Вечером 23 февраля, когда многие граждане отмечали День защитника Отечества, начала поступать неприятная информация с Краснодарского края. И вроде бы это не зона боевых действий, но именно над Азовским морем потерпел крушение самолет.
Несколько часов в сети пытались разобраться, что за «летательный аппарат» разбился. Судя по всему, это действительно был стратегический борт А-50У ДРЛО. Российские военкоры признали крушение, но официальной информации от МО РФ не поступало.
Странное падение или крушение А-50У
Сразу оговорюсь, что вся представленная информация является лишь мнением военных корреспондентов, аналитиков и блогеров. Крушение А-50 ДРЛО подтверждает военный эксперт Борис Рожин (телеграм-канал Colonelcassad), военный эксперт Юрий Подоляка, военкор Юрий Котенок и многие другие авторитетные источники.
Минобороны РФ вряд ли станет давать комментарии по поводу возможной катастрофы, связанной с А-50У.
По состоянию на утро 24 февраля: оперативный штаб Краснодарского края признал падение неизвестного летательного аппарата в районе хутора Трудовой Армении. Пожарные бригады потушили очаг возгорания.
На этом официальная информация заканчивается и начинаются рассуждения в сети. Уже можно говорить минимум о трех версиях крушения стратегического самолета ДРЛО. Причем это не первый инцидент за месяц. Ранее 14 января аналогичный борт якобы потерпел крушение над акваторией Азовского моря.
Изначально ситуация развивалась следующим образом:
1. В украинских телеграм-каналах появилась новость о якобы крушении некоего самолета над Азовским морем.
2. Чуть позже появились видеоролики с горящими обломками, которые публиковали российские СМИ.
3. Федеральные каналы подтвердили, что в Краснодарском крае упали летательные аппараты (речь шла о двух бортах). Появились видеоролики, где в ночном небе неопознанный самолет пытается уйти от ракет (выпускает тепловые ловушки).
4. Вечером 23 февраля сразу несколько военкоров и экспертов с российской стороны подтвердили крушение А-50У.
Также сообщалось, что якобы был подбит еще один борт – Ил-22. Данный самолет часто используется в качестве летающего центра связи. Однако эту информацию не подтвердил ни один военкор.
Что случилось с А-50У и почему второй за месяц стратегический борт терпит крушение фактически вне зоны боевых действий? Думаю, что стоит рассмотреть три основные версии ЧП.
Версия 1. ВСУ использовали ЗРК Patriot
Американские комплексы Patriot действительно не раз пытались поразить российские самолеты и вроде бы даже сбивали. Однако в данном случае это маловероятный сценарий, так как А-50У находился над российской территорией в 250 км от линии фронта. То есть даже в теории, если ВСУ подтянули Patriot к ближайшей точке рядом с Мариуполем, они не смогли бы достать до самолета.
Из открытых источников известно, что Patriot имеет дальность обнаружения целей до 180 км, а поражение – от 25 до 100 км. В отдельных случаях комплекс может добивать до 160 км. Возможно, американцы разработали новые ракеты, но об этом ничего не известно.
Версия 2. Засада ДРГ с ПЗРК
С учетом того, что А-50У могли сбить только во внутренних водах РФ (Азовское море), то версия с морской засадой сразу отпадает. Конечно, это могла быть заброшенная диверсионная группа противника с ручными системами ЗРК. Но в таком случае им бы пришлось глубоко проникнуть на территорию России.
Опять же, даже если существовала некая ДРГ: ракеты ЗРК имеют ограниченную дальность, а самолет отстреливал тепловые ловушки очень долго. То есть пилоты понимали, что по ним летят ракеты. Как правило, ручные ЗРК редко засекают радары самолетов в воздухе.
Версия 3. Случайный удар по своим
Стоит отметить, что сейчас эту версию активно продвигают российские военные эксперты, в том числе Борис Рожин и военкор Юрий Котенок. Они считают, что причиной крушения мог стать «френдлифайр», когда в ночном небе не распознают собственный борт и запускают ракеты.
Но и эта версия имеет слишком много несостыковок. Например, военная летная техника имеет систему «свой-чужой». Даже если предположить, что транспондеры были выключены на борту А-50, специалисты систем ПВО должны отличать «свои» и «чужие» цели.
Возможно, что инцидент произошел по причине отключенных датчиков на борту А-50. В таком случае следует искать виновных среди операторов российских систем ПВО.
Чем еще могли достать А-50У в воздухе
Некоторые эксперты считают, что ВСУ тайно получили самолеты F-16, после чего использовали их для нанесения ударов по А-50У. Это была бы вполне логичная версия, если бы не один момент – ракеты «воздух-воздух» США не имеют такой дальности действия.
В настоящее время на вооружении ВВС США находится ракета AIM-120D, которая имеет дальность поражения целей до 180 км. Теоретически они могли разработать нечто более совершенное, но информации на этот счет не было.
В сухом остатке мы имеем еще один печальный инцидент без официальной огласки. Будем надеяться, что Минобороны прокомментирует ситуацию. Все же речь идет о стратегическом самолете, которых осталось не так много.