Найти в Дзене
На Волне

Переосмысление варваров: действительно ли они были дикарями?

Оглавление

Термин «варвар» уже давно ассоциируется с образами дикости и жестокости, вызывая в воображении мысли о нецивилизованных обществах на окраинах древнего мира. Однако возникает вопрос: были ли эти так называемые варвары действительно такими варварами, какими их часто изображает история? Размышляя над этим вопросом, мы углубимся в многогранную природу так называемых «варваров», изучая их культуры, общества и взаимодействие с более устоявшимися цивилизациями на протяжении всей древней истории. Проливая свет на сложности, окружающие термин «варвар», мы попытаемся бросить вызов общепринятым стереотипам и способствовать более тонкому пониманию этих разнообразных групп. Почему их вообще считали варварами? И были ли те, кто их так называл, на самом деле более цивилизованными?

Чтобы понять, были ли варвары действительно варварами, мы должны сначала решить проблему определения этого термина. Термин «варвар» возник из Древней Греции (βάρβαρος (барбарос)), где он использовался для описания негрекоязычных народов. Греки считали свой язык сложным, а те, кто говорил по-другому, считались ниже их. В то время их ближайшими соседями были племена иллирийцев, паионцев, фракийцев и многих других, которые считались менее развитыми. Эта лингвистическая предвзятость заложила основу для более широкой характеристики «варваров» как культурно примитивных и лишенных утонченности устоявшихся цивилизаций, хотя реальной основы для примитивности не было.

Однако мы должны подходить к вопросу о варварстве, помня о «культурном релятивизме». То, что можно было бы считать варварством с современной точки зрения, могло быть вполне приемлемым в контексте конкретного общества и периода времени. Например, сегодня совершенно запрещено ходить обнаженным на публике. Но в древние времена публичная нагота не была такой уж странной. Участники Олимпийских игр в Древней Греции часто были обнаженными. Во многих древних культурах такие практики, как человеческие жертвоприношения, ритуальные войны или даже предполагаемая жестокость в бою, были обычным явлением, и поэтому их необходимо оценивать в рамках культурных норм исследуемых обществ. Применение современных этических стандартов к историческим цивилизациям рискует чрезмерно упростить сложную социальную динамику.

-2

Большая часть этих древних «стереотипов» могла просто возникнуть в результате «соперничества» между цивилизациями. Во многих аспектах древние греки сами были странными и варварскими, хотя они были одной из самых развитых цивилизаций в истории человечества. Для них не было бы странным очернить своих соседей, как фракийцы, только для того, чтобы утвердить свое превосходство. То же самое касается и древних римлян, которые приняли греческое слово «варвар», обозначающее всех неримлян, живших на окраинах их царства, таких как кельты, германцы, сарматы, иллирийцы, иберы и так далее. Но многие из этих племен были по-своему искушены и теперь стали всего лишь жертвой клеветы со стороны более влиятельных игроков на мировой арене.

«Статус иностранца, как понимали этот термин греки, не допускает простого определения. Первоначально он обозначал такие народы, как персы и египтяне, языки которых были непонятны грекам, но он также мог использоваться и по отношению к грекам, говорящим на другом диалекте и с другим акцентом…»

Сравнение культур

В древние времена варварство было результатом столкновения культур. Подумайте о римлянах, прародителях современного мира, живущих в роскошных городах из мрамора и камня, со своими законами и тюрьмами, рабами и слугами, а также сильной армией. Как бы они смотрели на встретившиеся им германские племена - племена, обитавшие в отдаленных горных районах, в лесах и небольших деревнях, пастухи и скотоводы, простые и созвучные окружающей их природе. Разница в образе жизни и традициях была бы для них огромной, а стереотипы, недопонимание, клевета и непонимание были бы обычным явлением.

Именно эта дихотомия между цивилизованным и варварским миром является постоянной темой исторических повествований. Римляне, например, часто считали себя воплощением цивилизации, противопоставляя свое упорядоченное общество кажущемуся хаосу варварских племен на окраинах империи. Однако эта упрощенная точка зрения игнорирует сложные культурные достижения, социальные структуры и системы управления многих так называемых варварских обществ.

-3

Помните, что у самих римлян было много общих обычаев, которые можно назвать не чем иным, как варварством. Например, у них были общие туалеты, где губки для мытья спины были общими для всех; они также широко практиковали инцест и гомосексуальность; они проводили кровавые гладиаторские бои; они устраивали оргии ; обычно мочился в присутствии других во время долгих застолий; и даже задыхалась во время пиршества. С другой стороны, древние «варварские» племена, такие как кельты и германцы, имели много более благородных культурных аспектов. У них было сильное чувство чести; любил искусство и поэзию ; особое внимание уделяется гигиене и уходу; жил в гармонии с природой ; и были по большей части моногамными.

Однако и у них были практики, которые с современной точки зрения считаются жестокими или варварскими . Они совершали человеческие жертвоприношения; имели культуру, ориентированную на войну; делили свои дома со скотом; и были жестоки на войне. Но со своей точки зрения они могли рассматривать римлян как варваров, критикующих их жизнь в густонаселенных городах; их политика и законы; их жестокость по отношению к пленникам; их империалистические тенденции.

Конечно, иноземные племена не были примитивными, какими их считали римляне. Вопреки распространенному мнению, многие варварские общества могли похвастаться сложными социальными структурами, правовыми системами и формами управления. Например, германские племена имели сложную систему устных законов, которые регулировали различные аспекты жизни их сообществ. Гунны , которых часто изображали как безжалостные захватчики, имели иерархическую социальную структуру с четкими ролями правителей, воинов и простолюдинов. Эти примеры бросают вызов представлению о том, что варвары были лишены организованных социальных структур.

«Если битва за цивилизацию сведется к противостоянию слабаков с варварами, варвары победят». - Томас Соуэлл

-4

Ошибаются ли варвары?

Изучение взаимодействия между варварским и цивилизованным обществами еще больше усложняет вопрос о варварстве. В то время как некоторые группы варваров участвовали в набегах и конфликтах, другие стремились к мирному сосуществованию или даже интеграции с устоявшимися цивилизациями. Гунны, например, приобрели влияние в Римской империи благодаря союзам и дипломатическим отношениям. Такие взаимодействия подчеркивают изменчивость и сложность отношений между этими группами. Многие из варваров были наняты римлянами в качестве наемников и со временем получили статус «граждан», став частью римского общества и культуры.

Конечно, называть варваров исключительно деструктивными людьми слишком упрощает их историческое влияние. Многие варварские группы внесли значительный вклад в искусство, технологию и даже политическую мысль. Кельты , например, были известны своим художественным самовыражением, и многие из их величайших достижений остаются чудесами коллективной истории человечества. Римляне, соприкоснувшись с ними, позаимствовали многие их нововведения, в частности штаны и своеобразные защитные боевые шлемы. Более того, миграции различных варварских племен стимулировали культурные обмены, которые повлияли на развитие искусства и архитектуры как в Восточной, так и в Западной Римской империи. Кочевой образ жизни некоторых варварских групп также способствовал инновациям в верховой езде и военном деле.

При переоценке варваров становится очевидным, что они бросали вызов устоявшимся цивилизациям, но эти вызовы не были исключительно разрушительными. Например, миграция вестготов и вандалов способствовала упадку Западной Римской империи. Хотя эти события часто представляют как варварские вторжения, они также заставили римлян адаптироваться и переосмыслить свои структуры управления, способствуя эволюции средневековой Европы. Сами римляне во многом были саморазрушительными, поскольку их внутренняя борьба, плохая политика и постоянная экспансия не позволяли поддерживать постоянную стабильность. И поскольку «варвары» мигрировали в поисках новых домов, римляне не могли справиться с этим давлением. Итак, мы видим, что многие сложные народы на протяжении всей истории считались варварами просто потому, что их образ жизни и традиции отличались от устоявшихся норм «цивилизаций». Славяне, например, постоянно расширявшиеся, рассматривались Византийской империей как назойливые варвары, хотя они были мирными скотоводами с многовековыми традициями.

Варвары подвергаются переоценке

В наше время варвары классической истории продолжают переоцениваться и искупаться. Во многих аспектах современной литературы, искусства и кино варвары изображаются как хорошие парни, благородные и дикие, обладающие всеми основными ценностями героических личностей. Так, например, фэнтезийный фильм 1982 года режиссера Джона Милиуса «Конан-варвар», основанный на персонаже Конане-варваре, созданном писателем Робертом Э. Ховардом в 1930-х годах, вернул в общественное мнение концепцию варваров. Это было переосмысление классической исторической концепции варвара, поскольку персонаж Конана бросает вызов традиционным стереотипам, связанным с этим термином. Конан изображается жестоким и могущественным воином, но он также обладает такими качествами, как ум, хитрость и кодекс чести. Это не бездумный дикарь, а скорее сложный и глубокий персонаж. Также он вступает в борьбу с цивилизованным миром и узами религии. Такое изображение подрывает традиционный образ варваров как примитивных и нецивилизованных.

-5

Конан во многих отношениях был необходимым примером для переосмысления концепции древних варваров. Изменив точку зрения, мы можем понять, что это были сложные народы, нормальные и не слишком странные для своего времени. Во многих случаях это были мирные нации, ставшие мишенью великих расширяющихся империй, таких как Рим, которым было позволено подчинять их и классифицировать их с их собственной, личной точки зрения. В конце концов, историю пишут завоеватели, а то, что римляне считали цивилизованным, должно было разделяться всеми остальными. Так получилось, что многие народы Европы изображались бесхитростными и примитивными, хотя они были далеки от этого.

Проливая новый свет на старые термины

В конце концов, вопрос о том, были ли варвары действительно варварами, является сложным и многогранным. Сам этот термин наполнен культурными предубеждениями, зародившимися в Древней Греции и увековеченными через призму более поздних цивилизаций. Называть всех варваров дикарями по своей сути — значит слишком упрощать богатое разнообразие этих обществ. Изучая их культуры, социальные структуры и взаимодействие с устоявшимися цивилизациями, мы обнаруживаем, что варвары не были монолитными в своем поведении и влиянии. Такое упрощение других культур сохраняется и в наше время, и с ним необходимо бороться.

Культурный релятивизм имеет решающее значение в оценке действий этих групп, поскольку практики, считающиеся варварскими по современным стандартам, могли быть приемлемыми в их историческом контексте. Более того, многие варварские общества демонстрировали сложную социальную структуру и вносили положительный вклад в культурный ландшафт. Бросив вызов общепринятым стереотипам и признав сложность этих взаимодействий, мы можем выйти за рамки упрощенных характеристик варваров и оценить сложную картину человеческой истории во всех ее разнообразных формах .