Друзья, всем привет!
Я продолжаю серию исторических прогулок по городу на Неве и сегодня начинаю её новую часть. В этот раз мы перенесёмся в совсем далёкие времена - самое-самое начало XX века, а вернее даже в последний год века девятнадцатого. Давайте вместе посмотрим, каким тогда был город!
В 1900 году Санкт-Петербург своим визитом почтил персидский шах Моззафар-ад-дин-Шах, в те годы активно путешествующий по Европе. В честь визита дорогого гостя на Невском соорудили грандиозную арку.
Торжественная процессия с персидским шахом в сопровождении конвойцев проезжает по Исаакиевской площади. Шах, кстати, был весьма интересным правителем - прожигал деньги только в путь и погрузил свою страну в глубокий финансовый кризис. Ну а одна из первых вещей, которые он сделал в Российской империи это...попросил у Николая Второго денег взаймы на оплату своих дорожных расходов. Не рассчитал, мол. Деньги шах получил, но обратно, судя по всему, не вернул.
В Санкт-Петербурге грандиозная стройка: идёт возведение Троицкого моста.
До открытия полноценного моста (который сдадут в 1903 году) горожане пользовались наплывным плашкоутным мостом, который также именовался Троицким. Перед строительством современного моста его перенесли ближе к Петропавловской крепости.
Группа детей с руководителями курсов у Конногвардейского манежа.
А таким в начале XX века было здание Финляндского вокзала. Довольно миниатюрное по сравнению с современным. Впрочем, и пассажиропотоки тогда были поскромнее.
Появление фотографа Карла Буллы произвело фурор среди уличных торговцев около "Медного всадника".
Современный дом актёра на Невском проспекте, тогда принадлежащий княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой. В доме работал кинематограф "Электротеатр" ("Пате"), а с 1907 года - музей восковых фигур.
Группа рабочих у установленного фонаря на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала.
Тем временем на Знаменской площади (современная площадь Восстания) вовсю идёт забивка свай для установки памятника Александру Третьему.
Памятник Александру III был создан скульптором Паоло Трубецким.
Торжественное открытие памятника состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии Николая II и членов императорской семьи. Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что имело особый смысл: император Александр III был инициатором строительства Транссибирской магистрали.
После революции на постаменте памятника выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября монумент заключили в металлическую клетку, а затем демонтировали и убрали в запасники Русского музея. В наши дни памятник стоит в парадном дворе Мраморного дворца.
Народное гулянье неподалёку от Обводного канала рядом с церковью Мирония (сейчас на этом месте находится сад Театра Юных Зрителей).
На углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.
Великолепный по качеству снимок Невского проспекта и Гостиного двора от маэстро Карла Буллы. Кстати, а вы знаете с какой скоростью передвигались конки по дореволюционному Петербургу? Только не смейтесь - средняя составляла где-то 8 километров в час, но учитывая остановки и периодические пробки - пешком было быстрее.
Великие княжны Ольга и Татьяна катаются на осликах возле Александровского дворца.
Ну и финальный снимок на сегодня - групповое катание на коньках по Фонтанке.
Друзья, в конце - прошу минуточку вашего внимания и хочу рассказать про мой телеграм-канал "Дорогие петербуржцы". Теперь именно там выходит серия "Было и стало", а также публикуются большинство заметок про Санкт-Петербург. И да - я очень стараюсь сделать из него лучший канал про наш город.
Зайдите и убедитесь сами. Ну а если понравится - то и подписаться можно.
P.S. Продолжение рассказа про Санкт-Петербург 1900 года - уже завтра. Не переключайтесь!