Одно из самых важных в истории c трудоустройством – зарплата. То, ради чего, собственно, все муки. Конечно, здесь нужно быть предельно осторожным. Во-первых, вы должны хотя бы примерно понимать, какие условия вы планируете получить, исходя, несомненно, из вашей рыночной цены. Какова сейчас средняя зарплата в вашем сегменте, в вашем регионе для специалистов вашего уровня? Отталкивайтесь от этого. Кроме того, именно для продажника важно понять, какое соотношение оклад-премия приемлемо. Частенько небольшие компании грешат тем, что предлагают абсолютно никчемный оклад, обещая золотые горы в процентной части, связанной с продажами. Объясняя это тем, что, если вы хорошие продажники, вы не будете просить большой оклад. Безусловно, это манипуляция. Однажды попробовав работать по такой схеме, я поняла, что больше этого не допущу. Хороший оклад компенсирует весь мой ежедневный труд, бесконечные текущие дела и офисный режим. Почему специалист должен работать за пару-другую тысяч рублей? «Конечно, процент от продаж/процент от KPI никто не отменял», – скажут вам. Но эти выплаты остаются на усмотрение работодателя. Даже в трудовом договоре их прописывают как «премирование». А значит, вы можете остаться на бобах в любой момент. Более того, вас будет невероятно легко выкинуть с работы, платя лишь официальный оклад некоторое время. Зачем вам быть в положении просящего? Заведомо проигрышном положении. Та же самая история и про «черную» зарплату. Не соглашайтесь на это. Скорее всего, вы окажетесь в проигрыше. Кстати, интересный момент: это еще и история про самооценку. Если она в норме, вы не станете выбирать подобные условия, очевидно вас ущемляющие. А символичный оклад и черная зарплата – это прямое ущемление ваших прав. Я даже скажу, базовых потребностей. ЭТО ВСЕГДА ПОЛОЖЕНИЕ ПРОСЯЩЕГО! А НЕ РАВНОГО. Конечно, если у вас вообще есть выбор. Имею в виду: ваше положение позволяет выбирать – ходить по собеседованиям, оценивать и думать. У вас есть какой-то запас, еда и дом.
Итак, классические условия менеджера по продажам: оклад плюс премия (от продаж либо от выполнения KPI). Последнее – это так называемые ключевые показатели эффективности (от англ. key performance indicators). То есть некоторые показатели или задачи, по достижении которых вас премируют. Например, сейчас у меня что-то наподобие:
- Выполнение товарооборота компании (если ТО выполнен менее чем на 50%, премия равна нулю)
- Выполнение товарооборота моих клиентов
- Выполнение товарооборота по моему региону
- Предоставление еженедельной отчетности руководству по проделанной работе
Кстати, KPI зафиксированы на бумаге. Теперь их не так просто поменять!
Еще один важный момент: иногда прописывают не KPI, а премию в виде процента от продаж. Чаще это один пункт из списка KPI. Здесь есть такой подводный камень: ваш процент от продаж привязывают к выполнению плана! План не выполнен – нет премии. При этом говорят: «В этом месяце нужно продать на миллиард. Я так решил!» На одной из работ у меня именно это и произошло. А каждый месяц, ближе к выплате зарплаты, босс неожиданно увеличивал планы. Конечно, у него всегда было множество достойных аргументов. В итоге мне платили меньше. На самом деле владелец просто имел определенную цифру в голове, которую, как он считал, я должна получать. И когда выходила бо́льшая сумма, он придумывал все что угодно, лишь бы не платить. Он считал, что я этого не заслужила. Я же, в свою очередь, чувствовала себя бесправной крепостной. Это было более унизительно морально, нежели финансово. Какая-то извращенная форма издевательства над человеком. Но опыт хороший.
Кстати, систему KPI придумал экономист Питер Друкер в 60-х годах прошлого столетия. Он утверждал, что «стратегия без метрик – просто желание. Метрики, которые не соответствуют стратегическим целям, – пустая трата времени». Он создал такие метрики, которые можно использовать именно в бизнесе. Система долго приживалась, но в нулевых, с развитием мирового бизнеса и международных корпораций, уже применялась повсеместно.