Найти тему

У каждого поколения своя книга в творчестве Юрия Полякова.

Оглавление
Юрий Поляков,- поэт, писатель, драматург, главный редактор "Литературной газеты"
Юрий Поляков,- поэт, писатель, драматург, главный редактор "Литературной газеты"

Юрий Поляков — один из лучших прозаиков современности. Это мое мнение, которое я, впрочем, никому не навязываю.

Его тексты актуальны, в них есть то, что сближает читателя с современностью. Поляков прост и гениален одновременно,и это, пожалуй, лучшие произведения последних лет.

Юрий Поляков – живой автор. Он не стоит над своими героями и антигероями, он – среди них, среди нас. Постоянно ловишь себя на мысли, что хочется автору что-либо возразить или горячо согласиться.

Язык Полякова колок, противоречив, злободневен! Уже в 90-х книги Полякова актуальны – помнится рассказ «Ветераныч», который часто обсуждался, «Демгородок», «Тридцатая любовь…», «Козленок в молоке»», «Сто дней…», «Замыслил я побег» - книги, которые стоит читать и экранизировать. Поляков умеет заставить читателя думать, критически осмыслять ход истории. И нельзя забывать, что ранние произведения для того времени и строя были очень смелыми!

Так в книге «Перелётная элита», многие персонажи узнаваемы или прямо названы, читать её больно, потому что вопрос на самом деле не в той кучке богатых обожравшихся обормотов, которые сейчас позорят имя русского человека. А в том,что Юрии Поляков много лет последовательно, достойно отстаивает человека в человеке.

Время идет, но оно не властно над истинными ценностями, ибо Поляков все тот же. Все те же подковыристые фразы и эротические романы. Не изменился и способ общения Полякова с аудиторией, это по- прежнему бумажные носители. Даже свой "литературный дневник", который, по словам автора, ведется уже 10 лет, Поляков обещает опубликовать после своей смерти.

Нынешнему юношеству будет трудно понять, о чем именно пишет Поляков, и ожидать глубокого осознания того, как жилось в 80-х. Мне же, современнику автора, понятны и близки мысли и проблемы, поднятые в его книгах. Я подумала, с какой же книги начать писать об этом замечательном авторе, чтобы создать и наиболее яркий образ и самого автора, и его творчества. И это, несомненно, его книга «СОВДЕТСТВО».

Из воспоминаний Ю. Полякова

На Маросейку я прибыл из Лефортово, из роддома, выходившего окнами на Немецкое кладбище. Так бывает. А вот вырос я в Балакиревском переулке (район Переведеновки), в общежитии маргаринового завода, там же окончил 348-ю школу. Эти места подробно описаны в моей книге «Совдетство», кстати, по ним уже водят экскурсии москвоведы, людям интересно, где жил и по каким улочкам-закоулочкам бродил мой герой Юра Полуяков. Думаю, теперь, после выхода «Совдетства-2», этот интерес усилится.

Сегодня той, бревенчатой Москвы уже нет, если не считать исключений вроде музея Виктора Васнецова. Нет и моей 348-й школы с профилями великих писателей на фасаде. Вместо нее современный учебный комплекс, куда я даже боюсь заходить, чтобы не спугнуть воспоминания…

Еще я не понимаю, по какому принципу в столице ставят памятники. Памятник Ростроповичу есть, а Свиридову нет, Плисецкой есть, а Улановой нет, Магомаеву есть, а Лемешеву нет… Бронзовый Окуджава стоит, а великому поэту Аполлону Григорьеву, родоначальнику гитарной поэзии в России, первопроходцу арбатской темы, к недавнему 200-летию даже мемориальной доски не повесили. Как это понимать? Говорят, проблема в финансах, а на Окуджаву дал денег Чубайс. Разве это государственный подход? Смех сквозь слезы.

«СОВДЕТСТВО» имеет подзаголовок «книга о светлом прошлом».

-2

Это уникальная возможность взглянуть на московскую жизнь далекого 1968 года глазами двенадцатилетнего советского мальчика, наблюдательного, начитанного, насмешливого, но искренне ожидающего наступления светлого коммунистического будущего.

Это виртуозно восстановленный, давно исчезнувший мир, с его бескорыстием, чувством товарищества, искренней верой в справедливость, добро, несмотря на встречающиеся еще отдельные недостатки.
По времени действие происходит в течение пары дней. Между приездом Юры из лагеря и его отъездом на море. Вместе с героем за это время мы героем пройдёмся по тогдашней Москве, по улицам, которые сейчас уже поменяли названия, поездим на транспорте, посетим незабываемый Детский мир, купим одежду, зайдём в парикмахерскую и т. д. Ничего особенного - просто жизнь. Но она во многом отличается от нашей современной. Следуя за мальчиком по улицам, узнаем, как и чем можно заменить монетки в телефонных будках на улицах. Зайдём с Юрой в метро и узнаем подробности о первых турникетах, проедем в трамвае и посмотрим, как там покупали билеты: опустить монетку, открутить билетную ленту, оторвать. Если необходимо собрать сдачу обратимся к другим пассажирам с просьбой: "не опускать". Такие моменты вызывают ностальгию и чувство узнавания. Было приятно их вспомнить. И ещё много подобных бытовых мелочей встретятся в книге. Об изображениях на советских купюрах, о птичьем рынке, об аквариумах. марках, книгах. О подарках с Кремлевской ёлки и о шапочках из газет. О том, что можно было купить на один рубль.

С удовольствием прочла первую часть "Совдетства". Тронуло и развеселило. .Все так и было! Продолжение не хуже. Рекомендую людям старшего поколения вспомнить золотое детство, а молодежи - совершить экскурс в прошлое, посмотреть, чем мы жили без интернета.

Читателя, как всегда, ждет встреча с уникальным стилем Юрия Полякова, точным, изящным, образным, насыщенным тонкой иронией языком.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

- Первую повесть «Сто дней до приказа» , изобличавшую дедовщину в СА, не пропустила военная цензура, однако после посадки немецкого лётчика М. Руста на Красной площади писателю позвонил главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев и попросил разрешения повесть напечатать. Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о печати повести. «Но мы её не пропустим», — заявил цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор.

-Ю. М. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997)

- Несмотря на определённые трудности, которые у Полякова были с советской цензурой, он резко отрицательно отзывается о «перестройке» и развале СССР, считая, что в те годы Россия показала миру «как не надо реформировать страну»:

Многие говорят: «Зато мы получили свободу слова!» Если бы мне предложили такую альтернативу: сохраняется СССР, не будет жутких 90-х, отбросивших всех нас на свалку, не лишатся сбережений старики, но твои вещи будут напечатаны через 15 — 20 лет, я бы с радостью согласился. Не стоит свобода слова разгрома страны, обобранных стариков, утраченных территорий!

— газета «Комсомольская правда», 18 марта 2010 года

Политическая ситуация изменилась, а тексты остались, хорошо рисующие ушедшую эпоху. Но и сейчас Юрий Михайлович пытается ставить перед собой актуальные проблемы современной жизни:

Кто-нибудь когда-нибудь объяснял нам, какое общество мы строим? Если социально ориентированное, почему такой разрыв между бедными и богатыми? Отчего глава иного предприятия, ничем себя не проявивший, кроме ношения часов за миллион долларов, получает столько, что даже боится в печати признаться? А музейный работник на Севере живёт на 12 тысяч рублей в месяц! Музейщик экскурсии водит, а глава корпорации — водит за нос.

У коммунистов были планы и идеология, плохие или хорошие — другой вопрос. А сейчас у нас есть долговременный проект? Я не хочу ехать в поезде, на котором написана только станция отправления. Кондуктор, нажми на тормоза или объясни, куда едем!

Ответы найдёте в книгах автора.Читайте книги Юрия Полякова!

А закончить статью хочу вот этим стихотворением, красноречиво говорящем об истинном патриотизме Ю. Полякова:

Юрий Поляков
Герои полгода воюют,
В крови продвигаясь вперед.
А кто воровал - тот ворует.
А кто предавал - предаёт...

Шесть месяцев русские дали
Объяты смертельным огнём.
Тревожно сияют медали,
Которые мертвым даём.

Войной окончательной пахнет,
А мир болтовнею объят.
Когда же Царь-пушка бабахнет?
Царь-колокол бухнет в набат?

Ничего пока, к сожалению, не изменилось, можно только в первой строчке "полгода" заменить на "два года"

Вопросы:

Как Вы думаете, у каждого поколения своя "первая книга Полякова"?
Какая книга заставила Вас полюбить Полякова?
Делимся своими впечатлениями и не забываем ставить лайки, если статья задела ваши патриотические чувства.