Приходит в жизни каждой мамы время, когда малыш уже не такой уж и малыш, и может кое-что делать сам.
Что может сделать сам, а что еще не поймет, зависит от конкретного ребенка, его уровня осознанности.
Например, моя дочь Агата вполне может сама вешать вещи в шкаф после улицы. Она может снимать куртку, снимать шапку и все это класть в шкаф в коридоре. Дальше, она может сама переодеваться в домашнюю одежду и мыть руки после улицы. Все это она может делать сама сейчас без моей помощи. А когда-то не умела. Навыков не было: расстегнуть молнию на куртке до конца, развязать шнурки на шапке, снять с себя кофту с горлом, майку и стянуть колготки, взять в шкафу домашнее, одеться, подставить стульчик, включить воду, нажать на дозатор, вспенить мыло, смыть водой пену, вытереть полотенцем руки. Посчитайте сколько действий, а для взрослого это такие мелочи. По этому важно, чтобы ребенок имел физическую возможность действий. Не стоит придумывать ему задачи не посильные.
Бывают случаи, когда можно сделать и родителям за ребенка. В таких ситуациях нужно сказать ребенку почему он не будет этого делать сейчас. Например, мы вернулись с прогулки и по дороге дочь ела шоколад. Руки все грязные. Логично будет помочь ребенка не испачкаться еще больше. Но надо сказать: «сейчас я тебя раздену и уберу все в шкаф, потому что у тебя грязные ручки».
Но иногда у ребенка есть возможность, но нет желания. Его величество Каприз. Ребенок может принципиально отказаться что-то делать. Без объяснения причин. Что делать мамам и папам? Не идти на поводу, не делать за ребенка. Не хочет вешать в шкаф одежду? Пусть валяется на полу. Не хочет снимать куртку сам? Пусть ходит в куртке. Важно сказать, что ребенку придется самому это делать. Взрослый - главный. Иерархия не должна быть нарушена. Дети очень хорошо чувствуют уверенность, и при малодушии родителя, точно «получат свою выгоду».
Но!
Если ребенок начал сильно плакать, началась истерика, швыряние вещей и другие очень «приятные» моменты, то не нужно кричать и пытаться силой заставить сделать дело. Успокоить - дать попить водички, подержать на руках. И спокойно предложить вместе сделать, то что нужно. Обязательно, чтобы ребенок сделал сам, но можно помогать ему в этот момент, хвалить и вознаградить. Родитель остался главным, не пошел на поводу истерики. И в то же время ребенок почувствовал поддержку.
Что же делать, если ребенок не хочет быть самостоятельным из-за каприза?
Итак, первое, нужно убедиться что ребенок точно может делать самостоятельно то, что ему предлагают. Второе, родители должны быть главными и спокойными. Третье, в тяжелые эмоциональные моменты, можно помочь ребенку.
Еще одна моя статья на похожую тему 👇🏻
#дети #психология #детскийсад #дошкольник #педагогика #декрет #малыши #раннееразвитие