Прежде всего, речь идет о трендах, которые сформировались под влиянием пандемии: здоровое питание и выбор продуктов, способных поддержать
иммунитет, а также низкокалорийной еды, продовольственных товаров с пониженным содержанием жиров и сахара, предпочтение растительных
альтернатив продуктам животного происхождения, следование принципам устойчивого развития и продовольственной безопасности. К этой же группе трендов ряд экспертов относится удобство потребления (выбор готовых к употреблению или легких в приготовлении блюд; сохранение «цифровых»
привычек потребителей продуктов) и привычку перекусывать много раз в день.
В некоторых источниках акцентируется более «всесторонний» переход растущей доли населения стран Азии на питание, полностью исключающее
продукты животного происхождения. Здесь — и растительные диеты, и новые, полностью «альтернативные» блюда, и специализирующиеся на блюдах из продуктов растительного происхождения магазины, кафе и рестораны. Во многом большими возможностями для перехода к такому питанию жители азиатских стран обязаны климату, который является благоприятным для выращивания большого числа фруктов и овощей, с помощью которых
организм человека может получить все необходимые питательные элементы.
Одновременно на рынке появляется больше так называемых «гибридных» продуктов —сочетающих в себе, например, мясо животного и растительного происхождения. Такие продукты позволяют переориентировать сознание потребителей в сторону экологически осознанного поведения, снизить
сопротивление происходящим трансформациям, увеличить объемы реализуемой продукции на рынке и расширить ассортимент.
Продолжают активно развиваться микопротеиновые технологии, с помощью которых производятся альтернативы богатым белком продуктам животного происхождения.
Причем компании, использующие эти технологии, базируются не только в странах Азии и не в последнюю очередь благодаря своим инновационным разработкам осваиваются и на европейском рынке. По словам представителей таких компаний, потенциал микопротеиновых технологий в контексте производства питательных продуктов велик с точки зрения следования принципам устойчивого развития, поскольку уникальная структура микопротеинов позволяет создавать альтернативы традиционным белковым продуктам без использования ряда искусственных добавок.
Рост популярности продуктов с низким содержанием глютена или жиров особенно заметен в странах, где ожирение и диабет входят в число заболеваний, угрожающих здоровью нации, например, в Малайзии.
Так же, как и среди жителей западных стран, среди азиатских потребителей становится все больше приверженцев функционального питания.
Однако при выборе продуктов они ориентируются на поддержание качества жизни и здоровья (включая ментальный аспект) в целом. Поэтому не спадает популярность, например, продуктов, улучшающих качество сна.
Еще один процесс, который входит в условный комплекс трендов, объединенных под названием «здоровое и функциональное питание»,
но несколько сильнее выражен в Азии, нежели в Европе — формирование привычек «здорового старения». Больший акцент на здоровую и полноценную
старость, вероятно, связан с тем, что в азиатских странах очень большое количество долгожителей. С учетом скорости и прогнозов старения населения стран Европы, можно предположить, что этот тренд будет набирать силу и в остальной части мира.
Жители стран Азии также ожидают от производителей продовольствия соблюдения принципов устойчивого развития. В контексте более осознанного в экологическом плане потребления сохраняют популярность продукты местного происхождения. Азиатские производители продуктов и ритейлеры, в свою очередь, объединяются в альянсы со своими крупнейшими западными конкурентами, для того, чтобы совместными усилиями приближаться к установленным глобальным экостандартам. В частности, это касается переработки пластиковой упаковки продовольственных товаров.
Также они стремятся минимизировать отходы пищевого производства, перерабатывая те части сырья (например, растений), которые ранее не использовались в производстве продуктов и просто выбрасывались.
Диджитализация потребления продуктов также набирает силу в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Технологии, которые в других регионах мира еще находятся на начальном этапе развития, здесь активно развиваются — особенно в странах, которые являются мировыми лидерами цифровизации (например, в городе-государстве Сингапур).
Однако, некоторые направления развития поведения потребителей продовольственных товаров в азиатских странах отличаются от трендов западного мира. Так, аналитики отмечают возросшую в период пандемии популярность рецептов национальных блюд, которые использовались для домашнего приготовления еды. Особенное распространение получили рецепты блюд, содержащих в составе ингредиенты, имеющие «лечебные» свойства, поддерживающие сопротивляемость организма вирусам.
Сохраняется также традиционная любовь населения азиатских стран к еде, богатой специями. Это мотивирует западных производителей, представленных на продовольственных рынках стран региона, адаптировать свою продукцию
к запросам потребителей. Так, знакомые многим бульонные кубики или лапша быстрого приготовления приобретают остроту и насыщенность специями, которые для западного покупателя были бы чрезмерными.
Другие тренды связаны с особенностями традиционного потребления продуктов жителями стран Азии. Например, помимо микопротеиновых, здесь развиваются технологии, позволяющие получать богатые белком продукты из насекомых — для европейских жителей подобная продукция была бы крайне непривычна, поэтому ей вряд ли удалось бы быстро завоевать значимую долю
рынка.
Нужно также подчеркнуть, что даже в рамках общих трендов потребители из разных стран выбирают различные пути достижения одних и тех же целей — близкие к устоявшимся традициям потребления продуктов. Так, если речь идет
о здоровом и функциональном питании, направленном на усиление иммунитета и поддержание здоровья ЖКТ, жители Японии предпочтут ферментированные продукты, удобные для перекусов, Таиланда — укрепляющие напитки, Китая —
пробиотики, а Индии — растительные ингредиенты.
Основные тренды потребления продуктов питания в странах Азии
24 февраля 202424 фев 2024
21
5 мин