Сегодня это уже вторая статья про Этери Тутберидзе. Первая, с поздравлением, по ссылке ниже. Вторая же будет немного иная. С комментариями учеников "Хрустального", которые ответили на звонки корреспондентов о своём тренере.
Я думаю, что в словах её фигуристов, мы можем разглядеть настоящий "допинг", а не тот, подброшенный Камиле Валиевой, который позволяет её подопечным занимать постоянно самые высшие места на соревнованиях.
Андрей Мозалёв.
Этери Георгиевна не такая строгая, как принято считать. Она очень ответственно подходит к своей работе, стремится, чтобы ученики показывали максимум того, на что способны. А для этого нужно, чтобы и они прикладывали все усилия. Это требовательность, это совместная работа на результат.
Опа! А я то думал, что Этери Тутберидзе - деспот... По крайней мере, если перечитать всю прессу и послушать, например, олимпийских чемпионок разных видов спорта Наталью Бестемьянову, Елену Вайцеховскую, Ирину Роднину, Светлану Ромашину и иже с ними.
А тут вон оно чё значит-то оказывается... Не такая Этери Георгиевна и строгая.
Дарья Усачёва.
Работа с Этери Георгиевной не бывает простой, тем и интересна. Ценю в ней требовательность и стойкость.
Очень много здесь можно написать. На самом деле эти два предложения несут колоссальный смысл и достойны быть основой для большой статьи. Но я попробую уложиться коротко.
Основа её высказывания: "Тем и интересна". Дело в том, что когда ты вливаешься в работу, то остановиться уже не можешь. Ты сам идёшь на усложнения, сам ищешь новое. Идёшь и делаешь. Всё это с самой большой ценностью: требовательность и стойкость. Где стойкость не показывает полноты картины.
Тебе становится интересно развитие собственного организма. Помню Анна Щербакова говорила, как она искала где ещё возможно ей усилиться, и когда находила и воплощала задуманное, то на неё обрушивался колоссальный приток энергии. Так бывает со всеми спортсменами, которые идут вперёд в своём совершенствовании в этой группе. То есть стойкость - это по сути дух группы, который генерирует Этери Тутберидзе не сходя со своей позиции.
Дарья Садкова.
– Какие главные черты характера у Этери Георгиевны?
– Терпение, умение найти подход к спортсмену и, конечно, любовь к своему делу.
– Главное, что дала тебе Тутберидзе?
– Научила четверному прыжку.
– Что ты бы пожелала тренеру в день рождения?
– Еще больше терпения, нескончаемых сил, вдохновения и много любви.
Мы уже столько раз говорили про любовь к своему делу, что объяснять более подробно, думаю ни к чему, а вот про подход к каждому человеку углублюсь несколько больше.
На самом деле подход к каждому фигуристу - это ни что иное, как контакт между тренером и учеником. Если его не будет, то и такого прогресса не будет тоже.
Под комментарием Дарьи Усачёвой я писал про дух, генерируемый тренером. Так вот, если контакта не будет, то этот дух ученик не почувствует тоже.
Контакт это особое слияние между учеником и учителем. Учитель показывает, и если ученик всей душой жаждет знаний, то он будет искать и ДОВЕРЯТЬ своему тренеру. В этом случае учителю не нужно объяснять от и до. Они понимают друг друга с полу слова. А учитель, при полном контакте ещё и понимает, где ученик не смог понять, что ему надо делать. Я сам тренировал, но только шахматы, и у меня был с учениками полный контакт. Поэтому я прекрасно знаю, что пишу.
Вспомните Этери Тутберидзе и её слова о Липницкой, Медведевой и Трусовой, что они отдалялись от неё. Это означает, что контакт с ними рвался из-за того, что они стали не доверять своему тренеру.
Даниил Самсонов.
В первую очередь, Этери Георгиевна интересна своим подходом к работе. Это ее главная особенность, которая меня зацепила. Она ценит каждую минуту своего времени. Она работает без выходных и всегда старается при любой возможности приехать на тренировку, все время помогает нам. Для меня именно это очень ценно.
Я ее уважаю за все, что она делает для меня и вообще для всего российского фигурного катания, для нашего вида спорта. Она очень важная личность, которая привела множество спортсменов к высоким результатам. Она работает без выходных, и я понимаю насколько это тяжело. Она всегда рядом, каждый день на тренировках с нами, старается ездить на все соревнования.
Вы представляете вовлечённость тренера в свою работу. У неё нет выходных. Тренер работает по 11 часов в день. Она выкладывается по полной программе, и думаю, что выкладывается даже не на 100%, а на все 200 или 300. Вот этот допинг, о котором я писал в названии статьи. Вот эта энергия, ощущаемая фигуристами и заставляющая их самих прикладывать все усилия для дальнейшего роста.
И в заключении хочется опубликовать слова Падишахан Султаналиева. (Мама Элизабет Турсынбаевой) И это стоит прочитать всем, кто не читал ранее.
Больше всего мне нравится в нашем тренере, что она смотрит исключительно на потенциал спортсмена, сплетни не слушает и не читает. Всегда только по факту: человек пришел, что он из себя представляет здесь и сейчас? Умеет ли работать в команде? Еще Этери Георгиевна всегда подчеркивает, что организация спортсмена зависит от его родителей. Насколько дисциплинированный родитель, настолько же дисциплинированный ребенок. Поэтому она всегда просит родителей своих учеников чаще посещать тренировки. Чтобы они видели, как работают все тренеры, как работают их дети.
Она не прячется от родителей. А как мы до этого мучились! В других школах все двери закрывали, мы рвались на каток, через щелчок смотрели… И в ЦСКА много чего было. Поэтому я приятно удивилась, когда Этери Георгиевна сама пригласила на тренировки. Каждый родитель сам видит, как ведет себя его ребенок на занятиях — трудится ли, халтурит ли… Тогда уже вопросов к тренерам не возникает.
Меня всегда поражало в Этери Георгиевне, что она не участвует в тусовках. Все тренеры же ходят на банкеты после соревнований, меня тоже всегда приглашали. А она не ходит, и даже на ужинах с коллективом я ее редко видела. Она постоянно трудится, продумывает новые пути. Воспринимает каждую победу так, что сегодня медаль есть, а завтра ее уже нет. Завтра другие планы, надо настроиться! Поэтому она сама не расслабляется и спрашивает в первую очередь с себя: что она делала для победы своего спортсмена? Этот человек сыграл большую роль в судьбе всей моей семьи.
То, что говорит мама Элизабет - это невероятно! Но ещё более невероятно то, что Этери Тутберидзе слышит про себя в основном только хейт, упрёки, провокации и вбросы.
Даже сейчас Артём Ковалёв, видимо в честь юбилея Этери Тутберидзе, набросал на этот тренерский штаб, что они жестокие и дают чрезмерные нагрузки спортсменам. А так же замарал невероятное достижение Маргариты Базылюк за каскад из двух четверных прыжков. За что? За то, что он сам никто и звать его никак? Но ведь очень хочется...
Или может быть из-за своего тренера, который в своей нечистоплотности ставил фигуристкам "Хрустального" самые низкие оценки? Как вообще Волков мог судить, когда из его штаба выступали спортсмены?