Военные эксперты, в условиях молчания (на анный момент) Минобороны, склоняются к версии о "дружественном огне". Это уже вторая редкая и дорогостоящая машина, потерянная ВКС буквально за месяц.
23 февраля, словно по злой иронии судьбы, почти перед началом праздничного салюта в городе-герое Новороссийске и Городе воинской славы Анапе, жители Каневского района стали свидетелями крупнейшего крушения. В ночном небе раздались громкие звуки, начали мелькать вспышки, а затем где-то в полях между хуторами Трудовая Армения и хутора Борец Труда рухнул самолёт.
Судя по появившимся кадрам, экипаж сначала предпринял попытку уйти от ударов, отстреливаясь тепловыми ловушками, но это его не спасло.
Машина была поражена зенитными ракетами и упала. При этом лётчики постарались увести борт от жилых построек, честь им и хвала: на земле никто не пострадал.
И пока Минобороны спустя два часа не отреагировало и скупым пресс-релизом, не говоря уже о версиях случившегося, военные эксперты и военкоры выдвигают свои версии.
Теряем флагманов
У нас в строю находятся от 7 до 15 самолётов такого типа. Это исключительно ценные машины, позволяющие на огромном расстоянии обнаруживать цели и давать целеуказание на них дальнобойным комплексам ПВО вроде С-400 и истребителям с ракетами большой дальности. Согласно западным источникам, А-50 (который в НАТО обозначают как Mainstay, то есть "Оплот") "видит" воздушные объекты на дистанции до 650 км, а наземные - на 300 км.
Именно благодаря грамотному применению самолётов А-50 нашим военным удалось в сентябре-октябре прошлого года произвести массовый отстрел украинских "литаков". Министр обороны Сергей Шойгу сообщал тогда об уничтожении самолётов противника за пять дней.
Также А-50 позволяет уверенно обнаруживать крадущиеся над поверхностью на минимальной высоте крылатые ракеты. Иными словами, это исключительно полезная машина, которая превращает разрозненные элементы военного механизма в единую боевую сеть.
И у неё есть цена. Кроме финансовой ещё и человеческая. В частности, экипаж – лётчики-асы.
"Дружественный огонь" ценою в 31,5 млрд рублей!
- Ни один украинский ЗРК не смог бы "достать" самолет за более чем 200 км от линии фронта, а сам самолет "как назло" упал не в море (как прошлый А-50, потерю которого наше МО так и не признало), а на сушу, - говорит Юрий Подоляка, один из ведущих блогеров с 2,7 млн подписчиков.
И, действительно. Наши небратья вовсю пытаются записать на свой счёт "подвиг", но это не так.
Наш А-50 не мог быть сбит американским ЗРК MIM-140 Patriot.
- Место падения борта находится на расстоянии 210-250 км от линии соприкосновения, в зависимости от направления: Южно-Донецкое, либо же Запорожское. Это при условии, что "Патриот" будет находиться практически непосредственно на передовой, что несет за собой огромные риски для ЗРК и его экипажа. Реально же стоит добавлять еще минимум "десятку", а то и не одну. При этом, наиболее совершенные зенитные ракеты ЗРК MIM-140 Patriot способны поражать цели на максимальной дальности в 160 километров в идеальных для того условиях, - даёт свой расклад телеграм-канал Военный Осведомитель.
С максимальной долей вероятности, это наша ПВО по ошибке сбила наш же самолёт. И это уже второй сбитый А-50 за месяц. Недавно по той же причине ВКС лишились сразу двух Су-35.
Практически каждый второй утверждает - не слишком ли большую цену мы платим за "дружественный огонь" в 31,5 млрд рублей?
Кто виноват и что делать?
Горькая правда такова. Есть серьёзные проблемы во взаимодействии ПВО и ВКС. В одном и том же районе патрулирования чуть больше, чем за месяц, мог быть сбит второй ценнейший самолёт. Если смотреть на техническую составляющую инцидента, то можно предположить, что не работала система распознавания "свой-чужой":
- Не исключено, что Минобороны сняло с консервации старые комплексы ПВО, вероятно, ещё советского производства и поставило их на боевое дежурство. Район, в котором происходит уже второе уничтожение самолёта ДРЛО, в определённой степени тыловой, перед ним (если смотреть от фронта) расположены Херсонская и Запорожская области, в которых логично поставить новые, наиболее эффективные ЗРК с хорошо обученными расчётами, а вот на тыловые позиции "логично" поставить старую рухлядь с худшими из имеющихся расчётов и офицерами, оставленными на службе по принципу "чтоб было". Не знаю, что именно там охраняют эти расчёты, но потеря двух А-50 причинила нам больший ущерб, чем любой представимый ущерб от украинского ракетного удара. На земле нет таких объектов, включая целые заводы, которые были бы ценнее, чем эти самолёты, - говорит эксперт "Царьграда", военный обозреватель Влад Шлепченко.
И выводы, какими бы они не были неприятными, сделать придётся.