Как только не изворачивается человек, чтобы собеседник понял именно то, что сказали ему: повторят по 100/500 раз одно и то же, говорит то громко, то тихо, чертит схемы, таблицы... Порой все без толку! А почему? Да потому что человек не знает МАТЧАТЬ! Теория еще не понятна! Я начинаю говорить, условно с буквы Л, а он еще топчется в районе Б...
Здравствуйте, снова с вами я, Устинова Наталья Николаевна.
Продолжаю цикл статей в помощь студентам, ну и попутно рассказываю занимательные истории из практики работы со студентами педагогического вуза и не только.
Начну с занимательной истории от моей коллеги и ее дочки Маши, которая на момент развития событий посещала детский сад, где им рассказали про зарождение жизни на Земле, динозавров, эволюцию, превращение обезьяны в человека...
Идут наши герои как-то из детского сада домой. Машенька идёт задумчивая, молчаливая, что, собственно, ей совершенно не свойственно. Мама и так, и эдак к ней, молчит, видно, обдумывает что-то. Наконец задумчиво взглянула и спрашивает:
- Мама, а ты динозавров видела?
- Нет, - отвечает ей мама.
Машенька, удивлённо:
- Ну, а как обезьяна в человека превратилась, видела?
- Нет, это было давно, меня ещё тогда не было! - отвечает мама.
Машенька помолчала, а потом раздражённо вопрошает:
- Мам, а ты образованная вообще?
К чему это я? Посмотрите, такая маленькая девочка, а как уже производит анализ информации!
Давайте сначала разберём теорию, а потом вернёмся к нашей умнице Машеньке, у которой, кстати, вчера, 24 февраля, был день рождения! Поздравляю! Целую! Обнимаю!
Итак, что же такое анализ?
Анализ (образовано от греческого слова: αναλυσις — разделение, расчленение).
Анализ — это процедура мысленного или материального разделения целостного объекта (предмета, явления, процесса) на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения. Например, сдали пробирку крови, в качестве результата получили бумажку, в которой прописана концентрация основных форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), уровень гемоглобина, и т.п.
Что мы можем анализировать? Что мы разделяем на части?
Ответ: да, все, что угодно (этой самой "расчленёнкой" мы занимаемся ежеминутно, ежесекундно даже!):
- предметы (в значении "вещь", "продукт", "изделие", "материальный объект", "информация"), с целью: выявления опасно\безопасно, а далее производные от этого: съедобно\несъедобно, холодно\тепло\горячо, нужно\не нужно, и т.п.
- явления (в значении "события", "случаи", самые разные, от физических, до экономических, социальных и т.п.), с целью определения опасно\безопасно, выгодно\не выгодно, касается лично меня\не касается и т.п.
- процессы (в значении "движение вперёд", "смена состояний объекта", "изменение объекта или его состояния, касательно какой-либо характеристики", например, во времени), с целью выяснения опасно\безопасно, интересно\не интересно, давно\недавно, критично\не критично и т.п.
Уметь анализировать нужно каждому!
Давайте посмотрим, что анализировала Машенька? На первый взгляд, все просто: полученную информацию о том, как зародилась жизнь, как эволюционировали живые существа. Но это ещё не всё!
Наша умная Машенька получила информацию из (как ей казалось) первых рук! Видимо им так ярко и красочно рассказывали об этом, что ребенок решил: "воспитатель видела это!" Дальше смотрите цепочку, которая зародилась в головушке Маши:
Воспитатель - видела ЭТО, она такая же как мама (уж прости,моя дорогая коллега!) СТАРАЯ, значит и мама видела ЭТО!
Воспитатель остановила повествование, а пытливый Машин ум не удовлетворен! Ей хотелось узнать подробности, окунуться туда! Именно поэтому она расспрашивала маму и обиделась в конце диалога! Ей, ребенку, обидно, что мама не может ей дать то, что она хочет - подробностей о динозаврах, об обезьяно-людях!.. она пока не понимала, что жизнь человека не так уж длинна, увы!
А как Маша проанализировала (расчленила) информацию?
Итак, смотрите:
1) всю информацию Маша разделила на факты и работала с каждым по-отдельности.
2) дальше она начала группировать, так выяснилось, что мама, как и воспитатель, видела это.
3) затем девочка систематизировала, что так тщательно до этого разделяла, но не просто спонтанно, хаотично, а по определенному правилу (!). Так у нее родился вывод, что мама не образованная. На тот момент ей пришлось столкнуться с трудным выбором:
- либо признать, что ее умозаключение о том, что воспитатель видела то, о чем рассказывала, не верно,
- либо признать, что мама что-то пропустила, воспитывалась в какой-то другой среде, которая хуже той, в которой росла воспитатель! Маму обидели, обделили, не образовали,
- либо вариант для ребенка: что-то не так с воспитателем(!), как вариант, она все это придумала и этого не было (несмотря на то, что мама подтвердила, что это все правда).
Думаю, что был выбран последний вариант... Хотяяяя... Уровень рефлексии, который проявляет Машенька с детства, такой, что я не удивлюсь, если был выбран другой вариант, причем тот, о котором я и не догадываюсь!
С днём рождения, Машенька! Пусть сбудутся все твои мечты!
Оставим Машу в покое и вернёмся к нашим ... СТУДЕНТАМ!
Я не понимаю:
ЧТО МЕШАЕТ ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ТАК СКАЗАТЬ, ПО ЗАДАНИЮ?
В выпускной квалификационной работе одним из основных методов исследования выступает именно анализ. Мы должны произвести анализ:
- Литературы по проблеме исследования.
- Сущности исследуемого понятия.
- Видов и их характеристик.
- Опыта других людей в исследуемой проблеме.
Сколько анализа в одной работе!
Ещё раз: анализ - это расчленёнка! Мы мысленно отделяем мух от котлет! Существенные признаки предмета от несущественных!
Начнем с анализа литературы по проблеме исследования.
Как сделать:
1. Осуществляем поиск литературы любым удобным способом.
2. Начинаем разделять на основную и не основную.
3. Берём ОСНОВНУЮ и ЧИТАЕМ!
Анализ здесь пока на уровне разделения на основную и не основную литературу.
Далее вы будете делать анализ литературы и вставлять фрагментами в разные части ВКР. Например, помните, пресловутая фраза: "вопросы... исследовали различные учёные...". Вот тут как раз вы, дорогие студенты, производите анализ литературы.
Смотрите: вы выделили авторов, которые изучали проблему, разделили их на группы и написали фразу типа:
В исследованиях (ФИО авторов через запятую, отсортированные по алфавиту или значимости разработок) рассматривается (далее что конкретно, например, сущность, виды и т.п.). В работах (опять ФИО, но других учёных) исследовались (уточняете, что).
Это анализ литературы!
Нельзя для ВКР:
1. Анализировать не научную литературу (забудьте о Википедии,студопедии, инфоуроке и прочих подобных ресурсах).
2. Приводить (копировать) чужие курсовые и ВКР без переработки!
3. Ссылаться не на первоисточник (об этом писала в одной из своих статей).
4. Просто пересказывать авторский текст без выводов и умозаключений.
Рекомендую быть осторожными в использовании:
- иностранных терминов (как минимум вы должны понимать, что они обозначают);
- литературы более чем десятилетней давности.
Далее умение делать анализ литературы вы проявите, когда будете исследовать сущность того понятия, которое является важным в работе.
Разбираемся, что значит выявить сущность понятия.
Оооо, это моя отдельная боль! Вообще не знаю, как объяснять людям, что такое понятие и его сущность.
Начнем с самого начала (простите, сейчас буду включать душнилу).
Понятие от слова ПОНИМАТЬ!
1. Понятие - это образ предмета, рассматриваемый через его основные признаки.
2. Понятие - структурная единица мышления.
А СЕЙЧАС САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ:
Представьте, что вы - малыш, который познает мир. И вот вы увидели новый предмет, который вас заинтересовал. Что вы будете делать с ним? Правильно, познавать: рассматривать, крутить, стучать, трясти, разбирать, проверять на прочность, съедобность и т.п. Вам надо понять, ЧТО ЭТО?
Поэтому вы сначала рассматриваете, находите сходства\различия между этим незнакомым и знакомыми предметами (сравнение). Отвечаете на вопрос - на что похоже?
Дальше вы разделяете сходные\не сходные элементы, выделяете существенные и несущественные признаки (анализ). Отвечаете на вопрос, а в чем особенность этого предмета, по сравнению с другими, похожими? Что можно делать с помощью этого предмета, для чего он...
При этом ничто другое вас не интересует, вы отвлекаетесь от всех других игрушек, нацеливаете все внимание на этой конкретной (абстрагирование).
Дальше вы будете соединять существенные признаки (синтез). Отвечаете на вопрос для чего этот предмет, что с ним можно делать.
Затем можно пробовать распространить вывод на все однородные предметы (обобщение). Здесь появляется опыт!
Давайте сейчас по этой схеме определим, что это:
Первое, что делаем, рассматриваем, мысленно пробуем, сравниваем с известными предметами. На что похоже?
Ответ: ножницы.
Второе, начинаем выделять существенные свойства именно этого прибора, отделяющие их от других ножниц.
Ответ: длинные лезвия с зубчиками, лопатка, рукоятка с силиконовыми вставками.
Третьим пунктом мы объединяем признаки (ножницы для резки чего-то, что нужно подхватывать на лопатку. У них противоскользящая рукоятка, значит руки при резке могут быть влажными, лезвие длинное, с зубчиками, значит резать придется неоднородный по структуре, но мягкий объект).
Ответ: кухонные ножницы для пирогов и пиццы.
Сейчас мы с вами быстро сможем понять, увидев у кого-то на кухне похожие ножницы, для чего они.
Понимание того, как происходит процесс, упростит написание первого параграфа ВКР. Но это только начало...
Пока я пишу следующую статью на эту тему, вам задание:
Посмотрите на свое основное понятие, все ли этапы вы прошли? Определили ли вы, что это? Просто, для себя!
А дальше, в следующей статье, я попытаюсь раскрыть, что такое содержание и объем понятия, что значит выявить сущность (смотрите название первого параграфа и поймёте, о чем я), как проанализировать виды исследуемого объекта, опыт педагогов по данной проблеме.
А на сегодня все!
С вами была я, Устинова Наталья Николаевна. Надеюсь, что мои объяснения помогли!
ЗА ОДОБРЕНИЕ СТАТЬИ - ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! СТАВЬТЕ👍, мне будет приятно, а вам, может быть, полезно!
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на канал Дзен кафедры ФМиИТО, и будет вам счастье!