7 книг на 7 дней. Мой выбор
БЕТТЕЛЬХЕЙМ, Бруно. Просвещенное сердце. Автономия личности в тоталитарном обществе. Как остаться человеком в нечеловеческих условиях. – М.: МИФ, 2024. – 448 с. – (Больше, чем жизнь).
В 1938 году Бруно Беттельхейм, тогда еще начинающий психоаналитик, был арестован нацистскими властями и отправлен в концлагерь Дахау. Там ему пришлось увидеть и пережить чудовищные вещи. Профессиональные наблюдения за собой и другими узниками помогли ему сохранить разум и уцелеть. Позже, когда Беттельхейм уже стал известным психологом, эти наблюдения легли в основу его публикаций о человеческом поведении в экстремальных ситуациях.
Эта книга подводит итог многолетним размышлениям автора о взаимодействии человека и общества. Он точно и откровенно описывает механизмы, которые превращают обычного гражданина в жертву системы или шестеренку в машине уничтожения. Но эта книга и о внутренних устоях, которые не дают человеку склонить голову перед злом; и о том, почему человечество, пережив очередной кризис, всякий раз делает новый шаг вперед.
ДРУЖИНИН, Петр. Моцарт и Сальери: Кампания по борьбе с отступлениями от исторической правды и литературные нравы эпохи Андропова. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 440 с. – (Гуманитарное наследие).
Эпоха Андропова была краткой и запоминающейся, однако мало кто знает о развернутой тогда идеологической кампании по борьбе с отступлениями от исторической правды. Петр Дружинин, старший научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, на основании как опубликованных, так и неизвестных архивных источников реконструирует эту идеологическую кампанию, выстраивая на первый взгляд несвязанные события в строгую последовательность. И даже далекие от идеологии люди встали в тот момент перед нравственным выбором: чью сторону им принять.
ЗАМЯТИН, Дмитрий. Вообразить Россию. К становлению геокультур и метагеографий Северной Евразии. – СПб.: Алетейя, 2024. – 476 с.
В качестве цивилизационного и геокультурного ядра Северной Евразии рассматривается Россия. Анализируются различные способы геокультурного воображения и метагеографического моделирования Северной Евразии на планетарном, региональном и локальном уровнях. Особое внимание уделено проблематике художественных метагеографий и сопространственности геокультур.
КАНТИЛЬОН, Ричард. Опыт о природе коммерции: общие вопросы. – М.; СПб.: Издательство института Гайдара; Центр экономической культуры, 2024. – 458 с. – (Новое экономическое мышление).
Ричард Кантильон – самая загадочная фигура в истории экономической мысли, а его «Опыт
о природе коммерции» – книга, без которой экономическая наука была бы иной. Ее идеи стали основой «Экономической таблицы» физиократов, во многом предвосхитили теорию народонаселения Мальтуса, классические теории стоимости и денег, теории предпринимательства и пространственной экономики. «Колыбелью политической экономии» назвал ее У. С. Джевонс, случайно обнаружив через полтора века после написания. Это издание – первый полный перевод «Опыта» на русский язык. Он основан на первом французском издании (1755). и английском переводе Г. Хиггса (1931), а также на результатах современных исследований творчества Кантильона, отраженных в двух переизданиях «Опыта» в 2015 году. Кроме текста «Опыта» в томе публикуются перевод статьи Джевонса (1881), вернувшей имя автора после векового забвения, статья Александры Эйдельнант (1927) – единственная работа советского периода о Кантильоне, а также вводная статья о личной судьбе автора «Опыта» и сопроводительная статья о месте Кантильона в истории экономической науки.
МИЛЛЕР, Алис. Не замечай. Реальность детства и догмы психоанализа. – М.: Академический проект, 2023. – 411 с.
«Не замечай» того, что тебе пришлось пережить в детстве: жестокого обращения и сексуального насилия со стороны взрослых. Это негласное табу исследует психоаналитик Алис Миллер, специалист в области ранних детских травм. Она выступает с критикой психоанализа, в частности психоаналитической теории влечений Фрейда, и задается вопросом, почему многие психоаналитики, начинавшие свои исследования насилия над детьми, позже по каким-то причинам отказывались от своих идей. Миллер говорит о влиянии «черной педагогики» и опоры на заповедь, которая гласит: «Почитай отца твоего и мать твою…», о тех последствиях, которые наступают в результате игнорирования потребностей ребенка. Автор открывает читателю, как важен понимающий и принимающий человек, который будет сопровождать пациента на пути столь болезненных и тяжелых воспоминаний и осознаний.
ПОПОВ, Евгений; ГУНДАРИН, Михаил. 1968. Опыт художественного исследования. – СПб.: Алетейя, 2024.
1968 год – переломный для всей истории ХХ века: студенческие революции на Западе, «Пражская весна», Огромное количество новых музыкальных альбомов, культовых книг (от Урсулы Ле Гуин до Ролана Барта). Именно в 1968-м возникло то, что мы называем современной культурой и искусством – от новой рок-музыки до философии постмодернизма. Огромное значение 1968-й имел и для отечественной литературы – а также русских писателей. АлександрСолженицын заканчивает «Архипелаг ГУЛАГ» и зарывает рукопись в лесу. Владимир Высоцкий пишет письмо в ЦК КПСС. Василий Аксенов издает свою лучшую книгу 60-х – «Затоваренную бочкотару». Евгений Евтушенко на острове Пасхи пьет виски с американскими офицерами. Эдуард Лимонов в литературном андерграунде шьет свои первые брюки… А еще в этой книге действуют АлександрГалич, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Корней Чуковский, братья Стругацкие, Василий Белов, Николай Рубцов, Юлий Ким, и многие-многие другие. Уникальная панорама уникального года дополняется специально написанными для книги мемуарами ныне живущих очевидцев того времени – литераторов Ефима Бершина, Сергея Боровикова, о. Владимира (Вигилянского), Карло Визинтини (Италия), Игорь Волгина, Анатолия Гаврилова, Ренэ Герра (Франция), Юрия Кублановского, Эдуарда Русакова, Саши Соколова, Сергея Чупринина, Евгения Цымбала.
ХРЕНОВ, Николай. Искусство в ситуации культурологического поворота. – М.: Канон+, 2024. – 624 с.
Монография посвящена проблеме воздействия на искусство тех процессов, что развертывались в ХХ веке как в жизни, так в искусстве и науке. Наиболее характерными признаками этих процессов были открытие и осмысление культуры. Хотя значимость культуры в философской рефлексии можно фиксировать уже в эпоху Ренессанса, однако идея культуры все же возникла лишь в XVIII веке одновременно с появлением в европейском мире понятия «вкус», т.е. с возникновением эстетики как науки.
Творчество стали соотносить не только с природой, но и с культурой. XIX век предстал позитивистским веком с его уклоном в социологию. Проблематика возникающего индустриального общества на время затмила проблематику культуры, но разрушительные процессы как следствие не только мировых войн, но и революций порождали страх перед исчезновением культуры. Было осознано, что без культуры не только не построить нового, но невозможно и сохранить существующее общество. Постепенно в сознание человечества входила проблематика культуры. Об этом свидетельствует не только художественный опыт, но и новые веяния в гуманитарных науках. Так возникает специальная наука о культуре. Возникает с большим опозданием. В истории науки развертывается культурологический поворот, оказываемый эффект которого на художественные процессы и пытается зафиксировать и осмыслить автор этой монографии.