Осман I Гази (ок. 1258 - ок. 1324 гг. н.э.) является основателем и первым правителем Османского Бейлика, из которого впоследствии выросла Османская империя. В начале своего правления он управлял маленьким тюркским княжеством в области Вифиния в Анатолии. Осман I добился ряда побед над Византийской империей, что послужило отправной точкой для становления империи, которая впоследствии охватила территории трех континентов. Эта империя просуществовала на протяжении многих столетий и оказала значительное влияние на Ближний Восток, Балканы и всю мировую историю.
Геополитические предпосылки
В битве при Манцикерте 26 августа 1071 года Византийская империя потерпела поражение от турок-сельджуков под командованием Алп-Арслана. Это поражение ознаменовало крупную стратегическую потерю для Византии в Анатолии, открыв путь для последующего захвата и колонизации территории.
Сельджуки представляли конфедерацию этнических тюркских племен огузов, народа, происходившего из степей Центральной Азии и исповедовавшего ислам. В годы после битвы сельджуки добились значительных успехов в Анатолии и на Ближнем Востоке. Однако внутренние борьбы за власть, конфликты с крестоносцами и появление Монгольского ильханата привели к распаду сельджукской власти в Анатолии. В результате, в 1081 году н.э. сельджуки превратились сначала в Румский султанат, а затем разделились на несколько княжеств, известных как бейлики. Один из этих бейликов принадлежал дому Османа.
Ранняя жизнь и приход к власти
Информация о ранней жизни Османа ограничена. Помимо отрывочных византийских отчетов о его схватках с их армией, остальные записи о его жизни были составлены много лет спустя его смерти по приказу османских султанов.
Осман родился примерно в 1258 году н.э. в Сёгюте, маленьком городе в северо-западной части анатолийской области Вифиния. Его отец, Эртогрул, был вождем племени Кайи, которое находилось под властью сельджуков. За выдающиеся заслуги Эртогрула султан сельджуков наградил его землями для пастбищ в Вифинии.
В молодости Осман женился на Малхун, дочери шейха Эдебали, известного местного суфийского священнослужителя и близкого друга его покойного отца. Сначала Эдебали не хотел давать свою дочь Осману, но передумал, услышав пророческий, по мнению Османа, сон. В этом мифическом сне Осман увидел, как луна взошла и опустилась на грудь Эдебали, а из нее выросло дерево, дарующее тень и воду. Эдебали верил, что это предсказывает будущее процветание империи Османа. Историк Османской империи, Каролина Финкель, подчеркивает:
Первоначально переданный в такой форме в конце XIV века, спустя полтора века после смерти Османа в 1323 году н.э., этот сон стал одним из самых устойчивых мифов об основании империи. Он вызывал чувство временной и божественной силы, объясняя видимый успех Османа и его наследников в борьбе за территорию и власть на Балканах, в Анатолии и за их пределами.
Завоевания в качестве правителя Османского Бейлика
Около 1280 года н.э., после смерти своего отца Эртугрула, Осман взял руководство над своим племенем и подготовил свои силы к противостоянию византийцам. Сначала он установил три должности удж-беев (пограничных командиров). Каждый из них был ответственен за приграничный район и собирал легкую кавалерию для нападения на вражеские силы до прихода регулярной армии. Эти войска, впоследствии известные как акынджи, не получали зарплату от государства, опираясь на добычу на вражеских территориях.
Османские удж-беи разместились на трех фронтах: в направлении к византийской крепости Никомедии, в сторону Никеи и в сторону Черного моря. Основываясь на кавалерийской тактике своих предков из Центральной Азии, Осман начал завоевания с захвата маленьких сельских поселений в Вифинии. Среди них были Эскишехир и Енишехир, последний из которых стал первой официальной столицей.
Затем Осман направил свое внимание к северу, к Никее, одному из крупнейших городов региона. В 1299 году он осадил город, но Никея оказала слишком сильное сопротивление, и осада завершилась неудачей через два года.
Около 1302 года Осман привлек внимание византийского императора Андроника II Палеолога своими успехами. Палеолог пытался втянуть ильханат в конфликт с Османом, предлагая их хану политический брак с византийской принцессой. Однако хан скончался, не успев выполнить обещание, и Палеолог обратился за помощью к каталонским наемникам, которые впоследствии дезертировали, заставив императора обратиться к Королевству Сербии.
Осада Бурсы и смерть
В 1302 году н.э. Осман и его армия одержали победу над византийцами в битве при Бафее у Мраморного моря. Этот успех укрепил позиции Османа в этой местности, открывая путь ко многим крупным византийским городам. После этого Осман сосредоточился в Енишехире и начал объединять маленькие поселения в своем княжестве.
К 1308 году н.э. Осман полностью изолировал столицу Вифинии, Прусу (современная Бурса), и начал осаду. Защитники города смогли выдержать благодаря постоянному снабжению через море из Константинополя. Блокада продолжалась более десяти лет, пока в 1321 году н.э. не был захвачен последний порт, обеспечивавший Прусу.
Однако Осман не дожил до завершения осады. Он скончался около 1324 года н.э., и осаду завершил его сын Орхан. Орхан занял место своего отца как правитель и продолжил расширять территорию. Под его руководством практически вся Вифиния была присоединена к Османской империи, и он приблизился к воротам Константинополя.
Внутренние дела и наследие
В период правления Османа, который продолжался до начала XIV века, не было возводимо никаких значительных архитектурных или художественных сооружений из-за кочевого образа жизни народа и его основной цели - укрепления территории. Только в 1333 году в Изнике, во время правления Орхана I, сына Османа, была построена мечеть Хаджи Озбек - первое сооружение, которое может быть отнесено к османской архитектуре. Это был период постепенного перехода населения от кочевого образа жизни к более оседлой в городах.
Управление Османа в значительной мере опиралось на сельджукскую модель, перенимая их методы ведения войны и акцент на племенных отношениях. Осман успешно использовал приемы сельджуков, что, возможно, сыграло ключевую роль в его успехах в сражениях с византийцами.
Осман и его последователи принадлежали к суннитской ветви ислама, как и сельджуки. Однако в XII веке н.э. возникла новая школа исламской мысли - суфизм. Практикующие суфии проводили время в затворничестве, занимаясь духовным развитием, молитвами и медитациями. Они также вносили значительный вклад в литературу и поэзию и оказывали влияние на политику Османской империи.
После смерти Осман (1324 г.) был похоронен в своем родном городе Сёгюте. Однако позже его останки были перевезены его сыном Орханом в Бурсу, которая стала новой столицей Османской империи после захвата города в 1337 году. Наследие Османа продолжало жить долго после его смерти, поскольку его преемники продолжали развивать и расширять империю, превращая ее из скромной территории с пастбищами в могущественное государство.
Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми получать уведомления о новых статьях!
Предлагаем вам почитать статьи из нашей подборки о других выдающихся исторических личностях!
Также вы можете узнать о подземных городах Турции в нашей статье!