В современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты по своей линейке, вплоть до конца произведения или до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками.
Их всего 30, пятнадцать минорных и столько же мажорных. Две тональности без ключевых знаков, это До мажор и ля минор, остальные двадцать восемь тональностей со знаками. Порядок диезов и бемолей. Диезные тональности: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Бемольные тональности: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Достаточно запомнить порядок диезов в мажоре, в миноре порядок такой же, только в обратном порядке.
Так же существует такое понятие как Параллельные тональности – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
То есть Ам и С, это две тональности не имеющие знаков альтерации. это параллельные тональности .
Параллельная тональность от минора находится на на 3й ступени.
Пример :
Ам-В-С - до третья ступень тональности ля, до мажор это параллельная тональность ля минора.
Параллельная тональность от мажора находится на 6й ступени.
Пример: С-D-E-F-G-A.
И так с любой тоональностью.