Как это мы с вами ни разу не обсудили наряды "Смолянок" Левицкого? Пора, пора! Предлагаю начать с прелестной Глафиры, одной из первых русских арфисток. Уж очень причудливо мешаются на портрете "школьная форма" и изящные дополнительные аксессуары, которые придают нашей героине вид немного причудливый - сразу видно, не просто ученица Смольного, а человек истинно творческий!
Ах, осьмнадцатый век, век шелков и кружев... В такую эпоху изысканной будет даже школьная форма. Особенно если речь идёт о таком заведении, как Смольный. Да, на Глафире форменное парадное платье для учениц старшего возраста. Эти платья были из белой ткани, в данном случае – из белого шёлка. Уверена, вы знаете, что цветовая дифференциация по старшинству классов с некоторыми переменами просуществовала вплоть до революции.
Иногда пишут, что Глафире платье "полонез" – такие платья отличались тем, что их верхние юбки были красиво подхвачены сзади, образуя пышные драпировки. Но нет! У полонезов были и другие особенности кроя, например, лиф и юбка были цельнокроенными. А по портрету другой смолянки, Екатерины Молчановой, видно, что платье скроено не так, как полонезы.
Кстати, о талии. Вокруг стана у Глафиры повязан голубой шёлковый кушак. Нет, это не часть формы, это чисто декоративный приём. И, между прочим, поддержанный модой той поры. Дело в том, что интерес к Востоку – в самом широком смысле слова - возрастал на протяжении всего XVIII века. И в модных нарядах это проявлялось в виде экзотических деталей - кушаки, свисающие рукава, отделка мехом, кисточками, бахромой, ассиметричные драпировки, полоска. Так что такой кушак вполне можно считать данью моде.
Борта распашной юбки отделаны оборками, а широкая оборка украшает подол платье. Такие оборки называли "фальбала", "фалбала". И, между прочим, полевка спустя Пушкин обыграет это иностранное словечко в графе Нулине: Наталья Павловна «не в отеческом законе она воспитана была, а в благородном пансионе у эмигрантки Фальбала».
На волосы наброшена тончайшая вуаль, прикреплённая сбоку к причёске украшением в виде цветочного венка. Думаю, это шёлковый тюль. В длинных локонах, ниспадающих от высокой причёски – жемчужные нити. Ничего подобного на портрете Молчановой нет. Та выглядит именно как положено прилежной ученице, а вот форменный наряд Глафиры обогащён совершенно не форменными деталями. Ах, Глафира... Именно её обожал Иван Иванович Бецкой, руководитель учебных и воспитательных заведений - уж не от него ли жемчуг?
Словом, немного фантазии, и вот смолянка уже превращается в Музу...
Пожалуй, другие портреты мы с вами тоже рассмотрим повнимательнее!
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)