Найти в Дзене

Феерические кружки-головы. В компании английских весельчаков

В своей пьесе «Укрощение строптивой» Шекспир ярко изобразил пробуждение трактирного забулдыги Слая

Слай:

- Ох, ради Бога, дайте кружку эля!

Первый слуга:

- А не угодно ль хересу, милорд?

Строки великой комедии вспомнились при посещении выставки портретных кружек-Тоби, недавно открывшейся в Ярославском музее Зарубежного искусства.

Музей зарубежного искусства (филиал Ярославского художественного музея), Ильинская площадь, 2
Музей зарубежного искусства (филиал Ярославского художественного музея), Ильинская площадь, 2

В экспозиции представлена вереница образов, впечатляющих своей гротескной, почти «шекспировской», выразительностью.

Кружка «Мистер Микобер». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Мистер Микобер». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Старик в клетчатом кепи». Англия, Стаффордшир, завод Shorter & Son, 1960-e гг.
Кружка «Старик в клетчатом кепи». Англия, Стаффордшир, завод Shorter & Son, 1960-e гг.

Считается, что питейные заведения «пабы» зародилась в Туманном Альбионе еще во времена Римской Империи. Легионеры, строившие на завоёванном острове дороги, заодно возводили постоялые дворы с тавернами. По римской традиции, усталые путники, достигнув желанного крова, любили утолить жажду глотком-другим-третьим игристого вина.

Римское новшество пришлось гордым бриттам по вкусу. Таверны, где постоянно продавалось спиртное, мало-помалу превратились в излюбленные места отдыха - пабы (от англ. Public – общественный) Избранную «карту вин» англичане живо дополнили собственными традиционными напитками – пивом и элем.

Вспомним, как тот же Слай, быстро освоившись в роли высокочтимого лорда, всем иным напиткам предпочёл эль:

А ну, ведите-ка сюда жену
И дайте, повторяю, кружку эля!

Кружка «Толстяк». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Толстяк». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.

В XVIII веке количество пабов значительно возросло, и их хозяевам приходилось проявлять немалую изворотливость для привлечения клиентов. В заведениях устраивались бильярдные комнаты, а также «салуны» (прообраз нынешних варьете), где можно было посмотреть развесёлые представления с музыкой и танцами.

В английском пабе. Рисунок 1806 г. https://i.pinimg.com/originals/cd/bf/ac/cdbfac975375d4c54042ade65bce6a53.jpg
В английском пабе. Рисунок 1806 г. https://i.pinimg.com/originals/cd/bf/ac/cdbfac975375d4c54042ade65bce6a53.jpg

И наконец, в витринах пабов стали выставляться целые галереи кружек-голов, исполненных с искрометным юмором и задором.

Первенство среди колоритных персонажей, бесспорно, принадлежало весельчаку Тоби Филлпоту – герою популярной английской песенки 1761 г. «Глиняная кружка». Тогда же были изданы юмористические рисунки, изображавшие этакого румяного толстяка с кружкой эля в руке. Его имя стало синонимом мажорного восприятия мира и жизненного оптимизма.

Тоби Филлпот. Англия. Литография конца XVIII в. Из открытых источников
Тоби Филлпот. Англия. Литография конца XVIII в. Из открытых источников

Производство кружек-Тоби было налажено в 1770-е гг. в графстве Стаффордшир, где работали десятки керамических заводов. В столичном Лондоне эти предприятия запрещалось строить из-за чрезвычайной дымности обжиговых печей (уже тогда англо-саксы боролись за "зелёную повестку").

Классическим изображением Тоби Филлтопа являются фигурные кружки-кувшины. В ряде случаев шляпа была съёмной, и служила рюмкой для эля.

Кружка-кувшин «Нюхальщик табака». Неизвестный завод. Середина XIX в.
Кружка-кувшин «Нюхальщик табака». Неизвестный завод. Середина XIX в.

Выпускались они самых разных размеров, вплоть до миниатюрных кружечек-сувениров.

Кружка тонированная «Тоби-пьяница». Англия, неизвестный завод, середина-вторая половина XX в. Кружка белая «Тоби-Джек» с изображением герба Bridgerule, деревни и прихода в Девоншире по обе стороны долины Тамар, в 5 милях к западу от Голсуорси. Англия, фабрика «Stoke of Trent», XX в.
Кружка тонированная «Тоби-пьяница». Англия, неизвестный завод, середина-вторая половина XX в. Кружка белая «Тоби-Джек» с изображением герба Bridgerule, деревни и прихода в Девоншире по обе стороны долины Тамар, в 5 милях к западу от Голсуорси. Англия, фабрика «Stoke of Trent», XX в.
Деревня и приход в Девоншире Bridgerule: Церковь St Bridget  https://www.flickr.com/photos/13706945@N00/48283906817
Деревня и приход в Девоншире Bridgerule: Церковь St Bridget https://www.flickr.com/photos/13706945@N00/48283906817

В феерической череде кружек-Тоби представлены люди всех сословий тогдашней Англии – от блестящих королевских гвардейцев до рыночных сапожников

Кружка «Лейб-гвардеец». Англия, Стаффордшир, фабрика Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Лейб-гвардеец». Англия, Стаффордшир, фабрика Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Сапожник с чугунной лапой и молотком». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», вторая половина XX в.
Кружка «Сапожник с чугунной лапой и молотком». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», вторая половина XX в.

С особым юмором изображались отцы церкви и представители клерикальных кругов

Кружка «Саймон-ключник». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.
Кружка «Саймон-ключник». Англия, Стаффордшир, завод Даултон, Лемберт и Берслем. Первая треть XX в.

Интересен хитроватый джентльмен в «пикейном» жилете, надевший для прогулки модное кепи в духе доктора Ватсона

Фигурный кувшин «Джентльмен с мопсом». Англия, фабрика «Berlington», середина XX в.
Фигурный кувшин «Джентльмен с мопсом». Англия, фабрика «Berlington», середина XX в.

Зачастую среди персонажей кружек-тоби можно увидеть популярных литературных героев

Фигурный кувшин «Мушкетёр Атос». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», 1955
Фигурный кувшин «Мушкетёр Атос». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», 1955
Кружка «Старый морской волк» с ручкой в виде парусного корабля. Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», вторая половина XX в.
Кружка «Старый морской волк» с ручкой в виде парусного корабля. Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», вторая половина XX в.

Несколько особняком стоит в экспозиции кувшин со знаменитым пиратом Джоном Сильвером

Фигурный кувшин «Пират Джон Сильвер». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», 1951 г.
Фигурный кувшин «Пират Джон Сильвер». Англия, Стаффордшир, фабрика «Royal Doulton», 1951 г.

Вслед за Англией кружки-Тоби завоевали популярность во многих европейских странах

Кружка в виде головы смеющегося чиновника. Франция. Мануфактура Sarreguemines (Сагермин). XIX в.
Кружка в виде головы смеющегося чиновника. Франция. Мануфактура Sarreguemines (Сагермин). XIX в.

Не миновала мода на кружки-Тоби и Российскую империю. Уже в 1780-х гг. мануфактура Гарднера начала изготавливать портретные сосуды, отличавшиеся особой самобытностью.

Кружка «Турок». Россия, неизвестный завод, XIX в.
Кружка «Турок». Россия, неизвестный завод, XIX в.
Кружка «Турок». Россия, неизвестный завод, XIX в.
Кружка «Турок». Россия, неизвестный завод, XIX в.
Кружка «Турчанка», Россия, (предположительно) фабрика Храпунова-Нового, вторая половина 19 в.
Кружка «Турчанка», Россия, (предположительно) фабрика Храпунова-Нового, вторая половина 19 в.

На злобу дня, как правило, изображались турки и турчанки. В свете событий Русско-Турецкой войны они представляли собой своеобразные шаржи на жителей Османской империи.

Кружка «Турок». Россия, завод Кузнецова в Риге, вторая половина XIX в.
Кружка «Турок». Россия, завод Кузнецова в Риге, вторая половина XIX в.
Кружка «Турчанка». Россия, завод Кузнецова в Риге, 1870-е гг.
Кружка «Турчанка». Россия, завод Кузнецова в Риге, 1870-е гг.

К удивлению, одна из восточных одалисок напомнила героиню поэмы Маяковского «Про это».

Кружка «Турчанка». Россия, завод Кузнецова в Риге, вторая половина XIX в.
Кружка «Турчанка». Россия, завод Кузнецова в Риге, вторая половина XIX в.
Александр Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского «Про это». 1923 https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/81/754746339001817.jpg
Александр Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского «Про это». 1923 https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/81/754746339001817.jpg

Образы кружек-Тоби вдохновляли и советских мастеров фарфора. Так, подлинным шедевром признана кружка «Молоко» Натальи Данько (автор формы, 1919 г.) и Алексея Воробьевского (автор росписи).

Они выпускалась на ЛФЗ большими тиражами, и доныне хранятся во многих российских семьях. Несмотря на восточные украшения, верится, что душа у этой красавицы добрая, щедрая, русская! Недаром её иногда называют «Масленицей»

От звонниц летит лебедями да сойками

Малиновый звон – во истоптанный снег!

Девчонкой скуластой, молодкою бойкою

Гляжу я в зенит из-под сурьмленных век…

(Елена Крюкова. Видение праздника. Старая Россия)

Наталья Данько (автор формы, 1919 г.), Алексей Воробьевский (автор росписи). Кружка «Молоко». Ленинградский фарфоровый завод, 1960-е гг.
Наталья Данько (автор формы, 1919 г.), Алексей Воробьевский (автор росписи). Кружка «Молоко». Ленинградский фарфоровый завод, 1960-е гг.