Юрий Поляков — один из лучших прозаиков современности. Это мое мнение, которое я, впрочем, никому не навязываю.
Его тексты актуальны, в них есть то, что сближает читателя с современностью. Поляков прост и гениален одновременно,и это, пожалуй, лучшие произведения последних лет.
Юрий Поляков – живой автор. Он не стоит над своими героями и антигероями, он – среди них, среди нас. Постоянно ловишь себя на мысли, что хочется автору что-либо возразить или горячо согласиться.
Язык Полякова колок, противоречив, злободневен! Уже в 90-х книги Полякова актуальны – помнится рассказ «Ветераныч», который часто обсуждался, «Демгородок», «Тридцатая любовь…», «Козленок в молоке»», «Сто дней…», «Замыслил я побег» - книги, которые стоит читать и экранизировать. Поляков умеет заставить читателя думать, критически осмыслять ход истории. И нельзя забывать, что ранние произведения для того времени и строя были очень смелыми!
Так в книге «Перелётная элита», многие персонажи узнаваемы или прямо названы, читать её больно, потому что вопрос на самом деле не в той кучке богатых обожравшихся обормотов, которые сейчас позорят имя русского человека. А в том,что Юрии Поляков много лет последовательно, достойно отстаивает человека в человеке.
Время идет, но оно не властно над истинными ценностями, ибо Поляков все тот же. Все те же подковыристые фразы и эротические романы. Не изменился и способ общения Полякова с аудиторией, это по- прежнему бумажные носители. Даже свой "литературный дневник", который, по словам автора, ведется уже 10 лет, Поляков обещает опубликовать после своей смерти.
Нынешнему юношеству будет трудно понять, о чем именно пишет Поляков, и ожидать глубокого осознания того, как жилось в 80-х. Мне же, современнику автора, понятны и близки мысли и проблемы, поднятые в его книгах. Я подумала, с какой же книги начать писать об этом замечательном авторе, чтобы создать и наиболее яркий образ и самого автора, и его творчества. И это, несомненно, его книга «СОВДЕТСТВО».
Из воспоминаний Ю. Полякова
На Маросейку я прибыл из Лефортово, из роддома, выходившего окнами на Немецкое кладбище. Так бывает. А вот вырос я в Балакиревском переулке (район Переведеновки), в общежитии маргаринового завода, там же окончил 348-ю школу. Эти места подробно описаны в моей книге «Совдетство», кстати, по ним уже водят экскурсии москвоведы, людям интересно, где жил и по каким улочкам-закоулочкам бродил мой герой Юра Полуяков. Думаю, теперь, после выхода «Совдетства-2», этот интерес усилится.
Сегодня той, бревенчатой Москвы уже нет, если не считать исключений вроде музея Виктора Васнецова. Нет и моей 348-й школы с профилями великих писателей на фасаде. Вместо нее современный учебный комплекс, куда я даже боюсь заходить, чтобы не спугнуть воспоминания…
Еще я не понимаю, по какому принципу в столице ставят памятники. Памятник Ростроповичу есть, а Свиридову нет, Плисецкой есть, а Улановой нет, Магомаеву есть, а Лемешеву нет… Бронзовый Окуджава стоит, а великому поэту Аполлону Григорьеву, родоначальнику гитарной поэзии в России, первопроходцу арбатской темы, к недавнему 200-летию даже мемориальной доски не повесили. Как это понимать? Говорят, проблема в финансах, а на Окуджаву дал денег Чубайс. Разве это государственный подход? Смех сквозь слезы.
«СОВДЕТСТВО» имеет подзаголовок «книга о светлом прошлом».
Это уникальная возможность взглянуть на московскую жизнь далекого 1968 года глазами двенадцатилетнего советского мальчика, наблюдательного, начитанного, насмешливого, но искренне ожидающего наступления светлого коммунистического будущего.
Это виртуозно восстановленный, давно исчезнувший мир, с его бескорыстием, чувством товарищества, искренней верой в справедливость, добро, несмотря на встречающиеся еще отдельные недостатки.
По времени действие происходит в течение пары дней. Между приездом Юры из лагеря и его отъездом на море. Вместе с героем за это время мы героем пройдёмся по тогдашней Москве, по улицам, которые сейчас уже поменяли названия, поездим на транспорте, посетим незабываемый Детский мир, купим одежду, зайдём в парикмахерскую и т. д. Ничего особенного - просто жизнь. Но она во многом отличается от нашей современной. Следуя за мальчиком по улицам, узнаем, как и чем можно заменить монетки в телефонных будках на улицах. Зайдём с Юрой в метро и узнаем подробности о первых турникетах, проедем в трамвае и посмотрим, как там покупали билеты: опустить монетку, открутить билетную ленту, оторвать. Если необходимо собрать сдачу обратимся к другим пассажирам с просьбой: "не опускать". Такие моменты вызывают ностальгию и чувство узнавания. Было приятно их вспомнить. И ещё много подобных бытовых мелочей встретятся в книге. Об изображениях на советских купюрах, о птичьем рынке, об аквариумах. марках, книгах. О подарках с Кремлевской ёлки и о шапочках из газет. О том, что можно было купить на один рубль.
С удовольствием прочла первую часть "Совдетства". Тронуло и развеселило. .Все так и было! Продолжение не хуже. Рекомендую людям старшего поколения вспомнить золотое детство, а молодежи - совершить экскурс в прошлое, посмотреть, чем мы жили без интернета.
Читателя, как всегда, ждет встреча с уникальным стилем Юрия Полякова, точным, изящным, образным, насыщенным тонкой иронией языком.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
- Первую повесть «Сто дней до приказа» , изобличавшую дедовщину в СА, не пропустила военная цензура, однако после посадки немецкого лётчика М. Руста на Красной площади писателю позвонил главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев и попросил разрешения повесть напечатать. Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о печати повести. «Но мы её не пропустим», — заявил цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор.
-Ю. М. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997)
- Несмотря на определённые трудности, которые у Полякова были с советской цензурой, он резко отрицательно отзывается о «перестройке» и развале СССР, считая, что в те годы Россия показала миру «как не надо реформировать страну»:
Многие говорят: «Зато мы получили свободу слова!» Если бы мне предложили такую альтернативу: сохраняется СССР, не будет жутких 90-х, отбросивших всех нас на свалку, не лишатся сбережений старики, но твои вещи будут напечатаны через 15 — 20 лет, я бы с радостью согласился. Не стоит свобода слова разгрома страны, обобранных стариков, утраченных территорий!
— газета «Комсомольская правда», 18 марта 2010 года
Политическая ситуация изменилась, а тексты остались, хорошо рисующие ушедшую эпоху. Но и сейчас Юрий Михайлович пытается ставить перед собой актуальные проблемы современной жизни:
Кто-нибудь когда-нибудь объяснял нам, какое общество мы строим? Если социально ориентированное, почему такой разрыв между бедными и богатыми? Отчего глава иного предприятия, ничем себя не проявивший, кроме ношения часов за миллион долларов, получает столько, что даже боится в печати признаться? А музейный работник на Севере живёт на 12 тысяч рублей в месяц! Музейщик экскурсии водит, а глава корпорации — водит за нос.
У коммунистов были планы и идеология, плохие или хорошие — другой вопрос. А сейчас у нас есть долговременный проект? Я не хочу ехать в поезде, на котором написана только станция отправления. Кондуктор, нажми на тормоза или объясни, куда едем!
Ответы найдёте в книгах автора.Читайте книги Юрия Полякова!
А закончить статью хочу вот этим стихотворением, красноречиво говорящем об истинном патриотизме Ю. Полякова:
Юрий Поляков
Герои полгода воюют,
В крови продвигаясь вперед.
А кто воровал - тот ворует.
А кто предавал - предаёт...
Шесть месяцев русские дали
Объяты смертельным огнём.
Тревожно сияют медали,
Которые мертвым даём.
Войной окончательной пахнет,
А мир болтовнею объят.
Когда же Царь-пушка бабахнет?
Царь-колокол бухнет в набат?
Ничего пока, к сожалению, не изменилось, можно только в первой строчке "полгода" заменить на "два года"
Вопросы:
Как Вы думаете, у каждого поколения своя "первая книга Полякова"?
Какая книга заставила Вас полюбить Полякова?
Делимся своими впечатлениями и не забываем ставить лайки, если статья задела ваши патриотические чувства.