорациях средневековых стен, соединяя прошлое, настоящее и будущее. Но эти мечты пришлись на февраль 2022 года, и международному сотрудничеству не суждено было состояться.

Любой режиссер — программист

После начала боевых действий многие из команды Ивана уехали из страны. Он поступил на программу art & science в ИТМО, где уже ближе познакомился с технической составляющей своих проектов и стал работать в том числе как медиахудожник. Его выпускной работой стал спектакль «В ученом обществе». Это первое название чеховского рассказа «Каштанка». Главную роль получил Робот Unitree A1 — китайский аналог знаменитых робопсов Boston Dynamics. Иван купил его на «Авито» почти за полмиллиона рублей, истратив на это почти все деньги полученного гранта.

«Поучившись немножко робототехнике, каким-то средствам визуального программирования, я сейчас понимаю, что на самом деле режиссер — это человек, который занимается программированием, просто его код — это задачи артистам, постановочной команде. Это тоже своего рода программирование, программирование восприятия зрителем, — рассуждает Иван. — Мы-то думали, к нам придут зрители, которые глубоко в контексте, шесть раз смотрели «Чайку» и успели устать от современного русского театра. И тогда будут понятны все мемы, гэги, которые мы закладывали в постановку, все наши постмодерные игры. Но оказалось, что приходят обычные зрители и всё понимают. Приходили дети. Им страшно, но интересно. Им нравилось, как собака бегает, как там чайки появляются. И оказалось, что вроде спектакль для широкого круга».

Полгода назад Иван вернулся из Петербурга в Сергиев Посад и сейчас базируется там. Он не скрывает, что театру нужно финансирование, а пока он тащит всё на себе.

«Особенно сейчас такое время, что у нас огромное количество замыслов. Мы приходим в театр и говорим, что у нас куча авангардных идей. А театры отвечают: ну понимаете, нам надо, чтобы было всё простенькое, чтобы было весёленькое, для детей и все дела», — говорит Иван.

-5

В Петербурге Иван надеется показать «В ученом обществе» в мае.

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»