Найти тему

Ты или Вы. Как правильно общаться с психологом?

Ты или Вы — очень важная часть близости и распределения каких-либо ролей в отношениях психолог-клиент.

В любых отношениях существует определенная зона комфорта. Психологические отношения мало чем отличаются от всех остальных.

И вот встаёт вопрос: как же обращаться и вести разговор? На «ты» или на «вы»?

Конечно же, на первых встречах можно договориться и узнать, как это будет комфортно обеим сторонам.

Но Ты или Вы говорит ещё о некоторых довольно важных вещах.

1️⃣ Предпочитаемой дистанции в отношениях (не забываем, что мы говорим об отношениях психолог-клиент, хотя это можно распространять и на другие отношения).

2️⃣ Вопрос о власти.

Попробуем разобраться?

1️⃣ Дистанция в отношениях.

У клиента и психолога есть стали зоны комфорта, мы же все люди, так? И границы этой зоны у каждого человека абсолютно разные.

Поэтому порой выбранная форма обращения является этакой отметкой данных границ, поставленным маячком.

«Вы» — это более формальные отношения. «Ты» — что-то более близкое, доверительное.

Это ни в коем случае не означает, что, общаясь на «вы», не может быть построенно доверительных отношений.

Скорее это значит, что в «ты-разговоре» мы становимся более сердечными, близкими, эмоциональными.

Но с другой стороны огромное количество эмоций и близости может помешать смотреть трезво на переживания клиента. Тут можно уйти в слияние и не заметить что-то важное.

С другой стороны, «вы-разговор» может означать, что подсознательно человек отстраняет и огораживает себя от другого человека.

Вот такая вот вилка.

Однако не стоит забывать и о том, как это «вы» говорится, об интонациях. Ведь можно обращаться на «ты» так, что захочется убежать. А можно — наоборот — сердечно и близко говорить «вы» человеку.

2️⃣ Власть. Как много эмоций в этом слове. Всегда.

Иногда «вы» может означать жажду получить власть над клиентом. И молчаливое согласие клиента не переходить на «ты»легализует это право.

Но также бывает и обратное. Обращением "вы" также может подчёркивать значимость клиента, что психолог видит его тут,в кабинете, в отношениях. Клиент не пустое место для него. То есть, «вы» даёт клиенту власть проявляться здесь и сейчас.

Очень важно подмечать такие моменты и проговаривать с психологом.

Не стоит забывать и о таком моменте как социальный контекст. В России всегда было разделение на «ты» или «вы» Это в английском языке все озвучивается ёмким «you».

Это наши традиции и привычки. И забыть об этом на сессии — возможно, не заметить что-то важное для клиента.

Обесценить его чувства и его представления о мире.

Да, в гештальт-сообществе принято обращаться на «ты». Но каждый выбирает тот уровень комфорта, который необходим ему.  И лучшим вариантом будет обговаривать на первых встречах этот момент.

А клиенту важно говорить, если он подмечает в себе что-то, что его начинает беспокоить в формате обращений. И озвучивать это психологу.

Это тоже терапевтический опыт, который может помочь разрешить проблемы клиента.

Кстати.

Хотел узнать: как вам удобнее общаться с психологом? На «вы» или на «ты»?

Будет ли вас как клиента коробить, если психолог буде

т обращаться к вам на «ты»?

Как комфортнее вам/тебе?