В своей пьесе «Укрощение строптивой» Шекспир ярко изобразил пробуждение трактирного забулдыги Слая
Слай:
- Ох, ради Бога, дайте кружку эля!
Первый слуга:
- А не угодно ль хересу, милорд?
Строки великой комедии вспомнились при посещении выставки портретных кружек-Тоби, недавно открывшейся в Ярославском музее Зарубежного искусства.
В экспозиции представлена вереница образов, впечатляющих своей гротескной, почти «шекспировской», выразительностью.
Считается, что питейные заведения «пабы» зародилась в Туманном Альбионе еще во времена Римской Империи. Легионеры, строившие на завоёванном острове дороги, заодно возводили постоялые дворы с тавернами. По римской традиции, усталые путники, достигнув желанного крова, любили утолить жажду глотком-другим-третьим игристого вина.
Римское новшество пришлось гордым бриттам по вкусу. Таверны, где постоянно продавалось спиртное, мало-помалу превратились в излюбленные места отдыха - пабы (от англ. Public – общественный) Избранную «карту вин» англичане живо дополнили собственными традиционными напитками – пивом и элем.
Вспомним, как тот же Слай, быстро освоившись в роли высокочтимого лорда, всем иным напиткам предпочёл эль:
А ну, ведите-ка сюда жену
И дайте, повторяю, кружку эля!
В XVIII веке количество пабов значительно возросло, и их хозяевам приходилось проявлять немалую изворотливость для привлечения клиентов. В заведениях устраивались бильярдные комнаты, а также «салуны» (прообраз нынешних варьете), где можно было посмотреть развесёлые представления с музыкой и танцами.
И наконец, в витринах пабов стали выставляться целые галереи кружек-голов, исполненных с искрометным юмором и задором.
Первенство среди колоритных персонажей, бесспорно, принадлежало весельчаку Тоби Филлпоту – герою популярной английской песенки 1761 г. «Глиняная кружка». Тогда же были изданы юмористические рисунки, изображавшие этакого румяного толстяка с кружкой эля в руке. Его имя стало синонимом мажорного восприятия мира и жизненного оптимизма.
Производство кружек-Тоби было налажено в 1770-е гг. в графстве Стаффордшир, где работали десятки керамических заводов. В столичном Лондоне эти предприятия запрещалось строить из-за чрезвычайной дымности обжиговых печей (уже тогда англо-саксы боролись за "зелёную повестку").
Классическим изображением Тоби Филлтопа являются фигурные кружки-кувшины. В ряде случаев шляпа была съёмной, и служила рюмкой для эля.
Выпускались они самых разных размеров, вплоть до миниатюрных кружечек-сувениров.
В феерической череде кружек-Тоби представлены люди всех сословий тогдашней Англии – от блестящих королевских гвардейцев до рыночных сапожников
С особым юмором изображались отцы церкви и представители клерикальных кругов
Интересен хитроватый джентльмен в «пикейном» жилете, надевший для прогулки модное кепи в духе доктора Ватсона
Зачастую среди персонажей кружек-тоби можно увидеть популярных литературных героев
Несколько особняком стоит в экспозиции кувшин со знаменитым пиратом Джоном Сильвером
Вслед за Англией кружки-Тоби завоевали популярность во многих европейских странах
Не миновала мода на кружки-Тоби и Российскую империю. Уже в 1780-х гг. мануфактура Гарднера начала изготавливать портретные сосуды, отличавшиеся особой самобытностью.
На злобу дня, как правило, изображались турки и турчанки. В свете событий Русско-Турецкой войны они представляли собой своеобразные шаржи на жителей Османской империи.
К удивлению, одна из восточных одалисок напомнила героиню поэмы Маяковского «Про это».
Образы кружек-Тоби вдохновляли и советских мастеров фарфора. Так, подлинным шедевром признана кружка «Молоко» Натальи Данько (автор формы, 1919 г.) и Алексея Воробьевского (автор росписи).
Они выпускалась на ЛФЗ большими тиражами, и доныне хранятся во многих российских семьях. Несмотря на восточные украшения, верится, что душа у этой красавицы добрая, щедрая, русская! Недаром её иногда называют «Масленицей»
От звонниц летит лебедями да сойками
Малиновый звон – во истоптанный снег!
Девчонкой скуластой, молодкою бойкою
Гляжу я в зенит из-под сурьмленных век…
(Елена Крюкова. Видение праздника. Старая Россия)