Совсем недавно свет увидела новая экранизация романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фильм вышел 25 января 2024г. , продолжительность составила 157 минут. Как понимаете это довольно длинная по хронометражу картина и перед создателями стоит непростая задача удерживать внимание зрителя на протяжение двух с половиной часов. Большинство зрителей, которые познакомились с киноновинкой ожидали от фильма полного соответствия книге, что это будет нечто напоминающее одноименный сериал, вышедший в 2005 г.
На мой взгляд создатели сделали правильный ход, сместив акцент с сюжета книги на ее создателя. Они не стали воплощать книгу как она есть и не пошли по пути попытки превзойти сериал 2005 г., а сделали абсолютно новое произведение по мотивам романа. Необходимо отметить то, что из основного сюжета взяты ключевые моменты, а именно знакомство с Воландом, гибель товарища Берлиоза, изъятие квартиры в пользу дьявола на время проведения бала, а также сам бал и участие Маргариты в нем. Это если так можно выразится скелет сюжета, но вот остальное уже идет задумка авторов и сценаристов фильма.
Мне понравилось, что нам показывают процесс создания романа мастером. Сама фигура автора это проекция на Булгакова и проблемы общества, причем нельзя сказать, что только советской действительности, многие моменты актуальны и по сей день. По ходу развития событий в киноленте, мы видим, что автор пьесы об Иешуа Ганоцри подвергается жесткой цензуре, его практически ломают на глаз коллег и пытаются принудить написать нечто полезное обществу, вместо дурного веяния о Боге. Наш Мастер не готов отказаться от своих убеждений и за свое упрямство получает наказание от держателей власти, его выгоняют из союза писателей, затем друг сдает его НКВД и по итогу он попадет в застенки, где его окончательно ломают и передают в сумасшедший дом. Почему именно туда спросите вы? Ответ просто и лежит на поверхности, не в силах справиться с гонением и давлением власти автор избирает себя как альтернативную личность в виде Мастера, отныне он называет себя только так и не иначе. Свое сознание он проецирует в недописанный роман и начинает им жить, воображая его наяву.
Интересно, как нам это показывают, т.е. роман начинается с момента знакомства Мастера и Маргариты. Они мило прогуливаются и он изливает ей душу о том, что его пьеса была загублена на корню и у него есть новая задумка, но она опять так не пройдет цензуру. И вот в этот момента Маргарита с вызовом предлагает ему написать так, что бы этот роман хотели перечитывать раз за разом, ведь то что нельзя, манит больше чем то, что всегда доступно. Эта идея поражает мастера и он уже не может остановится, каждая новая встреча с ней это новая глава романа. Она его муза, он ее смысл жизнь и роман это продукт их совместного влияния друг на друга.
Создали фильма показывают нам, что Патриаршие пруды в романе появляются лишь потому что влюблённые прогуливались там. Основные герои взяты из реальной жизни мастера, т.к. например Берлиоз, лишается головы в произведение автора, лишь потому что в реальной жизнь предал его и свои убеждения. Он буквально перестает думать своей головой и начинает говорить, действовать как это удобно действующей власти, т.е. нам дают аллюзию на современное общество в нем.
Фигура Воланда тоже очень интересна обыграна в фильме. Большое отличие от сериала 2005 г. в том, что дьявол нам показан как искуситель, как сила существующая ради силы, а вот истинное зло люди делают сами. Воланд в экранизации 2005г. наводит нас нас ужас и чувство страха пред неизведанным, он буквально и есть власть, та которая сожмет тебя в своих тисках и не заметит, а вот новый фильм уходит от этого образа. Нам показывают другое обличие дьявола, что он наблюдатель здесь и вмешивается в жизнь других играючи только с той целью чтобы проучить и показать, что в его силах изменить судьбу человека. Нам не зря делают акцент на том, что Берлиоза к смерти под трамваем подготовили. Его намеренно отвлекает Коровьев, а Азазело занимает телефонную будку, чтобы Берлиоз остановился перед трамвайными путями. Кадр смещается с будущей жертвы несчастного случая на Воланда, который выжидает время и даже тикают часы на заднем плане, т.е. нам дают понять, что если бы Берлиоз быстро прошел или даже если бы упал на трамвайных путях, у него было бы время спастись, но так как дьявол вмешался в это, то его конец был предрешен. Откуда была взята фигура профессора Воланда? Сам Мастер дает ответ на этот вопрос, это был его случайный знакомый - иностранец, которого он вписывает в сюжет, но почему же это дьявол? Имя Воланд связано с Мефистофелем Гёте этот ответ дает нам уже Маргарита, но так ли все однозначно? Учитывая тот факт, что сам роман Булгакова это аллюзия на советское общество и его новый уклад, то становится понятно что в Воланде отражается власть, которая своей сильной рукой и железной хваткой может в любой момент сломить человека. Вообще весь фильм построен на аллюзиях и переходах от реальности к вымыслу.
Отдельно нужно сказать об внешнем виде нового Воланда, он изобилует отсылками к разного рода мистическим символам, так например наконечник трости это голова египетского божества Анубиса, как известно он был Богом погребальных ритуалов и стражем весов Осириса на суде мертвых. Пентаграммы, перевернутые символы все это образы типичных сюжетов о дьяволе и нечистой силе. Нам дают проникнуться образом, чтобы мы сами нашли в нем Сатану, а не поверили просто факту, что это дьявол. Реальность такова, что человек сам себе придумывает силу, которая ему мешает достичь целей в жизни. Именно поэтому в фильме дают понять, что не было никогда никакого иностранца это вымысел самого Мастера. Он придумал антагониста, чтобы ему противостоять и в глаза его всей власти.
Самый наверное важный персонаж в этой экранизации даже не сам Мастер, а его муза - Маргарита. Она показана нам как холодная аристократка, прикрытая советской шелухой буржуазия. Ей настолько пресытила ее жизнь, что она ищет в ней другие удовольствия. Нам впервые показывают мужа Маргариты и он отнюдь не обрюзглый старик, а наоборот подающий надежды ученый, молодой и полный сил. Сама Маргарита говорит, что он ее безумно любит и готов ради нее на все, но она к нему ничего не испытывает. Это тоже своеобразная отсылка на богему общества, они имеют всё, что захотят, но в тоже время не хотят ничего из того, что имеют. Им хочется нового, хочется адреналина и запретного плода, что так сладок. Отсылка к этому наблюдается на приеме у Лиходеева, что вся так называемая политическая элита ведет себя ничуть не лучше недавно свергнутого благородного сословия.
Маргарита находит себя в любви к Мастеру, он ее запретный плод, а его роман тот адреналин, который ей так необходим. Именно она вдыхает жизнь в роман, она заставлять ожить то, что живет только в мыслях и именно из-за нее Мастер начинает ассоциировать себя с героем своего произведения. Он вписывает ее в сюжет и возлагает ответственность на происходящее с ней в конце. Маргарита понимает, что она предав мужа, заслужила место во 2 кругу ада Данте. Почему 2 круг? Потому что ей двигала похоть, желание отдаться другому, быть и с мужем и с любовником. Она не принадлежит никому из них, она и есть похоть. Это осознание заставляет ее тоже ассоциировать себя с героиней романа, она буквально начинает им жить и видеть все это наяву.
Отдельного внимания заслуживает бал у Сатаны. Если сравнивать с сериалом, то там бал больше похож на церемониал у королей с легким налетом фильмов ужасов, то здесь мы видим обряд. Маргарита сначала упивается своей ролью королевы бала Сатаны, но затем ее душа начинает испытывать муки и бремя взваленное на нее Воландом становится все сложнее нести. Апогеем всего становится глоток крови из черепа Берлиоза. Этим действием она подписывает приговор своей души и именно поэтому нам показывают как она падает и проносится сквозь круги ада в самое дно к дьяволу и он своей волей топит ее в цветах, а когда она вновь открывает глаза, то бал уже закончен.
Фильм сплетает воедино реальность и вымысел, оставляя открыт вопрос " а было ли это на самом деле?". Мы видим, что в большинстве своем все это происходит в сломленном сознание Мастера, но нам дают понять что с Маргаритой все тоже может быть не так как нам кажется. В одной из сцен фильма нам показывают, что автор видит ее издалека в сопровождение мужа, т.е. она может совершено с ним незнакома. Она, как и Воланд, лишь часть головоломки сложившейся в голове у Мастера. На неоднократно дают понять, что она в первую очередь муза, а потом любовница. Вдохновение, которое обретает тело и голос. В фильме делается акцент, что только в этом романе Мастер и Маргарита могут быть вместе. И вот, в сумасшедшем доме умирает мастер и с ним умирает его Маргарита. Все правильно, с автором уходит и его вдохновение. Очень интересная трактовка великого произведения Булгакова, настолько красиво и органично вплетены параллели и аллюзии на современное и советское общество.
Единственное на мой взгляд, что портит впечатление от фильма это попытка актера Юрия Колокольникова сыграть товарища Коровьева, как этот сделал в сериала 2005г. Абдулов. Это плохое решение потому что сыграть, как он невозможно, а вот показать свое видение персонажа было лучше. Тем более, что Колокольников пытался сделать что-то среднее между Коровьевым Абдулова и Джокером из фильма Кристофера Нолана. Итог этой попытки печален. Он переиграл, как Абдулов и не дотянул как Джокер. Из-за этого его персонаж смотрится блекло и неуместно.
Касаясь вопроса актерского состава, можно сказать, что все на своем месте. В полной мере не удалось оценить кота Бегемота и Азазело, т.к. их роль была незначительной и не раскрытой, но думаю такая жертва была принесена из-за ограниченности киноленты. На мой взгляд данный фильм это успех нашего кинематографа. Объясню почему. Фильм держит зрителя, мне не было скучно или не интересно на протяжение двух с половиной часов. Смотрелось всего на одном дыхание, но повторюсь если вы ждете сюжет книги, то этот фильм не для вас. Он не копирует роман, он лишь берет его как основу и это здорово. Это новый взгляд на хорошо известное произведение. Отлично и гармонично смотрится отсылка к нашумевшей игре Atomic Heart. Именно из нее взят образ Москвы будущего. В параде, показанном в фильме, легко узнаются кадры из игры и ее атмосфера. Создатели очень круто вплели это в свой сюжет и вообще в стиль фильма.
Смотреть этот фильм однозначно рекомендую, но с поправкой на то, что нельзя ни в коем мере сравнивать с сериалом 2005 г. Это отдельное произведение, по - своему шедевр нашего кинематографа и его нужно рассматривать именно с позиции независимости от книги и других ее экранизаций.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, предлагайте темы для обсуждения! Если вам интересны такие обзоры на сериалы и фильмы, то готова продолжать и мне еще есть что сказать. С уважением, ваш автор канала Feeling_my_life!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов.
Другие публикации нашего канала: