Начало истории здесь:
Я везде возила Матвея на транспорте. Тогда у меня не было водительских прав, и я всё не решалась их получить. Такси дело дорогое, поэтому ездили на маршрутках. В инклюзивный центр, где с Матвеем занимался дефектолог и были групповые занятия по подготовке к школе – ездила только одна маршрутка, газель. Бывало, стоишь на остановке минут 20, и маршрутка переполненная проезжает мимо, не останавливаясь. А иногда ехали стоя, в позе зю. Матвея порывались взять на руки сочувствующие взрослые, но он, понятное дело, ни к кому не садился. Если попадали в пробку и ехали дольше обычного, час, полтора – у сына заканчивалось терпение и он возмущался. Иногда приходилось выйти, успокоить, и ждать следующий транспорт. В итоге опаздывали. Так ездили 3 года. Матвей мог к занятию уже приехать «никакой». Настолько его выматывала дорога в таких условиях.
Вы знаете, верни всё назад я б не возила в такую даль. Искала бы рядом, или вообще только сама занималась. Но тогда мне хотелось к школе успеть его приучить к социуму и урокам, а рядом групповых не было.
В итоге я сдала на права, хотя это вот вообще не моё. Просто пришлось. Я даже платно сдала только с третьего раза) Сначала выучила только один маршрут дом - инклюзивный центр и не сворачивала – хоть камни с неба)
Но какое же это было облегчение. Своё авто! Другой уровень жизни и комфорта. Матвей очень полюбил кататься. Даже сейчас в 15 лет, обязательно просит прокатить его на машине, при чём даже выходить из неё не хочет. Ехать и ехать часами. И колесит с ним муж бесцельно, всю область уже объездили. Всё думаем как это использовать, чтоб не зря ездить. Курьерами что ли устроиться?) Таксистами не вариант, Матвей не любит посторонних в авто, да и вряд ли пассажиры будут рады нашей компании) В общем пока вопрос открытый.
Однажды в инклюзивном центре дефектолог, который на первой консультации сказал – не пойму, чего вы пришли, он всё умеет – позвала меня на разговор. Сказала: «Лиля, честно, не могу его ничему научить. На месте стоим. Он не запоминает совсем, занятия бесполезны. Оставайтесь просто на группе если хотите, а так – ищите что-то другое. Я не помогу.»
Тогда я уже была готова к такому сценарию. Ожидаемо. Будем искать. Благо город большой и соответственно выбор есть.
Я решила выучиться сама на специального психолога, очно-заочно. Вместе с подругой пошли. Логика моя была такая – мне с ребёнком жить всю жизнь, я должна обладать необходимыми компетенциями. Так же если Матвею в школе понадобиться тьютор – меня могут взять, так как будет образование соответствующее. Но главная мотивация – стать специалистом, чтобы грамотнее выстраивать занятия с сыном.
Начинаем учиться. На периоды сессий мама приезжала посидеть с Матвеем. Дочь была в саду.
С первых же месяцев я начала понимать, что мало что узнаю здесь именно про аутизм. Ну это вроде как и логично, не изучено... Поэтому преподаватели знали не больше нас с подругой. А иногда и искажали информацию.
Например, на психомоторной коррекции нам заявили, что аутисты боятся прикосновений. Неконтактные. Но мы точно знали, что бывает совсем обратная ситуация – когда дети с аутизмом ищут контакта телесного, при этом нарушают чужие границы. Матвей очень контактный и ко всем лезет обниматься.
Другой преподаватель раздавала советы - если к вам в детский сад пришел аутист, постарайтесь всеми правдами и неправдами не взять его. Потому что эти дети непредсказуемы. Это он говорил будущим специалистам. И говорит до сих пор. Формируя отношение к нашим детям. Можете себе представить каково было нам с подругой это слушать. Сначала молчали, чтоб не выдать себя. Потом начали уже добавлять где-то и корректировать. Наверное, нас не очень любили)
Одним из наших учителей был руководитель центра, в котором Матвей занимался с 2,8 до 5 лет. Мы ушли, потому что на личной консультации мне было сказано, что перспектив нет и прогресса. Так вот она сходу начала хвалиться своим центром и уверять что важна ранняя коррекция и что "кто к ним до 3 лет попали - все вышли в норму". И тут я такая говорю: «А помните во сколько Матвея пришёл?» Она отвела глаза.
Я не люблю высокопарных речей и заявлений, особенно далеких от реальности.
В общем проучилась я 2,5 года, получила красный диплом и список использованной литературы…
Не было понятия с чего начать, как начать. Не было конкретики. По любой теме об аутистах говорили мало, вскользь. Помню на теме о формировании игровой деятельности про детей с аутизмом вообще забыли упомянуть. Я спросила и мне ответили, что у аутистов игра, как таковая имеет только предметный характер, сенсорный. И от этого этапа они сразу переходят в учебную деятельность. Так и есть в основном. А хотелось бы что – то новое узнать…
Но диплом у меня есть и не один) Я даже 2 года занималась с детьми в том инклюзивном центре, в который мы ездили в даль далёкую. Расскажу потом об этом опыте отдельно.
Продолжение здесь: