Найти в Дзене

Как учитель помог римлянам овладеть вражеским городом.

Шел 394 год до н. э.. Римская республика вела бесконечные войны с соседями. Десять лет они осаждали и взяли этрусский город Вейи. Город разграбили, оставшихся в живых жителей продали в рабство.

Взятие города Вейи при помощи подкопа под стены.
Взятие города Вейи при помощи подкопа под стены.

Вейянцам помогали их соседи этруски из племени фалески. Они несколько раз пытались снять осаду, но неудачно. Теперь римляне решили уничтожить и эту общину.

Обратите внимание где город Рим, Фалерии, Вейи
Обратите внимание где город Рим, Фалерии, Вейи

Главным городом у фалесков был Фалерии расположенный в 50 км. от Рима. К нему и пошли римские легионы. Этруски встретили врага в поле. Они дали сражение, но военная удача отвернулась от них. Их боевые порядки были опрокинуты и воины бежали с поля боя в город, где и засели за стенами.

Римляне.
Римляне.

Консул Камилл осадил город. Началась подготовка к штурму. Это дело не быстрое. Легионеры стояли не прям под стенами, а в лагере чуть поодаль от города. Из лагеря выставлялись сторожевые отряды, которые не позволяли подвозить противнику продовольствие и подкрепления. Римское войско готовилось к долгой осаде и тяжелому штурму. Готовили осадную технику, вязали фашины из хвороста для засыпания рвов.

В Фалерии был учитель, который воспитывал детей местной аристократии.

Так мог выглядеть учитель. Фреска музыканта.
Так мог выглядеть учитель. Фреска музыканта.

Он проводил свои лекции как за стенами города, так и выходя за его пределы. Он понял, что город римляне возьмут, как и Вейи и его судьба будет печальной. Если повезет то лично его продадут в рабство. У него созрел коварный план. Он стал выводить учеников за пределы города и с каждым разом все дальше и дальше. И в один из дней он завел детей прямо к римским постам. Их задержали.

Дети были в глубоком унынии. Еще минуту назад они были сыновьями богатейших и уважаемых людей своего отечества. Они хорошо ели и пили, могли учиться у лучших учителей, тренироваться в палестрах. Каждый из них имел реальные перспективы занять достойное место в обществе. И тут все рухнуло! Теперь они пленники. Если их сейчас не убьют и не запытают, то скорее всего продадут на чужбину в качестве рабов. Вернуться домой им уже будет не суждено. Конечно их могут вернуть домой за выкуп. Но каков будет размер этого выкупа? Смогут ли родители удовлетворить жажду наживы у римлян. Счастливая жизнь закончена!

Учитель попросил доставить его к командованию армии, т. к. у него есть бесценное предложение.

Этрусская аристократия.
Этрусская аристократия.

Учителя и учеников препроводили к консулу Камиллу. Он сидел в палатке когда к нему привели пленников. Учитель, со слов историка Тита Ливия, сказал следующее:

— Я знаю, что храбрый, великодушный и непобедимый Камилл не воюет с детьми. Но ты обрати внимание на то, что это дети самых знатных и богатых фалесков. Теперь ты можешь спокойно праздновать победу. Чтобы выручить своих детей, чтобы спасти их, наши фалески теперь уж обязательно сдадут тебе город. Вот тебе залог. Получи его.

Учитель надеялся на награду и склонился в знак уважения и почтения перед консулом.

Консул ответил не сразу. Он обдумал свое решение.

Римские офицеры и знаменосец.
Римские офицеры и знаменосец.

Если бы он принял предложение, учителя то возможно ему бы и удалось взять город. Этруски сдались бы, заплатили контрибуцию, получили бы обратно своих детей, но гарантированно было бы, что они предадут римлян при первой же возможности помня их подлость. И тут Камилл понял как надо поступить.

Он приказал содрать одежду с учителя и выдать детям розги. Предателя связали и погнали в город Фалерии его же ученики. Они поняли, что смерть и муки минули их. Тот кто хотел их погубить и нажиться на этом теперь в их руках. Хлестали они его розгами и гнали в город уже представляя как его покарают сограждане. Он наверняка просил детей милости и пощады. Просил отпустить его. Пытался наверняка вырваться и убежать. Выл от ужаса. Проклинал всех и просил милости у богов. Всё тщетно! Дети были непреклонны!

Камилл рассудил так. Если вернуть детей родителям, то это поможет наладить добрососедские отношения с городом.

Фреска. Этрусский воин.
Фреска. Этрусский воин.

Собственно так и вышло. Когда дети пригнали в город своего учителя и рассказали все, что произошло, городской совет принял решение капитулировать. Они сочли поступок римского полководца предложением заключить выгодный мир. Опять же фалески видели, что римская армия упорная и сильная. Она побеждала их на полях сражений неоднократно и только, что взяла казалось бы не преступные Вейи. Им хотелось мира и они его получили на выгодных условиях.

Так при помощи учителя римляне взяли вражеский город. Судьба учителя Титом Ливием не описана. Видимо его жестоко казнили в назидание всем тем, что задумает такое же бесчестие.

Подписывайтесь на наш канал и читайте другие статьи по истории человечества.

Например, читайте вот эту статью

Или смотрите наш фильм про Спарту.