А пока друзья работали на базе у горы Ямантау, в Кедровке происходили следующие события. Директор Григорий Семёнович , конечно, понимал, что перегнул палку...Жалобы от родителей он получал каждый день и уже устал . К тому же началась грибная пора и Григория Семёновича властно тянуло в лес. А один , без доктора, он ( с его гипертонией) ходить побаивался...И директор хотел было позвонить Ивану , признать, что погорячился , попросить вернуться и Сеславина со Строевым вернуть , но...Вот здесь начиналось "но" , переступить через которое директору было трудно. Григорий Семенович мог накричать на человека, обидеть его...Потом он, конечно, понимал, что был неправ. Но извиняться Григорий Семёнович не умел! Даже в детстве он ни перед кем не извинялся ! Никогда!
А тучи над головой Григория Семёновича продолжали сгущаться. Его вызвал глава районного Департамента Ефим Петрович. Ничего хорошего этот вызов не предвещал. Когда-то Ефим Петрович поддерживал директора Кедровской школы и даже ставил его в пример другим директорам : результаты обучения у выпускников были неплохие. Теперь же Григорию Семёновичу грозили грубость и выговор . Но боялся директор не грубости. Григорий Семенович сам был груб с подчинёнными, поэтому они с Ефимом Петровичем хорошо понимали друг друга. Директор боялся другого ....Вернемся на несколько страниц в прошлое...
Когда-то в Кедровке жил бык Каштан. Получил он своё прозвище за красивую коричневую шкуру с шоколадным отливом. Характер Каштан имел нежный и кроткий ...Мамы разрешали детям подходить к Каштану и угощать быка морковкой. Он позволял почесать себя за ушком и , наверное, мурлыкал бы, если б мог , от удовольствия...Словом , Каштан жил в мире с собой и людьми. И вот над этим -то добрым быком решили поиздеваться десятилетние приятели Гришка и Севка. Они долго показывали Каштану языки, но Каштан гордо игнорировал попытки его разозлить. Тогда Гришка снял свою красную футболку и , изображая матадора, стал плясать перед Каштаном. Приятели думали, что Каштан немного помычит и на этом дело закончится. Но предки Каштана, наверное, сражались на корридах в Севилье. "Му, --взревел Каштан. --Муууу!" И ринулся на обидчика. И Гришка бежал домой через всю Кедровку, а за ним нёсся разъярённый Каштан...С тех пор Гришка за версту обходил деревенское стадо...И спустя годы взрослому Григорию Семёновичу иногда снилось, что за ним бежит Каштан ! Поэтому директор панически боялся быков! И коров боялся тоже !
У начальника Департамента была одна угроза..." Сниму с директоров и отправлю коров пасти!" . И семь лет назад с провинившимся директором Загорской школы Ефим Петрович так и поступил . И теперь Григорий Семёнович боялся за себя. Власть , которой пользовался его начальник в районе, вполне позволяла сделать из директора пастуха...
Григорий Семёнович с трепетом вошёл в кабинет начальника . Ефим Петрович взглянул на него из-под нависших бровей...
--Ну, расскажи , Гриша, --Ефим Петрович ко всем подчинённым обращался на "ты", --расскажи , как за неделю двух лучших учителей уволил ! И доктора! И они от отчаяния стали альпинистами... Про твою школу по всему округу анекдоты ходят! Как твой племяш на уроках математики варежки вяжет! Ветеринар детей лечит! А почтенная Алевтина Власьевна на физкультуре романсы поёт! Почему прогнал Сеславина?! Нагрубил Викентьеву?!
--Я поступил по закону, по закону, --засуетился Григорий. --У Сеславина серьезная болезнь сердца! Вот справка! Сергей ничего не говорил! А Викентьев его покрывал ! Каждый год подписывал допуск к работе!
--Слушай , если к работе Сеславина допускал сам Викентьев...То кто ты такой , чтоб возражать ?
Григорий Семёнович пожал плечами :
--Викентьев --сельский врач...
--Зайди на сайт "Хирурги Урала" и почитай , кто такой Викентьев !
--Ну, хирургом Иван перестал быть давно ...
--Но он не перестал быть врачом! Врачом с большой буквы! И он Сеславина к работе допускал ! Значит , отвечал за своё решение! Ладно речь не о Викентьеве! Речь о тебе и твоей школе...Племяша твоего Зиновия --в первый класс! Вести уроки труда у девочек! Ветеринара --на ферму! Уважаемую Алевтину Власьевну наконец-то на пенсию ! Благодаришь людей за то, что они выручили школу в трудный момент, и вежливо прощаешься с ними! А сам--в машину... И к подножию горы Ямантау! Викентьев и его друзья там...Извиняешься перед ними! За грубость и неумное решение! И привозишь учителей в Кедровку! Через неделю чтоб в школе был порядок!
--Извиняться...Да я как-то ...
--Ты извинишься перед учителями! И доктором! Иначе, --и Ефим Петрович выдержал эффектную паузу. --Я директором назначу Строева! Строева! Не посмотрю , что он студент! А тебя --в пастухи! Пасти деревенское стадо!
И Григорий опять услышал за спиной топот копыт Каштана...
--Я понял! Понял! Всё сделаю! --заторопился Григорий Семёнович .
Утром следующего дня директор уже мчался на своём " Кайроне" к подножию Ямантау.
Друзья возвращались с обеда, когда столкнулись с Григорием Семёновичем.
--Хватит ! --не здороваясь, сказал он им. --С вещами в машину! Уроки в расписании с завтрашнего дня!
Но ни один из друзей не двинулся с места .
--Григорий Семёнович, Вы хотели ещё нам что-то сказать ...--проговорил Иван Егорович.
" В пастухи пойдёшь ! " --вспомнил Григорий угрозу начальника и увидел налившиеся кровью глаза Каштана. И решил в первый раз в жизни извиниться .
--Иван Егорович...Сергей...Игорь...Простите меня за грубость ! Я был неправ ! Бес попутал! Плохо школе без вас ! Совсем плохо! Возвращайтесь, пожалуйста...
Друзья переглянулись.
--Мы принимаем Ваши извинения , Григорий Семёнович , --ответил доктор . --И в школу вернёмся. Через неделю .Мы здесь на работе. И должны помочь Стояну Благоеву найти нам замену. Вы же переночуйте сегодня на базе. Ехать в Кедровку поздно.
Через полчаса после этого разговора к доктору подошёл Игорь.
--Иван Егорович, мы с Серёжей остаёмся в лагере.
--Почему ?
--Серёжка ехать отказывается . Он чем-то расстроен. Мне ничего не сказал. Но я , кажется, понял...
--Игорь, я тоже понял. Серёжу не расспрашивай. Я сам поговорю сначала с директором, а потом с Сергеем.
И доктор отправился искать Григория . Он нашёл его в бильярдной . Директор обладал счастливой способностью быстро забывать свои огорчения.
Доктор отозвал Григория в сторону.
--Гриша, а почему всем в Кедровке известно про то, что Сергей болен ?
--Да я только Фросе сказал...
--Слушай, у нас же на первом курсе говорили об этике врача! Забыл ? Как теперь Серёже в Кедровку вернуться? И на вопросы людей отвечать? Каждому объяснять, что с ним?
--А что же делать? --и Григорий Семёнович опять услышал шумное дыхание Каштана.
--Так вот, Гриша...У тебя есть неделя! Ты начинаешь говорить всюду...В школе, в магазине , на улице...Что твоя родственница смотрела сериал " Роковая болезнь" . И придумала эту болезнь здоровому человеку! Далее...Ты никого не увольнял! Мы сами , по своему желанию, помогали нашему товарищу на базе альпинистов. А теперь вернулись в деревню! Я буду говорить то же самое! И если мой друг услышит хоть один бестактный вопрос и по Кедровке пойдут сплетни...Что ж...Мы все трое опять уезжаем к подножию Ямантау. Ты всё понял, Гриша?
Через неделю товарищи благополучно вернулись в Кедровку. Григорий сдержал свое обещание. Жители деревни были убеждены , что друзья работали на базе, и слухи об их увольнении и болезни Сергея --досужий вымысел.
" Это случилось двадцать три года назад, --подумал доктор. --Быстро время бежит! Однако что-то Владлен задерживается..."
В это время раздался скрежет ключа в замочной скважине.
Через минуту друзья обнялись. Иван Егорович взглянул на товарища , и "воспоминаний трепетный мотив " перестал звучать в его душе. Доктор вернулся к реальности ...
--Что с тобой , Владик?
--Всё то же, Ваня...Не могу возвращаться домой! Пятого февраля прошло тринадцать лет с того дня, как...Хорошо, что ты приехал!
--Владик , послушай ! --и Иван Егорович наконец-то решился сказать другу то, что думал давно :--Эта твоя Лунная комната...Она прекрасна! Но её интерьер надо изменить. И сделать это как можно скорее, Владик...