Регенсбургский собор (Собор св. Петра) является местом последнего покоя важных религиозных деятелей прошлого. Таких как епископ Георг Витман (1760-1833). При этом их изящные надгробья прекрасно уживаются под одной крышей с каменными изваяниями тех, с кем они вели непримиримую борьбу при жизни. И самыми известными демоническими обитателями этого католического храма безусловно являются «Чёрт и его Бабка»!
Сегодня ни одна экскурсия по известной готической церкви не обходится без демонстрации этих небольших средневековых скульптур размером с кошку. В соборе ещё до недавнего времени регулярно проводились экскурсии под названием «К чёртовой Бабке». А книжки-путеводители по Регенсбургу даже рекомендуют иметь при себе карманный фонарик, если вы планируете осматривать достопримечательности собора. Иначе отыскать «окаменевшую нечисть» в густом полумраке храма будет непросто. Однако мало кто знает, что существуют ещё и поистине уникальные монетные изображения упомянутых демонических существ. Их образы увековечены на суррогатных монетах Регенсбурга 1918 года.
Чеканили их для оплаты проезда в городских трамваях. Впрочем, выпуском подобных нотгельдов достигались сразу несколько целей. Во-первых, улучшалась ситуация с разменной монетой в оскудевшей после войны городской казне. А во-вторых, проводилась ненавязчивая, но вполне себе действенная реклама культурных и исторических достопримечательностей.
Кстати, уникальность этих нотгельдов не только в том, что подобных мотивов в нумизматике раз два и обчёлся. На них можно легко разглядеть и самые мелкие детали каменных артефактов. Тогда как сами средневековые оригиналы уже давно выглядят весьма плачевно. Например, на монетовидном токене в честь Чёрта можно видеть, что одно крыло у него перепончатое как у дракона. А другое – оперённое как у орла. Тело покрыто чешуёй, а мощные лапы заканчиваются когтями. Заметно даже, что его волосы между рогов зачёсаны назад. Не иначе обстоят дела и с монетным изображением его Бабули. Последняя закутана в накидку с капюшоном как у монахов-капуцинов. Её язык высунут наружу, а тело заканчивается драконьим хвостом. Хорошо видно и то, что обе фигуры сидят в нишах под каменными балдахинами.
Теперь уже никто не знает, с какой целью эти скульптуры были установлены в соборе. Поэтому судачат, что во время церковных служб демоны внимательно следят за молящимися. И если кто-нибудь слушает священника вполуха, а то и вовсе занят не тем делом, они обязательно найдут возможность наказать провинившегося. Если верить легендам, на праздник Тела и Крови Христовых Чёрту и его Бабке даже позволяется взбираться на конёк собора и глазеть оттуда на стекающиеся к храму толпы верующих.
Кстати, среди каменных украшений собора св. Петра в Регенсбурге есть ещё одно занятное изображение нечистого. Оно находится в непосредственной близости от шпиля одной из башен. И выполнено в виде водостока. Считается, что это своеобразная иллюстрация к старинной былине об одном из архитекторов собора. Который был страстно влюблён в девицу, сначала отвечавшую взаимностью, а потом изменившую ему. Узнав об этом, мастер в сердцах проклял её. В следствии чего изменница досталась нечистому и тот унёс её на Лысую гору.
Материал взят из открытых источников (Рольф Майзингер "Moneyadventure", 2022)