Найти тему
DEUTSCHÖSTERREICH

Спящий под горой

Оглавление

Традиционный мотив фольклора и мифологии, встречающийся в легендах многих народов, по преимуществу западноевропейских. Истории данного типа повествуют о легендарных героях, часто сопровождаемых вооружённым отрядом соратников, которые спят в земных недрах — горных пещерах, на удалённых островах или в потустороннем царстве, и проснутся, когда их родина будет испытывать трудности. Данный герой зачастую является исторической фигурой и военным лидером, оставившим след в истории той страны, где показывают данную гору, проигравшим свою последнюю битву и погибшим в ней, но любимым народным сознанием.

Круг историй, собранных братьями Гримм, охватывает таких персонажей, как императоры Фридрих Барбаросса или Карл Великий. Обычно пребывание героя под горой является тайной, — несмотря на то, что со дня его гибели прошли века, — пока какой-либо любопытствующий случайно не набредает на пещеру (обычно в поисках потерянного животного). Почти всегда в рассказе фигурирует длинная борода, которая отросла у героя, пока он спал. В версии братьев Гримм герой пробуждается и заговаривает со случайным прохожим, задавая ему вопрос: "Орлы (или вороны) ещё кружат над вершиной горы?". Прохожий (или таинственный голос) отвечает утвердительно, тогда герой прогоняет его: "Уйди! Моё время ещё не пришло".

Это связано с тем, что герой, любимый народной фантазией и считавшийся погибшим в смертельной битве, на самом деле будто бы не потерпел поражение, а был спасён каким-либо мистическим покровителем, и в данный момент спит в горе, ожидая призыва, чтобы проснуться вместе со своими рыцарями и спасти свою нацию в день смертельной опасности. Птицы должны указать ему на этот день.

Прохожий, как правило, страдает от случайно узнанной тайны: он мгновенно стареет, его голова седеет, и зачастую он умирает, успев лишь поведать свою историю. Обычно это связывается с тем, что в подобной пещере, которая относится к потустороннему миру, время течёт с иной скоростью, чем на земле — то есть таким образом эти прохожие являются первыми путешественниками во времени в европейской литературе.

Существует легенда о Фридрихе I, погибшем во время крестового похода в 1190 году. В народе его очень любили за его целеустремленность и дали ему прозвище "Красная борода". Согласно одному из мифов, в глубине гор Гарца расположен подземный замок этого Фридриха. Внутри он сидит на стуле, сделанном из слоновых костей, перед ним стоит стол из мрамора. Он спит в ожидании своего нового пришествия, которое произойдет в тот момент, когда немецкая нация объединится. В сказани достаточно точно указывалось расположение этого убежища в тёмных подземных пещерах известной горы Кифхойзер.

К началу двадцатого века спелеологи провели разведку в этих пещерах. Перед ними открылся таинственный нетронутый мир подземных гротов, огромных озёр с чистейшей водой, повсюду узкие коридоры и сложные лабиринты – идеальное место для сохранения тайны о "Красной бороде".

Смерть короля

По пути в Палестину войско понесло большие потери в стычках с мусульманскими войсками султана Саладина. 18 мая крестоносцы взяли приступом Конью. 10 июня войско, сопровождаемое армянскими проводниками, подошло к речке Селиф. При переправе через неё император упал с коня, был подхвачен течением и захлебнулся в воде.

В романе Умберто Эко "Баудолино" описывается, что Фридрих Барбаросса утонул в реке в результате фатальной ошибки своей свиты. Охранявшие его спутники, в числе которых был приёмный сын Баудолино, обнаружив короля утром в одной из комнат замка Ардзруни без сознания, решили, что правитель мёртв. Понимая, что сын погибшего императора казнит их, они придумали аферу, в результате которой все решили, что Барбаросса утонул во время утреннего купания. Фридрих был ещё жив на тот момент, когда его сбрасывали в реку, однако погиб, захлебнувшись в течении.

По другой легенде, когда Фридрих ехал во главе войска, на него напали ассасины и убили его, телохранители, чтобы не раскрывать своего позора, рассказали всем, что Фридрих утонул при переправе через реку.

Король Германии и император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса
Король Германии и император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса

Легенда о Фридрихе Барбаросса

Легенда возникла в раннесредневековой Германии, раздираемой внутренними распрями, борьбой между императорами и римскими папами за инвеституру (то есть за право назначать в империи епископов), войнами с венгерскими и полабскими язычниками и множеством иных бедствий. Согласно этой легенде, император Фридрих I Барбаросса, усмиритель Италии, Польши и папы, перенёсший из Миланского собора в Кёльн святые мощи трёх евангельских царей-волхвов, прибывших в Вифлеем на поклонение Христу-младенцу (в действительности утонувший в горной речке Селифе во время Третьего Крестового похода), на самом деле не умер, а спит беспробудным сном со своими верными рыцарями в каком-то сокровенном месте под землей (чаще всего легенда помещала его подземное укрытие в недрах горы Киффхойзер в Тюрингии).

Народная фантазия придала спящему императору Барбароссе (на образ которого позднее наложились многие черты его внучатого племянника Фридриха II Гогенштауфена, сумевшего — почти без единого взмаха меча! — вернуть христианскому миру Святой град Иерусалим, хотя проклятого за это римским папой, ибо совершил свой подвиг без папского благословения!) некоторые черты не совсем забытого, как видно, древнегерманского бога Вотана-Одина. Так, сидящие на плечах Барбароссы два его верных чёрных ворона (как мы знаем, воронов Вотана звали Хугин и Мунин) каждое утро вылетают из недр горы, за день облетают весь подлунный мир, а под вечер возвращаются в Киффхойзер и сообщают кайзеру все новости. Когда-нибудь настанет день, сообщает легенда, когда вещий ворон сообщит Барбароссе, что в Иерусалиме процвела, наконец, засохшая смоковница, проклятая в своё время Христом Спасителем за то, что не принесла доброго плода. Тогда император восстанет ото сна, восстановит Римскую державу, вновь возглавит Крестовый поход, освободит Иерусалим и всю землю от неверных и сразится с Антихристом. В битву непосредственно вмешаются Божественные силы. После победы над Антихристом и силами зла император повесит свой меч и щит на процветшую смоковницу и вручит свою Вселенскую Державу — Рим — Богу, как своему Небесному Сеньору.

Во времена ГДР официальные власти вполне терпимо относились к легенде о возвращении императора, так как она хорошо вписывалась в официальную концепцию, о стремлении народа получить сильную центральную власть. Туристов подобная интерпретация истории удовлетворяла не слишком. Они приезжали в Гарц в надежде увидеть рыжебородого кайзера. Пока кайзер не возвратился. Даже после того, как Германия объединилась. Однако туристы не очень разочарованы. Приезжая в Кифхойзер, они используют возможность сесть на трон почитаемого монарха. Ведь по поверьям это приносит счастье.

Самое интересное что в России ходит похожая легенда о Александре Васильевиче Суворове. Суворов спит в дремучем лесу среди мхов и болот, в каменной пещере. В ней горит неугасимая лампада и слышится поминальная молитва о рабе Божием Александре. По легенде, когда России будет угрожать смертельная опасность, Суворов проснётся и выйдет из пещеры. Правда в Великую Отечественную Войну он почему-то не появился!?