Найти в Дзене
Иван Чё

«Вселенная 25». Гомосексуализм – предвестник гибели цивилизации?

Джон Кэлхун. Фото из открытых источников.
Джон Кэлхун. Фото из открытых источников.

В 40 – 60 годы прошлого столетия проблемами плотности популяции и ее поведения занимался ряд ученых по всему миру. Один из таких исследователей был этолог и психолог из США Джон Кэлхун.

Наиболее известный его эксперимент носил название «Вселенная 25» (порядковый номер эксперимента).

Изначально объектом исследования ученого были крысы, поведение которых он наблюдал еще в 1945 – 1947 годах в открытой природе. Позже исследования были перенесены в лабораторию (1958 – 1962 год).

Эксперимент «Вселенная 25» проводился уже с мышами, а не крысами, на протяжении более 4 лет с 1968 по 1972 годы.

Почему вообще подобная тема стала интересна ученым?

В 60 – 70 годы в западных странах отмечался очередной пик рождаемости. Возникла идея о возможной нехватке ресурсов и ученые начали строить модели развития общества на примере грызунов.

Эксперимент "Вселенная 25". Фото из открытых источников.
Эксперимент "Вселенная 25". Фото из открытых источников.

Кэлхун проводил свои исследования в лаборатории на базе Национального института психического здоровья.

Не будем приводить здесь точные параметры и размеры жилища и кормовой базы подопытных мышей, а передадим лишь общие выводы.

В начале эксперимента было всего 4 пары мышей. По расчетам ученых места в экспериментальных ящиках-гнездах должно было хватить для беззаботной жизни 3840 мышей, а количество корма вообще – на 9500. На практике популяция стремительно выросла до 2200 особей и далее не увеличивалась. До конца эксперимента дошли 122 мыши, которые уже давно вышли из репродуктивного возраста.

Эксперимент показал, что, несмотря на обилие еды, воды, безопасные условия жизни и размножения появляются разные социальные группы, угнетающие друг друга.

На первом этапе более зрелые (старые) особи пытаются ограничивать молодых, не уступая им социальные роли. Проводя аналогии с человеческим обществом – руководители любого уровня стараются подольше сохранить свой пост, даже при условии социальных гарантий в случае ухода на пенсию.

Молодые мыши, ограниченные в доступе к корму и размножению (изобилие самок и корма узурпируется в лапах старых самцов) не выполняют свои эволюционные задачи, переживают переломы психики, их агрессивность растет. Здесь так же можно провести аналогию с оппозицией в человеческой политической жизни. Не получившие допуска к власти люди проявляют агрессию в виде митингов и прочих активных социальных действий.

Далее самки мышей, становятся жертвами случайных атак агрессивных молодых самцов (человеческое домашнее насилие). В итоге самкам самим приходится проявлять агрессию в ответ, защищая себя, территорию, детей.

Хотя жертвами становятся чаще те самые беззащитные дети, а самки все чаще отказываются от спаривания, чтобы не оказываться в беззащитном беременном положении. А, не имея детей, нет необходимости их защищать, от агрессии самцов надо отстоять уже только себя. Здесь можно легко найти параллели с появлением феминизма у людей и с модой на чайлд фри.

Рождаемость популяции мышей падает, смертность молодняка в случайных стычках растет. При этом мы помним, что вокруг изобилие корма и самок. Но «старые» мыши, которые первыми попали в эксперимент, не дают нормальной жизни молодняку.

Последняя стадия такого мышиного общества – смерть. Исследователи обнаружили появление группы, которую они назвали «красивые». Это самцы, отказывающиеся от агрессии и от борьбы за самок (привет человеческим геям). У них нет ран, они только спят, едят и постоянно чистят свою шерстку. В этой же группе ученые отмечают и гомосексуальные связи. Интересен факт, что даже отделение «красивых» в новые загоны с самками не вызвало у них желания спариваться.

Выводов было сделано много, в том числе противоречивых. Основной – превышение определенной плотности популяции при нехватке социальных ролей ведет к появлению «изгоев» и различных маргинальных групп. Обилие кормовой базы здесь является отягчающим фактором, приводящим к концентрации ресурсов у одних и нехватки их для других. А необходимость борьбы с долго живущими старыми особями разрушает социальные связи и общество, убивая интерес к жизни у молодых.

Джон Кэлхун в лаборатории. Фото из открытых источников.
Джон Кэлхун в лаборатории. Фото из открытых источников.

В общем «землю крестьянам, заводы рабочим, а молодым везде дорогу» и тогда все было бы хорошо.

Получили ученые и дозу критики о чистоте эксперимента.

Происхождение первых мышей во «Вселенной 25» было неизвестно и могло изначально серьезно сказаться на выводах. Кондиционирование воздуха в те годы также было значительной проблемой – поэтому говорить об идеальных условиях жизни мышей в лаборатории не приходится. Также критики отмечают, что чистка фекалий была нерегулярной. Причины бесплодия самок недостаточно изучены и говорить здесь только об отказе спаривания не совсем корректно. Средний возраст мышей на последней стадии эксперимента достигал 770 дней, репродуктивный возраст самцов уже давно остался позади, а пассивность их уже являлась нормой.

Можно ли полноценно перекладывать результаты исследования на человеческое общество? Не факт. Да, человек более сложное существо, чем мышь, думающее, строящее свой мир самостоятельно.

Не стоит забывать и второй закон термодинамики, говорящий о том, что в закрытой системе энтропия нарастает. «Вселенная 25» была очень ограниченная по своему размеру, являясь по сути закрытой.

Попытки создания рая на Земле, даже если это рай для мышей, пока завершились плачевно.

Подобные процессы если и можно наблюдать в человеческом обществе, то это будет гораздо более растянутый во времени процесс, финал которого пока остается тайной.