Сьюзан Б. Глассер из The New Yorker размышляет о грандиозном провале затеи Республиканской партии Палаты представителей об импичменте Байдену
Во вторник вечером федеральные прокуроры представили в суд документ, который на паре десятков причудливых и в конечном итоге взрывоопасных страниц фактически положил конец одной из величайших надежд Дональда Трампа в предвыборный год — импичменту президента Джо Байдена. В материалах выяснилось, что Александр Смирнов, давний информатор ФБР, который сообщил следователям, что Байден и его сын Хантер получили взятку в пять миллионов долларов каждый от украинской энергетической компании, не только выдумал это утверждение, но и признался, что распространял плохие новости о Байденах по указанию «официальных лиц, связанных с российской разведкой».
Смирнов впервые изложил сенсационное и во многом неподтвержденное заявление о взяточничестве в интервью ФБР в 2020 году. Прошлым летом республиканцы, преследующие президента, опубликовали отредактированную версию отчета ФБР, включающую обвинения Смирнова. Это был их взведенный пистолет, их белый кит — единственный конкретный пример, свидетельствующий о реальном преступном деянии со стороны президента. По данным наблюдательной организации Media Matters, Шон Хэннити, ведущий Fox News и доверенное лицо Трампа, упомянул предполагаемую взятку Байдена в восьмидесяти пяти сюжетах в 2023 году. Вечером, когда Сенатор Чак Грассли обнародовал опровергнутое утверждение Смирнова, Хэннити мрачно сообщил своим зрителям, что Байдена «весьма убедительно обвинили в государственной коррупции в таких масштабах, которых эта страна никогда раньше не видела».
В течение нескольких месяцев после этого следователи Палаты представителей пытались найти доказательства предполагаемой взятки в финансовых отчетах Байдена. Как мы теперь знаем, её не существовало. Но мечта умирает тяжело. В декабре в ходе партийного голосования республиканцы все равно решили продолжить официальное расследование по импичменту Байдена. В дни, прошедшие после ареста Смирнова по обвинению во лжи правительству, лидеры Республиканской партии в Палате представителей отклоняли, флибустьировали и иным образом запутывали все это дело. Это «не меняет фундаментальных фактов», — заявил изумленным репортерам член Палаты представителей Джим Джордан. Но смущающая новая реальность противоположна: доверенный информатор ФБР, похоже, был заядлым лжецом, который успешно внедрил российскую ложь о президенте Соединенных Штатов в партийное расследование по импичменту в год выборов. Как будто этого было недостаточно, в судебном иске правительства также содержалось следующее предупреждение: Смирнов, по его словам , «активно пропагандирует новую ложь, которая может повлиять на выборы в США после встречи с представителями российской разведки в ноябре». Включите мозг. Это Россия, Россия, Россия снова и снова.
Неудивительно, что лихорадочная мечта республиканцев Палаты представителей об импичменте испарилась. Их месть от имени бывшего президента, которому дважды был предъявлен импичмент, всегда казалась больше ориентированной на партийную политику, чем на что-либо еще. С момента начала расследования в отношении Байдена в прошлом году они публично изо всех сил пытались найти какое-либо преступление — не говоря уже о проступках — которое соответствовало бы заранее назначенному наказанию. В ходе беспорядочного расследования было выдвинуто множество теорий о должностных преступлениях президента: от предполагаемых гнусных действий с Китаем, Казахстаном, Румынией и другими странами до предполагаемого отмывания денег Байденом от имени своего брата. Но даже самые глубокие скептики расследования не могли себе подтвердить этот последний поворот: фальшивая украинская взятка, по-видимому, заказанная, чтобы соответствовать самым мрачным фантазиям республиканцев о Байдене, и переданная источником, который в конечном итоге признался в распространении лжи, переданной ему Россией.
Еще многое предстоит разгадать в том, как это произошло. В правительственных судебных документах на этой неделе Смирнов предстает почти до смешного очевидным лжецом, рассказывая несколько версий своей истории о взяточничестве Байдена и одновременно хвастаясь контактами с различными иностранными разведывательными службами. Как такое возможно, что этот парень был информатором ФБР более десяти лет? Его информация, очевидно, не могла быть проверена, и тем не менее назначенный Трампом прокурор Скотт Брэйди позже показал, что нашел «достаточные признаки достоверности» в некоторых аспектах истории Смирнова, чтобы передать ее другому прокурору, Дэвиду Вайсу, специальному прокурору Министерства юстиции, расследующему дело Хантера Байдена. Судя по всему, Вайс потребовал полной проверки Смирнова и его заявлений только после того, как республиканцы в Конгрессе обнародовали их, а когда Смирнов все-таки дал официальное интервью ФБР в сентябре, результатом стало не разоблачающее доказательство вины Байдена, а арест самого Смирнова.
На холме печальная сага еще не заставила республиканцев официально отказаться от своего расследования. Но в четверг утром, когда я разговаривала с Джейми Раскином, который, будучи ведущим демократом в Комитете по надзору Палаты представителей, провел последний год, пытаясь положить конец безумию импичмента, чувствовал надежду, что настало время «свернуть дело» после того, как многолетняя «комедия ошибок» оказалась «крупной операцией российской разведки». Джеймс Комер, председатель комитета по надзору Палаты представителей, пока не стал объявить об официальном прекращении расследования, но Раскин заявил, что почувствовал политический сдвиг. «Председатель Комер, похоже, отказался от импичмента», — сказал мне Раскин. «Похоже, они признают, что политическая математика им не подходит». Для уязвимых республиканцев, претендующих на переизбрание этой осенью в умеренных округах, это вполне может стать «событием, завершающим карьеру, если они проголосуют за импичмент Байдену по чистой чепухе», отметил он. Имея в последнее время самое узкое большинство в Палате представителей, республиканцы в любом случае могут позволить себе потерять всего пару голосов.
Так что, возможно, по крайней мере с практической точки зрения, именно это считается хорошим временем в одурманенной Трампом республиканской палате. «Обвинения Смирнова легли в основу всей кампании по импичменту», — сказал мне Раскин. Без них «расследование по импичменту завершилось бы по существу, если не по форме. . . весь проект лежит в руинах».
Но я не до конца убеждена в этой браваде. В сегодняшнем Конгрессе борьба так или иначе будет продолжаться всегда. В течение многих лет Трамп и его сторонники снабжали свою базу тщательно продуманными теориями заговора о президенте и его сыне. Стереотип о Байдене, Украине и взятке, которой не было, вряд ли быстро исчезнет. Раскин с готовностью признал, что некоторые республиканцы в Конгрессе, вероятно, будут продолжать настаивать на этом вопросе даже после того, как его источник был дискредитирован — «как солдаты Конфедерации, заблудившиеся где-то в лесу», которые продолжили сражаться еще долго после окончания войны. Что касается теорий заговора, он опасается, что арест Смирнова вскоре может быть представлен как очередной заговор глубинного государства с целью сокрытия преступлений Байдена. Я подозреваю, что пройдет немного времени, прежде чем это предсказание сбудется.
«Нас предупредили, что достоверность этого заявления не установлена, и тем не менее мои коллеги вышли и рассказали общественности о том, что оно правдоподобно и убийственно», — заявил представитель Кен Бак, республиканец из Колорадо, который время от времени бросает вызов своей партии. Дело не в правдивости обвинения, а в том, что республиканцам нужно было выдвинуть обвинение.
Политическая память в Америке поразительно слаба. В 2019 году Палата представителей, контролируемая демократами, объявила Трампу импичмент за то, что он потребовал от Украины помочь ему в политическом плане, раскопав компромат на Байдена. В телефонном разговоре, который публично обнародовал сам Трамп, он подтолкнул президента Украины Владимира Зеленского начать расследование в отношении Байдена, ссылаясь на обвинения в том, что Байден «остановил судебное преследование» Burisma, украинской энергетической компании, которая заплатила сыну Байдена местом в совете директоров в то время, когда тогдашний вице-президент помогал курировать политику США в отношении Украины. Это та же самая теория заговора, которую республиканцы придерживаются в нынешнем расследовании импичмента Байдена все эти годы спустя. В 2019 году обвинение было отклонено как недоказанная российская дезинформация, но, боюсь, для них это не будет иметь значения и сейчас, когда последняя версия московского ракурса тоже была дискредитирована. Цирковой шатер не сворачивается; он стал постоянным местом жительства США.