Найти в Дзене
Libertà

ОСЕННИЙ МАРАФОН. ПОЧЕМУ НИНА ЕВЛАМПИЕВНА ВЕРНУЛАСЬ

Режиссер Г. Данелия, киностудия Мосфильм, 1980 год. В семье Бузыкиных наблюдаются странные отношения между супругами. Андрей Павлович пренебрегает семейными радостями. Вместо этого он бегает по всему городу в любую непогоду к своей любовнице Аллочке или торчит у бывшей однокурсницы. Словом, «лишь бы не дома». Только сам Бузыкин знает, что и Аллочка и, тем более, Варвара, ему не приболели ни к какому месту. Просто у него неспокойная душевная конструкция, постоянно требующая новизны. Поперек этого сложного сооружения расположено неумение отказывать людям и страх кого-то обидеть. Все вместе называется «сам себе не рад». Странно, что за столько лет совместной жизни Нина Евлампиевна не ознакомилась с инструкцией по эксплуатации своего мужа. Для нее неведомы его метания и искания. Вместо того, чтобы поговорить со своим Андрюшей откровенно и после этого расставить фигуры по местам, она страдает от измены, плачет, рвет на части не только куртку, подаренную соперницей, но и себя саму. О куртке
кадр из фильма Г. Данелии "Осенний марафон"
кадр из фильма Г. Данелии "Осенний марафон"

Режиссер Г. Данелия, киностудия Мосфильм, 1980 год.

В семье Бузыкиных наблюдаются странные отношения между супругами. Андрей Павлович пренебрегает семейными радостями. Вместо этого он бегает по всему городу в любую непогоду к своей любовнице Аллочке или торчит у бывшей однокурсницы. Словом, «лишь бы не дома».

кадр из фильма
кадр из фильма

Только сам Бузыкин знает, что и Аллочка и, тем более, Варвара, ему не приболели ни к какому месту. Просто у него неспокойная душевная конструкция, постоянно требующая новизны.

Поперек этого сложного сооружения расположено неумение отказывать людям и страх кого-то обидеть. Все вместе называется «сам себе не рад».

Странно, что за столько лет совместной жизни Нина Евлампиевна не ознакомилась с инструкцией по эксплуатации своего мужа. Для нее неведомы его метания и искания.

Вместо того, чтобы поговорить со своим Андрюшей откровенно и после этого расставить фигуры по местам, она страдает от измены, плачет, рвет на части не только куртку, подаренную соперницей, но и себя саму.

кадр из фильма
кадр из фильма

О куртке хотелось бы отдельно поговорить. Одна из загадок фильма, за каким лешим Бузыкин ее пытался спрятать в пианино. Он что не в состоянии сам себе купить одежду, его за это наказывают?

Количество вариантов объяснений появления в доме куртки приближается к бесконечности - начиная от «приобрел по случаю» до «нашел в парке на лавочке». Эпизод с курткой нелогичный, особенно, учитывая сочинительские способности ее обладателя.

Но мы не о прикиде Бузыкина толкуем, а о его загадочной супруге. Что же держит Нину Евлампиевну в изживших себя отношениях?

Муж изменяет, но жить с ним и страдать ради ребенка нелогично потому, что дочь не только выросла, но успела выйти замуж и даже уехать на край земли. Она точно не будет теребить маму за рукав и спрашивать, когда папа вернется чтобы сходить с ней в зоопарк.

Материально мадам Бузыкина, вроде бы, независима. Причин, препятствующих разводу не видно, однако не наблюдается и инициативы женщины в этом направлении.

В сухом остатке у Н.Е. остается лишь насыщенная жизнь, наполненная слежкой за коварным изменщиком и ловлей его на очередной лжи. В эпицентре этого бурлящего котла, естественно, страдания, которые стали основной и  даже любимой профессией Нины Евлампиевны.

кадр из фильма
кадр из фильма

Героиня Н. Гундаревой все время пребывает в напряжении и успела привыкнуть к этому некомфортному состоянию. Она неусыпно следит за каждым телодвижением мужа, слушает его телефонные разговоры, не спит ночами, накручивая себя до истерик, названивает друзьям чтобы выяснить местонахождение блудного попугая супруга.

Женщина проживает в браке полную палитру эмоций от обиды и унижения до вспышек ярости.

От такой жизни можно свихнуться, но Нине Евлампиевне все это стало привычным потому, что своей жизни у нее нет. Она плачет о том, что стала никому не нужна, хотя пришла к такому выводу не сиюминутно. Все логично: у взрослой дочери своя семья, в которой она сама выбирает занавески, у мужа интересная работа и любовница, которую он боится обидеть уходом, Варвара, требующая помощи.

Даже если бы не было Аллочки, Бузыкин вряд ли сидел бы рядом с женой потому, что слишком занят работой в отличие от нее.

Можно сказать, что тогда Нина Евлампиевна могла бы о нем заботиться, создавая таким образом иллюзию семейного счастья. Но это тоже не так - она не заботится о муже, судя по пуговицам, пришитым другими нитками и сорочкам непонятной расцветки.

У героини нет своей жизни потому, что работу она, скорее всего, не любит, дома привыкла быть контролером всего происходящего и иной жизни не представляет себе.

Руководство жизнью дочери отвалилось само по себе. Н.Е. пыталась какое-то время порулить в семье Лены, но ее деликатно попросили на выход. Это стало причиной новой волны переживаний.

кадр из фильма
кадр из фильма

В качестве утешительного приза осталась только слежка за вечно ускользающим Бузыкиным. В какой-то момент Нина Евлампиевна все-таки устает от этого.

кадр из фильма
кадр из фильма

Проводив дочь с зятем, она принимает единственно верное решение расстаться с мужем и сразу начинает метаться: начала просит его уйти, потом, опережая события, уходит сама, но быстро возвращается.

Поверить Андрюше она не могла: столько врал, а тут вдруг сказал, что у него «там все» и доверие чудесным образом встало на место. Это не повод возвращаться, но Нина Евлампиевна вернулась.

Причина все та же: она привыкла к роли жены - страдалицы, растеряла себя в отношениях с более харизматичным мужем, имеющим насыщенную жизнь.

В ее семье приток свежей информации наблюдался только со стороны Николая Павловича. У самой Нины Евлампиевны ничего не происходит, она лишь участник жизни мужа. Довольно жалкая роль в семье для еще не старой и весьма привлекательной женщины, но эту роль она сама себе выбрала и не хочет менять.