Я Вас не утомил, дорогие читатели, своими походами в Мариинский театр? Мне просто очень-очень нравятся постановки его новой сцены. Всегда что-то неожиданное, красивое, неповторимое. Сегодня сегодня мы с вами будем слушать вместе "Севильского цирюльника".
Что необычного на этот раз? Во первых, первый ряд. Очень люблю. Во вторых, нет знаменитого занавеса с пером на фоне волн. Просто на голубом фоне легкие облака. И еще по бокам от оркестровой ямы лестницы для выхода в зал.
Увертюра была обыграна очень интересно. Прямо с "неба" спустилась на тросах "строительная платформа", словно для маляров, и зависла в первой половине занавеса. На ней парень и девушка, одетые в красивые костюмы светлых оттенков трех веков давности и белоснежные парики. Они достали огромные кисти и начали белой краской рисовать птичек прямо на голубом занавесе! Потом постепенно платформа опускалась о "художники" рисовали облака и еще больше птичек. Когда платформа опустилась совсем, они артистично раскланялись и удалились под бурные аплодисменты. Это будут не последние овации в спектакле.
Появился влюбленный герой - граф Альмавива. Он и его слуга вместе с командой музыкантов поют серенаду, обращаясь к невидимой возлюбленной графа, которая покорила его сердце несколько дней назад. Однако, она не отвечает и не появляется. Граф оплачивает "услуги" музыкальной компании, которая бурно благодарит его, поднимая такой шум, что девушка (ее зовут Розина) таки появляется... на балконе рядом со зрителями.
Она довольно фигуристая, с формами, на ней длинное свободное платье на восточный манер и огромная выдающаяся шляпка с лентами. Балкон в восторге, так как Розина прямо там начала петь. Оттуда она сбросит своему поклоннику записку... на голову кому-то из партера и на радость графу.
Однако граф ей не признался, что он такой видный жених. Ведь он хочет, чтобы его любили не из-за денег и положения. Он сказал, что он бедный студент, который продолжает свое образование, без гроша за душой. Но красавица и так уже "поражена его голосом в самое сердце"...
Разговор прерывает ее опекун, который мечтает сам жениться на ней и завладеть ее богатством. Его возраст - весьма почтенный, поэтому втихую все, конечно, подсмеиваются над его попытками молодиться и быть востребованным Казановой. Он загоняет ее домой. На сцене появляется Фигаро. Юркий, худощавый, очень сообразительный малый, умеющий считать деньги и обладающий смекалкой, которая позволяет ему быть во многих ипостасях, к счастью, как раз в доме возлюбленной графа. Благодаря щедрости графа и ,конечно, доброты, Фигаро обещает помочь ему с обретением своей любви.
Далее граф дважды умудряется проникнуть в дом опекуна, сначала в образе пьяного солдата (с головным убором с перьями, со знаменем и в кольчуге - похоже на римского легионера), а потом в образе учителя пения. "Пьяного солдата" пытались утихомирить солдаты во главе с офицером, ведущим в поводу потрясающую черную собаку на трех колесиках! Она приковала к себе все внимание.
В доме есть и другой отрицательный герой, кроме опекуна. Дон Базилио. У него есть свои жесткие принципы. Он не поступается клеветой, ложью, способен на любую подлость и низость. Он даже пел по этому поводу целую арию. Вадим Кравец (которого я наблюдал в главной роли "Нюрнбергских мейстерзингеров") исполнил ее блестяще. Но, следуя образу этой оперы, совсем неудивительно, что с таким учителем музыки как Базилио, юная девица на выданье совершенно не хочет заниматься пением.
Совершенно иная картина возникает перед нами, когда Альмавива в образе учителя пения во фраке и завитом парике появляется в доме опекуна Розины и она, узнав его, с удовольствием с ним вместе поет. А уж как он эффектно появился после антракта прямо из середины первого ряда партера!
Во втором акте особо запомнились сцены дуэтов влюбленных молодых людей, когда они тайком подсмеивались над не замечающим ничего опекуном. Он даже засыпал под "уроки музыки". Очень интересно и оживляюще для зала звучали внезапные реплики героев на русском языке (сама опера идет на итальянском языке). Например, когда опекун уснул, он в полусне вопрошал: "Кто здесь?..."
Особо успела выделиться служанка в доме опекуна Розины. Это дама лет сорока "с хвостиком" нашла себе кавалера в виде поклонника, вскочившего из второго ряда партера с букетом цветов, и подарившего ей цветы после ее выразительной арии о поиске любви. Понятно, что кавалер - "липовый", но смотрелось это очень мило. Именно на нем в начале спектакля Фигаро демонстрировал как он работает цирюльником, лихо отрезав ему часть галстука.
Фигаро не раз придется проявить своей смекалку, помогая влюбленным. Но он не раз восхищается хитростью и умом женщины на примере Розины. Он даже говорит, что она может "...хитрость в университете преподавать...", и с сожалением констатирует факт, что учить её ему уже нечему.
После легкого недопонимания на почве ревности влюбленные поженятся и опекун уже ничего не сможет сделать. Даже Базилио не устоял, правда, перед "звоном" подаренного ему кольца и угрозы расправы с ним. В юных сердцах воцарились любовь и верность.
Отдельно надо сказать об огромных ростовых куклах перед самым антрактом. Они в прямом смысле слова ходили в зрительном зале. Высота их впечатляет. Метров пять, не меньше, в высоту. Картина получилась сюрреалистичная. Кажется, что Вам приснился волшебный сон... Невероятное ощущение!
Это были выдающиеся колоритные дамы с собачкой и куклами (возможно, это были их мужчины), и мужчины, одетые в интересные костюмы. Они больше напоминали британскую аристократию, с традиционным твидом, жемчужной ниткой на шее, высокими прическами и неизменной собачкой подмышкой.
Игрушка в виде собачки имела ошеломительный успех у зрителей. Ее все кинулись в зале гладить. У одной куклы в руках была еще одна кукла из дерева, которую сажали на колени к зрителям. Да, я сидел на первом ряду крайний справа. Она оказалась на моих руках. Это было неожиданно. Как испытавший это на себе, могу сказать, что это было не тяжело и очень смешно. Мои соседи от смеха катались по полу).
Так что зрительный зал - активный участник этой удивительной постановки.
Все пели изумительно. Каждый постарался как мог. Да, декораций особо нет. Они очень минималистичные. В этом спектакле декорации - весь зал. Впечатлений море. Просмотра несомненно стоит. Отличное настроение и вера в любовь гарантированы. А на сегодня - все. До новых встреч, Ваш Алекс.