История обороны Крыма в 1941 году, вообще, очень "мутная" тема, до предела мифологизированная. В те давние-стародавние времена, когда я разбирался с ней, в теме вообще было сложно что-то понять. Выезжал на место, смотрел, сравнивал наши немецкие документы. Зачем?
Во-первых, хотелось восстановить "стертые" страницы истории родного полуострова. А, во-вторых, хотелось понять, почему две советских армии не смогли отстоять полуостров, обороняя его против одной немецкой.
Бой под Воронцовкой- это ключевой момент битвы за Крым в 1941 году, и о нем не известно ровным счетом ничего. Был бой Приморской армии с немцами, после которого армия начала отступление. Так было в самом начале.
Потом появились "смелые публикации". К примеру, М.Э.Морозов указывает: «Однако немецкий полководец опирался не только на порыв солдат, но и на более материальные вещи. Дело в том, что именно в эти дни в состав его армии был включен свежий 42-й армейский корпус, куда входили 24 и 132-я пехотные дивизии. В отличие от дивизий Приморской армии, которые при поспешной эвакуации из Одессы бросили часть своей артиллерии, немецкий корпус был почти полностью укомплектован и обладал высокой боевой мощью». Гм...
Как бы так аккуратнее выразиться, дабы мэтра (опять) не обидеть... 42-й армейский корпус прибыл из-под Ленинграда, (но на несколько дней позже), и в составе "мощного корпуса" числятся только... штаб и 442 корпусной батальон связи. И все. Это просто штаб корпуса. 132-я пехотная дивизия при всем желании не могла в него входить, она шла пешим маршем, и была еще очень далеко. Про 24-ю я вообще молчу, она пришла только ко второму штурму.
Попробуем разобраться?
Почему бой произошел именно в этом районе? В реальности, есть (вернее, было) два населенных пункта: Воронцовка и усадьба Воронцова, расположенная северо-западнее на полуострове Средний.
Нас интересует именно село Воронцовка, которое расположена на юго-западе района, у места впадения реки Воронцовка в Чатырлык. Значение села в том, что оно перехватывает две дороги, ведущие вглубь полуострова, одна на Евпаторию, другая на Симферополь. В принципе, это степь с курганами, высота центра села над уровнем моря — 7 м. По степи противник прошел достаточно далеко, но только пехотой - частями 50-й пд. Для моторизованных частей нужна была дорога. Правда, на немецкой карте дорог обе они обозначены Schleichte Strasse (в смысле, плохенькие), но, все же...
У наших войск был шанс срезать клин, нанеся удар на запад к морю. Потому, родился приказ.
БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 012 ШТАБ ОПЕРГРУППЫ (д. Дюрмен 22.10.41г. 23.00).
1. Противник на фронте опергруппы с утра 22.10.41г. повел наступление и оттеснил 283 СП 172 СД юго-вост. Воронцовка .
2. Войска Приморской армии 25 и 95 СД с утра 24.10.41г. контрударом на фронте Воронцовка, Бой-Казак татарский уничтожают противостоящего противника.
3. 172 СД с отрядом морпехоты во взаимодействии с 95 СД восстановить свое положение, выйти и занять оборону по южному берегу р. Чатырлык, огнем и контратаками не допустить отхода через р. Чатырлык в направлении Ишунь
4. 2 КД исходное положение для атаки занимает рубеж к 20.00 23.10.41г. атаковать противника совместно с частями 95 СД на фронте без(ымянный) ручей, стык дорога СВ 2 кл. Онгар-Нейман наступать во взаимодействии с частями 95 СД Кашкары ее зап. окраину поддерживает 1 АП.
5. 40 КД с МТП атаковать пр-ка на фронте стык дорог сев. зап. 2 кл. Онгар-Найман перекресток дорог сев.зап. 2 клм. Онгар-Нейман – овладеть Бой-Казак-Татарский. Поддерживает 51 АП.
6. 42 КД атаковать пр-ка на фронте пер. дорог сев.зап. 2 клм. Онгар-Нейман и до залива. Наступать на сев. –зап. окраину Бой-Казак Татарский, развивая успех на Татарово, Пахомов. Поддерживает одна батарея 51 АП.
Готовность артиллерии 7.00 Артподготовка 8.40-9.00 Начало атаки 9.00
Подписи:
Командующий опергруппой генерал-лейтенант Батов
Комиссар опергруппы полковой комиссар Крупин
Нач. штаба полковник Пономарев.
Но есть нюанс. Приказ потерял силу.
Если поднять сохранившиеся в ЦАМО Боевые приказы №019 и 020, командования 51-й армией то можно понять, что «оперативная группа генерал-лейтенанта П.И.Батова» 24.10 ликвидировалась, а ее силы вливались в состав Приморской армии.
Приказ № 20 содержал следующее положение: «Прибывшие войска Приморской армии и Полевое управление армии включить в состав 51-й Отдельной армии войск Крыма».
Вступило в силу новое командование, с новой структурой. Оборона Крыма отныне состояла из двух частей: 9-го стрелкового корпуса генерала И.Дашичева и Приморской армии генерал-майора И.Петрова. Самое интересное, что П.И.Батов, опять допустивший прорыв на своем участке, идет на повышение, и становится заместителем командующего войсками Крыма (адмирала Г.И.Левченко) по сухопутной обороне (т.е. он становится выше И.Петрова и И.Дашичева), но это так... мелочи. Важно другое
Из-за этих перестановок были потеряны, как минимум одни сутки. Мне кажется, что "менять коней на переправе", причем, в самый критический момент - не самая лучшая идея, (но кто я такой, чтобы критиковать "великого стратега" Сталина?)
Боевой приказ № 019, подписанный вице-адмиралом Г.И.Левченко, Н.Ш.Армии генерал-майором Ивановым и ЧВС 51-й армии корпусным комиссаром Николаевым, содержал тот же план мероприятий, что и приказ № 018, подписанный за два дня до этого Ф.И.Кузнецовым, с небольшими изменениями. Приказ содержал следующие строки: «3. 9СК (276, 106, 271, 157, 156 СД, 48 КД, дивизион Небоженко) сдерживая противника на фронте Уржин, МТС, (сев. вост. Ишунь) силами не менее трех СП нанести удар южнее Ишунь в направлении устья р. Чатырлык. Разгран. линия р. Чатырлык, Бозгане, Курман-Кемельчи.
4. Приморской армии (172, 95, 25 СД, 2, 40, 42КД, 265 КАП 51 АП, дивизион Черняка) атаковать противника на участке Воронцовка, устье сухой реки Самарчик, и, отбросив его под удары 9 СК, овладеть западным берегом р. Чатырлык, где и закрепиться.»
ЧФ ставилась задача огнем корабельной артиллерии по западному флангу противника «изнурять его в течение ночи». Интересный военный термин "изнурять", но он действительно так звучит. Он означает: " длительно и непрерывно воздействовать всеми видами огня и ударами авиации по местам расположения войск противника".
Если опираться на документы, то картина получается такой: Штаб Приморской армии 23.10.41г. прибыл в д. Токульчак (современное Гришино Первомайского района).
Штабом Приморской армии 23.10.41г. в 23.45 был издан боевой приказ №0036 с задачами частям армии, которым было приказано занять позиции к 7.00 24.10.41г. Требование достаточно жесткое, а, с учетом расположения частей, просто невыполнимое. Почему?
Еще раз: приказ подписан (но еще не доставлен) почти в полночь с 23 на 24 октября, а частям, находящимся на расстоянии 25-30 км от места сосредоточения, нужно занять позиции к 7 утра 24-го.
Второй нюанс: 95-й стрелковой дивизии совместно со 172-й СД, предписывалось наступать при поддержке одного гвардейского дивизиона, в направлении на Воронцовку, выходя на рубеж р. Чатырлык. Достаточно слабая поддержка для наступления на противника, уже окопавшегося, установившего пулеметы и полковую артиллерию. Еще один нюанс: атакующие части почти не имели полковой и противотанковой артиллерии (они растеряли ее на предыдущем этапе боев). О дивизионной артиллерии поговорим чуть позже.
Конкретный план действий 95-й стрелковой дивизии оговаривал боевой приказ по 95-й СД № 045, подписанный в 4 утра 24.10.41г. Еще раз: приказ подписан (но еще не доставлен в части) в 4 утра, а наступление намечено на 7 утра.
Берем журнал боевых действий 95-й сд.
"21.10.41 г., Камбары.
Вечером выехали на машинах на ст. Княжевич для погрузки в эшелон.
22.10.41 г.
Утром погрузились в вагоны и тронулись в направлении Воинка. На день раньше нас туда же выехал 397–й АП в составе двух дивизионов. 57–й АП пока остаётся до укомплектования в Севастополе.
23.10.41 г., ст. Чирик.
До станции Воинка не доехали, так как вражеская авиация сильно разрушила её. Выгрузились на станции Чирик. Перед нами здесь же выгрузился 397–й АП. До обеда сидели на станции, к вечеру приехал полковник Пискунов на пикапе и забрал наш штаб. По дороге заехали в Табор–Кирей, где расположился 2–й дивизион 397–го АП. Поздно вечером прибыли в деревню Джурчи, где и остановились на ночлег.
24.10.41 г., Джелишай.
Нашей дивизии приказано овладеть Воронцовкой. В 9.00 наши части после короткой артподготовки пошли в наступление. К вечеру нашим частям удалось овладеть южной окраиной Воронцовки. В 12.00 прибыл 57–й АП на станцию Чирик, откуда начал движение к месту сосредоточения Табор–Кирей.
Авиация противника беспрерывно находится в воздухе. В течение дня неоднократно бомбила наш передний край и район расположения КП (Джелишай).
Еще раз: артиллерия прибыла только в 12 часов на станцию. Есть еще одна очень большая странность. Смотрим документы противника. Их много, но беру донесения артиллеристов 50-й пд (они самые "зрячие" и видят все поле боя).
10.20 под Воронцовкой атака двух эскадронов кавалерии, удар отражен, атакующие отошли на юг.
12.00 Удар с юга, поддерживаемый танками, по которым вела огонь 10 батарея 150-го немецкого артполка (подробности пока опускаем, они могут быть преувеличены)
15.00 Попытка атаки из района Онгар Найман в северном направлении при сильной поддержке танков. Этот удар так же был отражен артиллерией 4-го дивизиона 150-го полка.
И... все. Только есть нюанс: район Онгар-Найман, это явно не 95-я сд.
54-му полку (25 СД) вместе с частями 40-й и 42-й кавдивизий предписывалось наступать левее (западнее) 95-й сд в направлении Онгар-Найман- Кышкара.
А, где атака 95-й сд? Ее противник не видит. Танки (малочисленные) - это разведбат 172-й сд (в нем оставалось на тот момент 4 исправных Т-34), много "танков" - это мототанкетный полк. Но, может, мы ошибаемся?
Приведу ради интереса данные по пленным.
По данным немецкой 50-й ПД (западный фланг 54 корпуса):
-25 человек из 747-го полка 172-й дивизии,
-21 человек из 20-го полка 2-й кавалерийской дивизии,
-15 человек из 7 кавалерийского полка,
- 2 человека из отдельного мототанкетного полка,
По данным 73-й ПД(центр 54-го корпуса):
-475 человек из 514-го полка 172-й СД (в районе Воронцовки)
-181 человек из 383-го полка 172-й ПД (Берды-Булат)
- 70 человек из 747-го полка 172-й СД
- 20 человек из заградотряда 172-йСД
- 3 человека из саперного батальона 172-й СД
- 4 человека из 1-го артполка 172-й СД
Стоит обратить внимание на то, что военнослужащих 95-й СД в составе пленных нет. Странно, неправда ли?
Получается, что на широком фронте атаковали части 2-й КД, бывший батальон моряков 90-го СП, приданный 2-й кавдивизии, 40-я и 42-я КД, 54-й СП и части 172-й СД 383-й и 747-й стрелковые полки и разведбат 172-й сд.
Да, участие 95-й СД в атаке 24.10, вроде бы как, подтверждается журналом боевых действий 95-й СД, но очень стойкое ощущение в ЖБД 95-й СД сделана подтасовка (причем, скорее всего послевоенная): из оргигинала журнала вырваны листы, а в ее позднем, машинописном варианте добавлены записи.
И можно было сказать, что у врагов в документах "фсе фсё вруть", но если взять документы 161-го и 241-го полков, захваченные и переведенные немцами, а так же допрос бывшего командира 241-го полка, захваченного в плен чуть позже, то станет ясно, что 24.10. эти полки находились еще на марше.
Тем не менее, это наступление принесло локальный успех советским частям (хоть противник прямо об этом не говорит). Если отследить по немецким документам линию фронта, то можно заметить, что в первый день советского наступления (24.10.41г.) линия фронта откатилась на 1,5-3 км.
Успеха добились 40-я КД, поддерживаемая 54-м стрелковым полком, захватив д. Онгар-Найман, захватив 5 пулеметов и 17 пленных. При этом погиб командир 151-го кавполка майор Душук. Продвинулась и 172-я стрелковая дивизия, выйдя на окраины д.Воронцовка и Берды-Булат немецкий (совр. Привольное). В конце дня советские части попали под сильный обстрел и остановили наступление. В этой атаке участвовали и 5-й танковый полк и остатки мототанкетного батальона, противник отмечает участие большого количества танков на своем правом (западном) фланге.
В наступлении участвовал и 54-й СП, формально входивший в 25-ю СД, но действовавший отдельно. По данным ЖБД 25-й СД полк с 12.30 (24.10.41г.) перешел в наступление, и вышел 2-м батальоном к мосту в 1 км юго-западнее Воронцовка, 3-м батальоном 500м южнее Кишкара, 1-й батальон полка в бой еще не вступал. Остальные части 25-й СД в наступлении не участвовали, равно, как и части 95-й СД. Любопытно, но пленные из 54-го СП указывают, что полк относится к 95-й СД. Возможно, он на какое-то время был переподчинен, хотя записи о действиях полка внесены в ЖБД 25-й СД. Так, или иначе, удар был достаточно сильным. Для стабилизации положения противнику пришлось ввести в бой один батальон 401-го полка 170-й ПД. Это первое подразделение 170-й ПД, вступившее в бой.
В начале наступления советские части имели некоторое количество снарядов. Реактивный дивизион сделал всего два залпа по д. Воронцовка. 1-й (340-й) артполк какое-то время поддерживал свои части, но к концу дня оставалось по пять снарядов на орудие. Минометного боезапаса тоже почти не было.
Возможно, это связано с тем, что в результате налета на станцию Воинка немецких «Не-111» из KG-27 взлетел на воздух склад артиллерийского боезапаса. Это событие, действительно, могло повлиять на снабжение Приморской армии, боезапас которой не прибыл на станцию Курман-Кемельчи.
А боезапас Приморской армии не прибыл вовремя, в связи с тем, что тыл 51-й армии, получив заявку от Приморской, проигнорировал ее, т.к. заявка была оформлена с отступлением от правил. Тылы Приморской армии еще не знали правил прохождения документов и.т.д. Выглядит это глупо, но это обычное явление в армии, которая еще не стала боевой, а живет по правилам «конторы». Итог дня 24.10.41г. на левом (западном) участке советских войск внушал оптимизм. Советское командование надеялось, что немецкая 11-я армия, связанная боем на северо-восточном фланге и в центре, не сможет перебросить артиллерию для помощи 50-й и 73-й ПД. Увы, оно ошибалось. Противник достаточно быстро маневрировал артиллерией армейского подчинения, которая, была чаще всего, моторизованной.
Но это же наступление послужило причиной провала атаки 95-й СД, которая началась на сутки позже (25 числа). Но об этом в следующей статье.
Немецкие войска в центре и на левом (северо-восточном) фланге тоже пытались наступать.73-я и 46-я ПД вели бой за д. Чигир (ныне не сущ. село, ю.-в. Ишуни), которую удерживали части 48-й КД и 157-й СД. При взятии Чигира и МТС (Механо-тракторной станции) были захвачены 20 человек из 716-го колка и 7 человек из 384-го. По показаниям пленных: « 1-й батальон 716-го полка насчитывал 140 штыков, 3-й – восемнадцать штыков 2-й батальон уничтожен полностью. Остатки 3-го батальона сведены в один взвод».
72-я ПД и приданный ей 42-й полк 46-й ПД наступали в общем направлении на Кучук-Быстричи, и Безчастное (Зеленая Нива) к этой атаке подключалась южная группа 22-й ПД своим правым флангом, но, судя по донесениям дивизий успеха им достичь, не удалось.
Советские части на правом (восточном) фланге обрели устойчивость, и количество пленных резко сократилось.
По данным 46-й ПД пленено:
- 59 человек из 716-го полка 157-й СД
- 2 человека из 384-го полка 157-й СД
-29 человек из саперного батальона 157-й СД
- 5 человек из 865-го полка 271-й СД
-9 человек из 48-й кавалерийской дивизии
Немецкая авиация совершила вылеты 78 бомбардировщиками (из них 57 «Штука»), 108 вылетов совершили истребители. По немецким данным сбиты 20 советских самолетов (4 И-16, 9 И-15, 5 И-61, 1 И-153, 1 И-26), подбиты авиацией 8 танков, уничтожено одно длинноствольное орудие. Потери немецкой авиации - один истребитель «Ме-109»