Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряды смолянок: Глафира Алымова

Как это мы с вами ни разу не обсудили наряды "Смолянок" Левицкого? Пора, пора! Предлагаю начать с прелестной Глафиры, одной из первых русских арфисток. Уж очень причудливо мешаются на портрете "школьная форма" и изящные дополнительные аксессуары, которые придают нашей героине вид немного причудливый - сразу видно, не просто ученица Смольного, а человек истинно творческий!

Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея
Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея

Ах, осьмнадцатый век, век шелков и кружев... В такую эпоху изысканной будет даже школьная форма. Особенно если речь идёт о таком заведении, как Смольный. Да, на Глафире форменное парадное платье для учениц старшего возраста. Эти платья были из белой ткани, в данном случае – из белого шёлка. Уверена, вы знаете, что цветовая дифференциация по старшинству классов с некоторыми переменами просуществовала вплоть до революции.

Иногда пишут, что Глафире платье "полонез" – такие платья отличались тем, что их верхние юбки были красиво подхвачены сзади, образуя пышные драпировки. Но нет! У полонезов были и другие особенности кроя, например, лиф и юбка были цельнокроенными. А по портрету другой смолянки, Екатерины Молчановой, видно, что платье скроено не так, как полонезы.

Портрет Екатерины Молчановой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея
Портрет Екатерины Молчановой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея

Кстати, о талии. Вокруг стана у Глафиры повязан голубой шёлковый кушак. Нет, это не часть формы, это чисто декоративный приём. И, между прочим, поддержанный модой той поры. Дело в том, что интерес к Востоку – в самом широком смысле слова - возрастал на протяжении всего XVIII века. И в модных нарядах это проявлялось в виде экзотических деталей - кушаки, свисающие рукава, отделка мехом, кисточками, бахромой, ассиметричные драпировки, полоска. Так что такой кушак вполне можно считать данью моде.

Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Борта распашной юбки отделаны оборками, а широкая оборка украшает подол платье. Такие оборки называли "фальбала", "фалбала". И, между прочим, полевка спустя Пушкин обыграет это иностранное словечко в графе Нулине: Наталья Павловна «не в отеческом законе она воспитана была, а в благородном пансионе у эмигрантки Фальбала».

Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

На волосы наброшена тончайшая вуаль, прикреплённая сбоку к причёске украшением в виде цветочного венка. Думаю, это шёлковый тюль. В длинных локонах, ниспадающих от высокой причёски – жемчужные нити. Ничего подобного на портрете Молчановой нет. Та выглядит именно как положено прилежной ученице, а вот форменный наряд Глафиры обогащён совершенно не форменными деталями. Ах, Глафира... Именно её обожал Иван Иванович Бецкой, руководитель учебных и воспитательных заведений - уж не от него ли жемчуг?

Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Глафиры Алымовой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Словом, немного фантазии, и вот смолянка уже превращается в Музу...

Пожалуй, другие портреты мы с вами тоже рассмотрим повнимательнее!

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)