Великая Отечественная война, 1942 г. В смешанный авиационный полк близ Ленинграда прибывает отряд девушек-лётчиц с твёрдыми намерениями побить фрица и отстоять Дорогу жизни. Ну и поболтать за жизнь, конечно, куда ж без этого.
В принципе, это всё, что можно сказать о сюжете данного фильма. Серьёзно, больше там нет ничего. Это не квест по поиску артефакта и не борьба плохого зла с хорошим добром, это не путь из точки А в точку Б на самолётах, это не про цели, средства их достижения и задачи, и это даже не об эволюции персонажей. Это просто кино о жизни одной отдельно взятой авиационной банды (которой, конечно, слава богу, никогда не существовало в реальности). И это очень важно понимать при просмотре. Иначе очень быстро станут возникать вопросы к логике и смыслу происходящего! Лучше всего смотреть этот фильм как экспериментальный артхаус в антураже ВОВ.
Фильм условно можно поделить на две части. Первая, самая примечательная, происходит в некоем пансионе с аэродромом на берегу моря. Вторая представляет собой череду боёв, военных лагерей и сражений - и всё это под жирным соусом из грязи. Bon appetit, Mon Amour!
Во время первой половины фильма герои просто живут, общаются, травят байки и периодически отвлекаются на то, чтобы прокричать "ОТ ВИНТАААА!", немного полетать и пострелять в молчаливых немчур. Всё это происходит очень медленно, неторопливо и с двумя столовыми ложками меланхолии. Здесь очень интересная работа со светом - практически всё окутано в лёгкую туманную дымку, в молочный туман, в природе преобладают серо-белые тона, а когда персонаж появляется в кадре, то кадр обязательно на 70% состоит из ватного цвета неба. Герои едят жареную картошечку за банкетными столиками, поют, музицируют, гуляют по пляжу, любуясь морем, рисуют на самолётах звёздочки, жалуются друг другу на жизнь и выдают одну за одной гениальные фразы ("Ой, девочки! Мне сегодня мыши приснились, представляете?", "Я вообще делаю, что хочу! Мне никто вообще-то не указ!"). Периодически режиссёр вспоминает, какой год на дворе и убивает кого-нибудь из героев, ну или на худой конец, вкидывает в кадр расчленёнку.
Как и положено артхаусу, монтаж здесь рваный - вот герои играют на пианино. Героиня моргает. Она уже летит на самолёте и не просто летит, а несётся в объятия Земли-Руси-Матушки.
Диалоги тоже лишены последовательности, причинно-следственных связей, да и раскрытию героев не сильно помогают. Они просто есть и они успокаивают, убаюкивают зрителя, действуя на него как пара-тройка таблеточек валерианки.
Многие события здесь, конечно, лишены логики и мало какое отношение имеют к реальности. Например, возьмём самый потрясающий эпизод фильма, хрюканье меня с которого было слышно на весь зал. Главная героиня собирается лететь в Ленинград. К слову, не абы зачем - помыслы и мотивы девушки чисты, светлы и заслуживают всяческого уважения! В Ленинграде она наносит визит в Эрмитаж и приобщается к искусству! А также посещает Ленинградский театр, наслаждаясь вместе с довольными питерцами работой служителей Мельпомены. После этого небольшого арт-экскурса она возвращается к себе в пансион. Но это была лишь смазочка - сказочка в другом. Перед отлётом к лётчице приходит мать с годовалым сыном и настойчиво, со слезами, просит забрать его в Ленинград к бабушке! Ведь здесь он долго не протянет, погибнет... Драматическая пауза для осмысления. Да-да, Ленинград на тот момент находится в пике блокады, вы правильно мыслите - всё верно)
Что касается героев, то их здесь целый десяток и почти все они очерчены ровно одной максимально ленивой линией карандаша на влажной салфетке. Тут и медсестра, жалующаяся на замерзающие руки, и представитель Тех Самых Органов, и два художника-еврея, которым нечего терять и так далее, и тому подобное. Герои лишь мелькают в кадре, появляются и представляются зрителям, лишь для того чтобы спустя пару минут исчезнуть, но всё равно создают какой-то особый уют оторванной от мира и реальности общины. Основной упор на попытке раскрыть персонажей создатели делают лишь в двух случаях - это главная героиня в исполнении Анастасии Талызиной и атаман этой всей шайки-лейки Товарищ Безруков.
Талызина, в принципе, старается с попеременным успехом, к её чести, скорее удачно, чем нет, играть свою героиню, а героиня - сломленный, потерянный и где-то ещё травмированный человек, не знающий чего он хочет, периодически устраивающий истерики и внезапно открывающий в себе новые чувства. Развития и закрытия своих внутренних гештальтов, она, конечно, не получает. Просто в какой-то момент фильма из потерянной девочки она превращается в rich bitch, уже не нуждающуюся в уроках, а дающую их - "В жизни важно знать своё место!", "Сколько было вылетов? Много, я уже и не помню", "Скажи журналистам, что я занята" и "Вы ведь читали про меня в газете?". К слову, ей идёт это явно не на пользу, ибо и так не блиставшая выпуклостями, она превращается в совершенную дощечку. Благо, ненадолго.
Что касается Безрукова, то тут он играет сам себя. Ходит, командует, курит трубку, выдвигает требования и ультиматумы, спорит, ругается и вовсю занимается ИБД. В какой-то момент создатели вспомнили, что на войне без любовного треугольника совсем никак и ни с того, ни с сего выводят отношения между начальником и подчинённой на новый уровень. Эх, где-то за кадром плачет его заместительница, с которой полчаса экранного времени назад, он собирался построить ячейку общества и взять ребёнка из детдома. Ну ничего, эта мадам всё равно куда-то пропала из фильма - притворимся, что её не было и вовсе. Жаль, что их любовь с Настей продлилась тоже недолго, а вот, что её прервало, я вам не скажу:) Это надо видеть!
Картинка на экране довольно красивая, порой оператор умудряется делать такие кадры и ракурсы, что мурашки по телу. Да и самолётов подвезли минут на пятнадцать - это тоже надо ценить. Кстати, самолёты здесь мега реалистичные - вот смотришь на такой и так и представляешь его где-нибудь на даче, за дедушкиным гаражом. Покоцанные, кое-где ржавые, зелёные листы металла, составляющие крылья и хребет небесной птицы.
Подытожив, можно сказать, что при должном подходе и ракурсе это кино можно смотреть - и даже, если сильно постараться, насладиться этим меланхоличным медитативом, происходящим в другой вселенной.
Фильм плохой, но мне понравился.
Моя оценка: 64 приснившихся мышки из 100.
КиноПоиск: 5,9/10 (30 342 отзыва)