Смена элит
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - сказал однажды великий теоретик.
Кинематография при хорошем сценарии может быть довольно сильным пропагандистом. Одно из главных свойств фильма, является их умение влиять на сознание и подсознание людей незаметно, тайно. Хорошее кино полностью захватывает звуковые и зрительные ощущения человека и заставляет отождествлять себя, на тот момент, с героями фильма. В зависимости от замысла авторов, фильмы могут создать впечатление честности, морального и физического верховенства какого-то персонажа, без учета того, каким является прототип этого персонажа на самом деле.
Было время, когда элитой считались рабочие и колхозники: хлеборобы, доярки, шахтеры и свинарки. Их благородный труд ставили в пример, на них равнялись, по ним ставили фильмы. На исполнение ролей которых ставили лучших актеров, которыми гордилась и их любила вся страна. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Весна на Заречной улице», или «Трактористы». На призыв Родины строить БАМ или другие грандиозные стройки, откликалась молодежь всей страны.
Но вот грянула перестройка. Перестройка не только в стране, но и в мозгах. И как-то сразу поменялся репертуар в театре и кино. Появились «Интердевочка» и «Бандитский Петербург». О доярках и свинарках резко забыли. А на призыв премьера: господа бизнесмены и офисные работники (в смысле алкоголики, хулиганы и тунеядцы), кто хочет поработать - наступала полная тишина. А актеры театра и кино вернулись к прежним репертуарам. Играть монтажников-высотников не модно, и опасно. Да и что можно показать в роли рабочего – как он кладет кирпич, или отказывается от премии. Такая роль не может произвести никакого фурора или оказать влияние на подрастающее поколение. По крайней мере именно так видят роль рабочего постановщики фильмов. Тем более что сейчас роль рабочего исполняют Джамшут с Равшаном. Впрочем, если судить по фильму «Весна», создатели фильмов и в сфере науки столь же не профессиональны: «ученый – это пустынник…»
Другое дело играть королей. Королей шоу-бизнеса, королей моды и преступного мира. Уважение публики, солидный гонорар и перспективные контракты с ведущими киностудиями. А главное, всё то время, что идёт сьёмка, ты пользуешься всеми атрибутами роскошной жизни этих самых королей. Или престижно играть на сцене положительного героя, борющегося с чиновничьим произволом, с коррупционерами и криминальными авторитетами. Надев маску борца за справедливость, актер и в жизни продолжает играть обличителя пороков общества. По сценарию в кино положительный герой всегда честен, принципиален, настойчив в преодолении всех преград, а злодеи – бесчестные, жадные и злые. В жизни «злодеи» не выглядят омерзительными, с жадными загребущими руками, с кирпичом за пазухой. У них у всех милые, симпатичные лица. И когда у артиста возникают проблемы, не киношные, а всамделишные, он сталкивается с суровой правдой жизни. Где его очень вежливо, с улыбкой на лице, посылают в другой кабинет, где сидят такие же вежливые… В результате решение пустяшной житейской проблемы растягивается по времени на долгие дни. Впрочем, так же долго, как длится постановка любого фильма. На экране фильм длится всего полтора часа, если это не сериал. А снимают его в течении года. И всё это время постановкой фильма занимаются десятки, а то и сотни, простых работников студии, которых даже в титрах не укажут. Они и делают тот «монтаж», о котором рассказывал Джонни в фильме «Человек с бульвара капуцинов». Но об них не рассказывают в прессе, их не показывают в кино. И получают они за свою работу зарплату. Зарплату рабочего, которая отличается от гонорара главного героя, сопоставимое с временем просмотра фильма на экране со временем постановки фильма. Собственно, так происходит и в жизни. Есть миллионы людей, которые выращивают пшеницу, пекут хлеб, строят дома, работают на заводах и фабриках и получают зарплату. А есть элита, которая ничего этого не производит, но пользуется всеми благами, что обеспечили им простые работяги. И получает элита не зарплату, а гонорары. Если рабочий получает от 30 до 50 тысяч в месяц, то ведущий актер получает от ста до двести тысяч… в день. И считают, что они тоже «пашут». Но пахарей за людей не считает. Тех, кто обеспечивает элиту всеми благами цивилизации, она считает быдлом и генетическим отребьем. И когда сталкивается с повсеместными жизненными проблемами, которые ей никогда не приходилось иметь дело, за неё всё решали другие (подсобные рабочие), то элита приходит к мнению, что вокруг одно сплошное хамство и невежество.
Скажем, Серебряков – хороший актер и снялся во многих фильмах. Но кого он играл? На экране он боролся с чиновничьим произволом, с преступниками и даже с вампирами. Вот только рабочего, производителя материальных благ он никогда не играл. И ничего о них не знает. А знает он как раз тех рвачей, с которыми всю жизнь боролся на экране. Собственно, их он и имел в виду, когда говорил о хамстве и невежестве. Видать нахлебался знакомством с их высокой культурой.
Рабочий класс не получал образование в Гарварде. И не блещет цитатами из Шекспира. И раз уж мы говорим о кино, то давайте вспомним фильм «Карьера Димы Горина». Преуспевающий финансовый деятель попадает в бригаду монтажников-высотников. И с первых же дней проявляет все качества обыкновенного московского обывателя. Ничего у него не получается, мало того, он становится обузой и даже угрозой здоровью членов бригады. Но… как отнеслась к нему бригада? Обсмеяли, подвергли унижению, обругали, выгнали в конце концов? Как сделали бы в любом современном офисе. Нет. Они помогли ему… стать человеком. И даже в комсомол приняли. Единогласно.
А вы заметили, что в фильме нет ни одного «известного» актера, кроме Демьяненко. Да потому, что сыграть такую роль не способен ни один «известный» актер.
«Кого мы играем? Королей, рыцарей. Порядочному актеру и убежать не в чем. Где костюм Сусанина? Он всё-таки наш, русский мужик». Афанасий Бубенцов «О бедном гусаре замолвить слово».
И кстати о мужике, которого наша элита считает быдлом и генетическим отребьем: это не мужик, как вы изволили выразится. Это символ. Символ благонамеренности и безмерной любви. Правда не к вам.