Найти тему
whatreadtoday

Доступно об искусстве

Доступно об искусстве.

Недавно я прочитала чудесную книгу Саймона Шамы "Сила искусства". Она была подарена мне пару лет назад, но добралась я до неё только сейчас: ждала вдохновения. Ну или волшебного пенделя, как это бывает, когда сначала прочтёшь что-то мрачное, а потом думаешь, как бы привести свои извилины в чувства.

Начнём?

Книга состоит из введения и восьми глав. В каждой главе — про жизнь и творчество всемирно известных художников. А, и еще один скульптор туда затесался. Сперва я расскажу, что мне понравилось именно в этих людях и их искусстве, а в конце скажу про книгу в целом.

Первой парой для сравнения стали Микеланджело Караваджо и Джанлоренцо Бернини.

Микеланджело Караваджо "Призвание святого Матфея"
Микеланджело Караваджо "Призвание святого Матфея"

Джанлоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы"
Джанлоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы"

Гений живописи и гений скульптуры. Здесь я выбрала работы, которые произвели на меня большее впечатление.

В тонкости биографии художников углубляться я не буду, просто вкратце скажу о своих впечатлениях.

Живопись мне нравится больше, чем мрамор, хотя я понимаю, насколько труд скульптора тяжёл. Но цвет, свет, мысль, переданные на картинах, мне больше близки. Глаз останавливается на сочетаниях цветов, на технике, на краске, на текстурах. Всё это хочется рассматривать. И Караваджо здесь выигрывает.

Следующая пара: Жак Луи Давид и Рембрандт.

Рембрандт Харменс Ван Рейн "Заговор Клавдия Цивилиса"
Рембрандт Харменс Ван Рейн "Заговор Клавдия Цивилиса"

Жак Луи Давид "Бонапарт на перевале Сен-Бернар"
Жак Луи Давид "Бонапарт на перевале Сен-Бернар"

Рембрант мне понравился больше. На его картинах есть такое завораживающее сияние и он так красиво изображал свет, что я сразу влюбилась. А Давида не оценила. Во-первых, картины слишком гладкие, как будто на всё на них накладывали эффект красивого лица: лошади, люди, одежда, природа и тд. А во-вторых, вся его жизнь вертелась внутри политики и французской революции... мне было скучно читать про это.

В общем, из этих двоих респект Рембрандту.

Пятым стал Уильям Тёрнер, чьи полотна критики и все кому не лень называли откровенной мазнёй.

Уильям Тёрнер "Невольничий корабль"
Уильям Тёрнер "Невольничий корабль"

Тёрнер изображал стихию: море, облака, огонь, воздух. Потрясающе сочетал цвета, на мой взгляд. Ещё писал морские сражения или корабли. Смерть, конечно, тоже. Он всю свою жизнь подвергался критике и несмотря на это ярко высказывался через картины. Просто, наверное, опережал свое время.

Шестой — Винсент Ван Гог.

Винсент Ван Гог "Грозовые тучи над пшеничным полем"
Винсент Ван Гог "Грозовые тучи над пшеничным полем"

Про него, наверное, слышал почти каждый. Он прожил 37 лет, большую часть из которых искал любви, признания и понимания и боролся с психическим расстройством. Свою же любовь он выплескивал на картинах, где всегда много ярких цветов. Ему нравилось изображать природу, жизнь крестьян и обычные вещи (башмаки, подсолнухи). Его жизнь была печальной, но если бы она была другой, оставил бы он после себя такое наследие?

Предпоследний — Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо "Герника"
Пабло Пикассо "Герника"

Здесь автор по большей части рассуждает о самой великой картине художника — "Гернике". О том, что привело к её созданию, как проходил процесс и что было после. Конечно, другие полотна тоже затрагивались, но именно "Герника" в то время смогла показать, как сильно искусство может влиять на людей. Эта картина Пикассо стала ярким показателем того, какой ущерб причиняют войны. И сюжет "Герники" применим не только конкретно к бомбардировке этого города, но и в принципе к любым военным действиям.

Конечно, если не знать истории возникновения этого полотна, то можно было бы только посмеяться над ним, потому что "ха-ха, бык стоит какой-то, а тут голова летит и пальцы огромные". Но как хорошо, что есть книги подобные этой, которые объясняют искусство.

Последний — Марк Ротко.

Картины Марка Ротко
Картины Марка Ротко

Извините, я не поняла :(

Сам художник не хотел, чтобы его картины воспринимались чисто как красивое сочетание цвета. Он хотел, чтобы смотрящие видели глубже, чтобы они чувствовали картины, ощущали любые эмоции от радости до тоски. А я только симпатичные цвета увидела... Но раз имя Ротко есть среди остальных знаменитых художников, значит, другие чувствуют и понимают его, а для художника это главное.

-10

В целом книга отличная. Тут есть биографии бодрым текстом без ненужных подробностей, есть примеры работ. Но главное, конечно, то, что искусство во все времена умело оказывать на людей такую силу, которая сокрушала, меняла их и воодушевляла. Да и вообще круто, когда ты смотришь на картину и понимаешь мотивы её создания и все тонкости сюжета. Как будто побывала в музее с классным экскурсоводом) 5+/5, советую.