28 февраля в Приднестровье созывают съезд депутатов всех уровней. В прошлый раз в 2006 г. такое собрание приняло решение о проведении референдума о воссоединении с Россией, на котором 98% жителей региона поддержали это предложение. Сейчас в сети также появляются осторожные предположения о возможном вхождении левобережья Днестра в состав России, хотя большинство экспертов смотрят на такой сценарий скептически. Но всё-таки как могут развиваться события в случае принятия подобного решения?
Регион без перспектив
Итак, само Приднестровье сегодня не имеет практически никаких перспектив нормального социально-экономического развития. До 2014 г. предприятия региона успешно осуществляли экспорт через Одессу, портовые ворота дружественной тогда Украины. За несколько лет после Евромайдана Украина ужесточила политику по отношению к непризнанному государству. Но тогда в 2016 г. к власти в Молдове пришел социалист Игорь Додон, проводивший политику сближения двух берегов Днестра. Фактически две части расколотой страны полностью нормализовали экономическое сотрудничество: приднестровские товары всё более свободно заходили на молдавский рынок, а оттуда шли в Россию или даже в более близкий Европейский союз после подписания соглашения об ассоциации между Брюсселем и Кишиневом. Так, в 2022 г. ЕС стал крупнейшим торговым партнёром Тирасполя: две трети приднестровских товаров экспортировалось на европейский рынок, откуда регион получал и половину своего импорта.
С приходом к власти в Молдове президентки Майи Санду в 2020 г. и началом СВО в 2022 г. ситуация начала постепенно ухудшаться и достигла апогея в начале 2024 г., когда Кишинев ввёл таможенные пошлины для приднестровского импорта и обложил дополнительными налогами поставки для приднестровских предприятий. Эти решения в перспективе должны нанести колоссальный удар по благополучию и так не особо процветающего региона, сделав произведённые там товары неконкурентоспособными на европейском рынке. И элиты непризнанного государства не могут этого не осознавать.
В идеале хозяевам Приднестровья из компании «Шериф» (ей на левом берегу принадлежит почти всё) нужно как-то получить доступ хоть на какие-то рынки. И тут нужно либо разблокировать торговлю через Молдову, либо через Одесскую область. Ни один вариант сегодня не реализовать мирным путём. Но у Приднестровья есть свои Вооружённые Силы, которые по численности как минимум в два раза превосходят молдавские (15 тысяч против 5-6 тысяч). К этому можно прибавить российские войска в Приднестровье численностью 2-3 тысячи военнослужащих. Не забываем и о крупнейших в Восточной Европе складах вооружения и военной техники, которыми можно снарядить около 50 тысяч резервистов. С такими вводными мы видим три гипотетических сценария розыгрыша приднестровской карты.
Сценарий 1: Пророссийская единая Молдова
От отчаяния элиты Приднестровья могут пойти на очередной конфликт с Кишинёвом. В таком случае на съезде должно быть принято решение о признании властей Приднестровья легитимным правительством Молдовы (республика никогда не отказывалась от своей «молдавскости» и сохраняла молдавский как государственный язык, непризнанная страна даже называется официально именно Приднестровской Молдавской Республикой). В таком случае логичным шагом было бы пригласить на съезд оппозиционных молдавских политиков во главе с тем же Игорем Додоном или бежавшим в Россию Иланом Шором (присутствие второго более вероятно). Понятно, что о таких гостях не будут говорить заранее.
После формирования нового правительств обоих берегов Днестра оно могло бы обратиться к России за признанием и заключить с Москвой какой-то формы договор о взаимопомощи. Затеи логично начать операцию по освобождению правого берега Днестра совместно с российскими войсками, размещёнными в Приднестровье. В случае её успеха новая Молдова была бы вынуждена двигаться в фарватере России и вероятно вступила бы в ЕАЭС, ОДКБ, а возможно и Союзное государство. Приднестровский бизнес в такой ситуации спасает себя. Да, ценой человеческих потерь и новой гражданской войны, но что не сделает капиталист для сохранения своих доходов, особенно такой монополист, как компания «Шериф»?
Сценарий 2: новый субъект федерации и бросок на Одессу
При втором гипотетическом сценарии элиты Приднестровья должны принять решение о пробитии коридора для экспорта своих товаров в Россию через Одесский порт или вообще по суше.
В такой ситуации Приднестровье по итогам съезда может попроситься в состав России (возможно сначала заключит союзный договор по примеру ЛДНР) и присоединиться к СВО. В таком случае придётся совершить стремительный бросок на Одессу, что возможно в условиях нехватки людских ресурсов ВСУ даже для покрытия текущей линии соприкосновения. Программой максимум в таком случае станет взятие Одессы, Николаева и Херсона, то есть полное вытеснение Украины с Чёрного моря. План минимум - Одесса. Кстати, в этой связи актуальны недавние слова Дмитрия Медведева про этот исторически русский, по его мнению, город, вспоминать который любит и президент России Владимир Путин.
По итогам реализации этого варианта, которая должна быть быстрой (иначе - сценарий затяжной войны), Владимиру Путину будет что показать россиянам перед выборами. Он обеспечит себе абсолютную победу, так как возвращение Причерноморья в родную гавань более понятно людям, чем какие-то внутриполитические перемены в Молдове, хоть и организованные Кремлём.
Сценарий 3: пророссийская единая Молдова вступает в конфликт на стороне России
Данный сценарий - это по сути компиляция двух предыдущих. При нём после реализации первого варианта развития событий новая Молдова должна в рамках союзных обязательств вступить в украинский конфликт на стороне Москвы. После этого Украина будет так же, как и во втором сценарии отрезана от Чёрного моря.
Фактор Беларуси
Все эти сценарии кажутся малореалистичными, так как слишком велик шанс неудачи. Но есть ещё один игрок в восточной части постсоветского пространства, который не раскрыл все свои карты. Выступая 20 февраля, перед силовиками президент Беларуси Александр Лукашенко очень много говорил о том, как его страну пытаются втянуть в конфликт и призвал готовиться к такому нежелательному сценарию.
Кроме того, в Беларуси в последние годы последовательно увеличивается численность Вооруженных Сил, поступают на вооружения новейшие российские образцы (создано два дивизиона «Искандеров»). Также в стране ведётся подготовка сил территориальной обороны и народного ополчения. Ну и шесть новых отрядов спецназа внутренних войск, о которых мы писали, вместе с подразделениями ЧВК «Вагнер». Возможно обеспечение безопасности выборов - лишь прикрытие для более грандиозных планов? В 2022 г. конституционный референдум прошёл гладко и без задействования таких сил. А ведь ещё недавнее задержание украинских диверсантов на Гомельщине. Помнится, российская СВО началась после подобных провокаций...
А теперь представьте синхронные удары из Молдовы, Беларуси, а также Белгородской, Курской и Брянской областей! При одновременном сковывании основах войск ВСУ на текущей линии соприкосновения. Может ли быть ситуация в Приднестровье частью такого большого плана?
Ответ на этот вопрос будет дан в ближайшие дни. Мы предлагаем выделить следующие маркеры:
⁃ провокации на линии соприкосновения в районе Днестра или на украинской границе с Приднестровьем;
⁃ мобилизационные мероприятия в Приднестровье;
⁃ приглашение на съезд молдавских оппозиционных политиков;
⁃ активность российских и белорусских войск на границе с Украиной вне линии боевого соприкосновения.
Реализация каждого из этих пунктов будет говорить о повышении вероятности обозначенных нами военных сценариев. Пока каждый из них выглядит малореалистичным. Но перед СВО тоже немногие верили в реальность силового сценария. Будем следить за развитием событий.