Найти тему
93,4K подписчиков

Даже в самом злом начальнике прячется добрый ребенок.

Для большинства детей, которые выросли в дисфункциональных семьях, характерно подавлять свои чувства. Они многое видят и слышат, потому что сохраняют сверхбдительность. Но, чувствовать – это слишком страшно. В их жизни было много боли. Поэтому они отказались от чувствительности.

Контроль и критика их основные качества.

Когда родитель подавляет, обесценивает ребенка, естественно, что тот ощущает гнев.

Но, гнев блокируется ранее сформированными убеждениями: родитель прав, стыдно испытывать эмоции, нельзя злиться. В итоге, ребенок остается с ощущением подавленного гнева, с собственной никчемностью и бесправностью.📷
Но, гнев блокируется ранее сформированными убеждениями: родитель прав, стыдно испытывать эмоции, нельзя злиться. В итоге, ребенок остается с ощущением подавленного гнева, с собственной никчемностью и бесправностью.📷

Со временем отвергающий, критикующий родитель становится частью уже взрослого человека. Он продолжает нападать на уязвимого, отвергаемого ребёнка подобно тому как это происходило в реальной жизни.

Пример из практики.

От клиента получено разрешение на публикацию, имя изменено.

Денис – молодой мужчина, руководитель большого предприятия. Чаще всего он контролирует и критикует. Мужчине ничего не стоит довести своих близких «до слез». Да и не только близких. Окружающие откровенно боятся Дениса.

Его отец «всех строил». В восприятии Дениса отец агрессивен и обладает тяжелым характером.

Мать всегда была эмоционально недоступна. Мальчик старался хорошо учиться, чтобы не попало от отца. Еще в детстве он «стал взрослым», потеряв спонтанность и возможность играть.

Денис понимает, что его чрезмерная сухость, отстраненность и требовательность мешают ему и в работе, и в личной жизни. Он хочет стать эмпатичным.

Эмпатия в воображении Дениса выглядит как губка – желтая мочалка, которая впитывает «слезки». А затем мочалку выжимают. При слове «выжимают» на лице Дениса появилась гримаса отвращения. «Не хочется ничего впитывать, чтобы затем тебя «не выжимали»».

При внимательном рассмотрении мочалки Денис вспомнил как в детстве несколько раз пытался заступиться за мать в родительской ссоре. И неизменно получил в ответ оскорбления и побои от отца. Мать никак не реагировала на помощь сына. Похоже, что ей было все равно. Денис не понимал, как она вообще может разрешать такое отношение как по отношению к себе, так и к ребенку. Но, она не только разрешала, но, и провоцировала ссоры.

Например, начинала воспитывать отца и придираться к нему, когда он был пьян и явно «на взводе». Хватало малости, чтобы разгорелся скандал. Мама всячески привлекала внимание к себе к те моменты, когда разумно было «не отсвечивать».

Маленький Денис решил, что никогда и никому не будет сочувствовать, потому что это бесполезно, «еще и тебе прилетит».

На собственные слова «третий в драке» у Дениса возник образ ножниц в электрической розетке. Вмешиваться в конфликт, все равно, что подставлять себя под напряжение, подобно вставлению ножниц в электрическую розетку. Образы - ножницы и электрическая розетка, кажутся Денису опасными. Однако, когда ножницы и электрическая розетка отделены друг от друга, они не являются опасными, по крайней мере для взрослого человека. А ребенку необходимо объяснить, научить его как обращаться с этими предметами.

Каждый раз при встрече с внутренним ребенком Денис испытывал раздражение. Предъявлять свою уязвимость крайне сложно.

Для большинства детей, которые выросли в дисфункциональных семьях, характерно подавлять свои чувства. Они многое видят и слышат, потому что сохраняют сверхбдительность.-2

В чем он только не обвинял малыша! Денис предъявлял ему такие жесткие стандарты, которым не смог бы соответствовать даже взрослый человек. Он не замечал, что копирует поведение отца. От уязвимости закрывался придирчивостью, наказывая самого себя.

Мы работали над реалистичностью его ожиданий в отношении себя - ребенка. Постепенно он согласился с тем, что «дети многое не могут в силу возраста». Дети не могут вести себя сдержанны, как взрослые, для них естественно проявлять активность, непосредственность и эмоциональность, Для ребенка нормально ошибаться, только так можно научиться чему – то новому.

Денис стал оттаивать, однажды, ему удалось испытать СОЧУВСТВИЕ к малышу, он даже разрешил ему «выразить все чувства». Впервые Денис смотрел на слезы мальчика без осуждения, с принятием и теплом.

На следующей встрече его Внутренний Ребенок уже решился проявить злость – он топал ногами, что – то кричал и махал кулачками. Маленький Денис поверил в то, что Взрослый заступится за него, не даст в обиду, он на его стороне.

Для большинства детей, которые выросли в дисфункциональных семьях, характерно подавлять свои чувства. Они многое видят и слышат, потому что сохраняют сверхбдительность.-3

Принятие своего Внутреннего Ребенка распространилось и на отношение Дениса к жене и детям. Мужчина стал чаще улыбаться, замечать в окружающих плюсы. Даже сотрудники на работе заметили, что руководитель «стал человечнее».

Когда внутренний взрослый достаточно сформирован, он берет ответственность за внутреннего ребенка. Из взрослого состояния мы можем отстаивать свою точку зрения и защищать себя, принимать решения, точно зная "как быть себе другом, а не врагом".

Теплое, сострадательное отношение к своей детской, уязвимой части позволяет проявлять эмпатию и по отношению к окружающим. Мир начинает восприниматься более теплым, добрым и безопасным. Это означает, что можно расслабиться и наконец – то начать ЖИТЬ,

P.S. В статье использованы рисунки Дениса, выполненные им в процессе терапии.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru