Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

"Железобетонные" достоинства железобетонного судостроения (или "Куда исчезли железобетонные суда?")

Я умышленно взял в кавычки фразу в заголовке, ибо это название одной из популярных статей, "блуждающих" по сети. Огорчу автора: никуда не исчезли. Железобетонные суда (и плавсредства) живут и здравствуют поныне. Они есть даже в составе военного флота.

Тема железобетонного судостроения мне особо близка, ибо автор и соавтор множества публикаций и справочников по этой теме (светлой памяти) Игорь Иванович Рыбалов, это мой преподаватель, знакомый и соавтор по некоторым научным публикациям (правда, очень давним).

Ладно, вернемся к бетонным кораблям. Они существуют и поныне?

Существуют. Ну, например, привычные нашему глазу плавмастерские 889-го проекта, это тоже железобетон. Мне как-то возразили, мол "Это не суда!". Огорчу: класс этого плавсредства "железобетонное стоечное судно".

Плавучая мастерская. Тип судна: двухдечное судно с железобетонным корпусом, вертикальными бортами, плоским днищем, палуба без погиба и седловатости. Назначение судна: плавучая мастерская для ремонта судов. Место постройки: СЗ имени Георгия Димитрова (Болгария, г. Варна). СЗ имени Ил. Бодяжиева (Болгария, г. Бургас). Класс Регистра: "Р. Характеристики плавмастерской: Длина: 67,5 м, Ширина: 13,4 м, Высота борта: 3,7 м, Высота габаритная: 9,6 м Водоизмещение с грузом: 1332 т, Осадка с грузом: 1,9 м, Водоизмещение порожнем: 1188 т, Осадка порожнем: 1,65 м Тип ДГ 1: ДГ100/1 (дизель Д6С-150, генератор МС117-4) Мощность ДГ 1: 2х110 кВт Тип ДГ 2: дизель 2МЧ10,5/13, генератор МСА72/4А) Мощность ДГ 2: 1х14 кВт
Плавучая мастерская. Тип судна: двухдечное судно с железобетонным корпусом, вертикальными бортами, плоским днищем, палуба без погиба и седловатости. Назначение судна: плавучая мастерская для ремонта судов. Место постройки: СЗ имени Георгия Димитрова (Болгария, г. Варна). СЗ имени Ил. Бодяжиева (Болгария, г. Бургас). Класс Регистра: "Р. Характеристики плавмастерской: Длина: 67,5 м, Ширина: 13,4 м, Высота борта: 3,7 м, Высота габаритная: 9,6 м Водоизмещение с грузом: 1332 т, Осадка с грузом: 1,9 м, Водоизмещение порожнем: 1188 т, Осадка порожнем: 1,65 м Тип ДГ 1: ДГ100/1 (дизель Д6С-150, генератор МС117-4) Мощность ДГ 1: 2х110 кВт Тип ДГ 2: дизель 2МЧ10,5/13, генератор МСА72/4А) Мощность ДГ 2: 1х14 кВт

Построили их по этому проекту (по памяти), 121 единицу, и еще около 40 по проекту 889а (с другим оборудованием и дизель-генераторами).

Про плавсредства вроде плавучих причалов и дебаркадеров я даже не заикаюсь. Большое распространение еще до войны получили плавучие доки из железобетона. У нас их строило достаточно интересное предприятие, которое, возможно, существует и поныне.

Предприятие было основано в Херсоне в 1936 году, как «Докстрой», и первой его продукцией стали плавучие доки (мы немного уже рассказывали о них, когда касались темы эвакуации черноморских предприятий в Великую Отечественную).

Обломки железобетонного дока, построенного на этом предприятии, лежат у Кыз-Аульского маяка.

-2

"Да, нет, это не то! Речь идет о полноценных судах!"

Если говорить о полноценных судах из железобетона, то нужно задать себе вопрос: "А на..." (пардон) "Зачем?" Изделия из железобетона имеют вполне определенную "экологическую нишу". Достоинств у железобетона много: коррозионная стойкость, долговечность, относительная дешевизна и доступность сырья, минимум инструмента, необходимого для изготовления бетонного корпуса...

Да, все это так, но есть нюанс. Вес корпуса получается больше. Насколько? Прикиньте сами. Удельный вес бетона меньше стали примерно вдвое, но при этом, толщина равнопрочной бетонной стенки в 10 раз больше (навскидку). Получается, что бетонный корабль тяжелее раз в пять. С другой стороны, он получается дешевле (за счет материала, квалификации рабочей силы и.т.д.). Вот его "ниша": недорогие плавсредства, для которых не важна такая характеристика, как водоизмещение. Это плавучие хранилища (если нет ограничения по глубинам), доки, причалы, плавучие базы, мастерские. Можно построить экспедиционный бетонный комплекс для северных экспедиций, плавучий госпиталь, плавгостиницу (и это будет выгодно). Можно строить комплексы для освоения северных территорий, не имеющих инфраструктуры. Можностроить плавучие дома и... яхты. ("Нефертити" далеко не единственная бетонная яхта)

Яхта, длина 27 метров (и она бетонная)
Яхта, длина 27 метров (и она бетонная)
-4

Если очень важен такой параметр как цена, или ощущается нехватка стали (например, во время войны), бетон может занять смежные "экологические ниши", но та же бетонная баржа будет иметь (в среднем) меньшую грузоподъемность, чем ее сестра из стали. Так что все нужно считать. Что касается нехватки сырья, то именно она вызвала появление бетонных судов во время Великой Отечественной, но эту тему мы раскроем в следующей статье, рассказав маленькие детали общеизвестных историй....