Найти в Дзене

Зверское лицо Григория Мясоедова

Гриша сбежал из Орла в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, чего отец ему не простил и прекратил общение с сыном на несколько лет. Отец не одобрял его желание заниматься живописью и считал, что "художествами" сыт не будешь. Но сильнейшее желание и решимость победили. Гриша поступил в Академию, а через несколько лет с его решением смирился и отец. Но если все было так просто. Академия художеств на тот момент представляла собой вполне сформировавшуюся академическую парадигму. У Григория довольно рано проявились способности к рисованию, но в Академии поначалу он был среди последних учеников в списке. Упорство, которое проявилось в побеге, помогло ему и тут. Постепенно он двигался вверх и вверх в списке, догоняя ведущих учеников. Пока не стал первым. Трудно сказать, чего в его картинах больше. По моим впечатлениям, академическая школа дала ему серьезную основу. Она же нивелировала и возможно даже свела на нет те художественные способности, которые увидели в нем в детстве. Эт
Оглавление

Гриша сбежал из Орла в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, чего отец ему не простил и прекратил общение с сыном на несколько лет. Отец не одобрял его желание заниматься живописью и считал, что "художествами" сыт не будешь. Но сильнейшее желание и решимость победили. Гриша поступил в Академию, а через несколько лет с его решением смирился и отец.

Но если все было так просто. Академия художеств на тот момент представляла собой вполне сформировавшуюся академическую парадигму. У Григория довольно рано проявились способности к рисованию, но в Академии поначалу он был среди последних учеников в списке. Упорство, которое проявилось в побеге, помогло ему и тут. Постепенно он двигался вверх и вверх в списке, догоняя ведущих учеников. Пока не стал первым.

Трудно сказать, чего в его картинах больше. По моим впечатлениям, академическая школа дала ему серьезную основу. Она же нивелировала и возможно даже свела на нет те художественные способности, которые увидели в нем в детстве.

Чтение Манифеста 1861 года. Григорий Мясоедов
Чтение Манифеста 1861 года. Григорий Мясоедов

Это не помешало ему участвовать в "бунте четырнадцати", наряду с зачинщиком бунта четырнадцати Крамским. Он же стал основателем первой независимой художественной "Артели". Да простят меня поклонники Мясоедов, академизм, отчасти и романтизм я все равно вижу в его произведениях. Невозможность переформатировать свою живописную манеру привела его и его коллег к мысли, что если нельзя изменить саму живопись, то можно дать ей смысловую нагрузку.

Так появилась идея "народного искусства", активным и яростным защитником которой был Григорий Мясоедов, дворянин по происхождению. Кстати, не он один с Товариществе передвижников был "дворянских кровей".

Таких идей "народного искусства" потом еще будет много. Точней идея-то одна, а воплощения разные, вплоть до сегодняшних дней. Идеями создать актуальное сегодня произведение озабочены многие творческие деятели. Включите телевизор, там регулярно показывают фильмы а-ля 60 или какие-то другие годы. Недавно прогремевший сериал "Слово пацана" вспомните.

Я в большинстве случаев такие произведения не смотрю, поскольку они по большей части далеки от той реальности, про которую сняты/написаны и тд. Другая речь, движения. Часто за такими лапами стоит недостаточно глубокая исследовательская работа авторов.

Поздравление молодых в доме помещика. Григорий Мясоедов
Поздравление молодых в доме помещика. Григорий Мясоедов

Все эти сериалы можно назвать романтическими. Они как индийские фильмы создают поверхностную рамку, фантик эпохи. Ни в малейшей степени не приближая ни авторов ни зрителей к понимаю реалий.

В живописи тоже самое.

Поздравление молодых в доме помещика

Молодая помещица в светлом платье писалась с жены художника. Смотрится почти иконическим лицом по сравнению с остальными персонажами. Вырывается из контекста всего полотна. Впрочем, как и молодожены. Они и молодая помещица смотрятся контрапунктом по отношению друг к другу. Создают стилистический дисбаланс. Картинные целующиеся. И хозяйка эпохи Барокко. Создается ощущение смешения нескольких эпох и контекстов, что размывает смысл.

Мятущаяся душа художника требовала смыслов. И он с особым вниманием относился к представляемым на выставки произведениям Товарищества передвижников. Его гнев ничто и никто не мог остановить, если вдруг он видел отход от идеи "народного искусства". Взрывной характер сыграл свою роль: из сообщества ушел ряд молодых художников.

Непросто было художнику и в семейных отношениях. Он до конца жизни так и не смог наладить отношения со своим сыном. А в 1919 году, уезжая из России Иван Мясоедов сжёг все письма и эскизы отца.

Интересным фактом можно назвать то, что Репин его лицо использовал в качестве головы Иоанна Грозного потому, что больше ни у кого не нашёл такого "зверского лица". Надо отдать должное специфическому юмору Ильи Репина.

Страдная пора (косцы). Григорий Мясоедов
Страдная пора (косцы). Григорий Мясоедов

Страдная пора (косцы)

Интересное ощущение от этой картины. Косцы словно выплывают изо ржи, создавая картине спокойный уверенный ритм. Золотистые колосья, васильки. Вдалеке пара птиц и парящие ватные облака. Я словно попала в детство, когда мы приезжали в деревню к бабушке. Сразу за огородом начинались почти бескрайнее поле пшеницы. Сквозь него тянулась тоненькая тропинка, по которой мы бегали к прабабушке в гости. Странно, но не было жарко. Ветерок волновал колосья. И невозможно красиво цвели среди пшеницы васильки.

Удивительным образом эта картина создает чувство простора и прохлады. Где нет усталости от тяжелого труда с утра до ночи. Есть золотистое море спелых колосьев.

Для любой творческой личности важно расти. И Григорий Мясоедов в этом плане если не сильно рос в плане художественных приемов. Все же сложно перебить академическую школу. Но его волновало наполнение смыслом своих произведений. Вот здесь он как творческая личность сделал все, что мог.