Этой истории могло не произойти, но так было угодно случиться и оно случилось.
Одним погожим деньком в мастерскую Чипмастер зашел опрятно одетый молодой человек с пакетом в руках. Несколько опешив от зоосада, который просто окутывал всю приемку, он застыл в изумлении и долго рассматривал диковинных животных и птиц в клетках, снующих среди диких зарослей невиданных растений, и лишь спустя полминуты нашел в себе силы заговорить.
- Никогда такого не видел! Я точно в мастерскую по ремонту техники зашел? - спросил он, не меняясь в лице от удивления.
- Здравствуйте. Конечно, все точно. Вас смутили наши питомцы? - с сияющей улыбкой на лице, спросила Леночка, по совместительству богиня офиса.
- О, да! Просто чудесный зоопарк. Я впечатлен. Однако к делу, - придя в себя, продолжил посетитель, извлекая содержимое черного пакета на стол приемки. Вот показался каркас, напоминающий звуковую колонку, за ним последовали пакетики с метизными и другими крепежными изделями, затем печатная плата и наконец "шуба", напоминающая внешнюю оболочку Яндекс станции. Когда все детали узнаваемой колонки были извлечены, последним показался блок питания с длинными шнурами.
После того как предметы аккуратно были разложены на длинном столе ресепшн, клиент поведал рассказал о судьбе сего изделия, или вернее уже его потрошков. Оказалось, что это действительно умная колонка от Яндекс, она перестала работать и была отправлена в сервис, где ее долго и нещадно мучили, пока не лопнуло терпение у владельца. Не получив должного результата от ремонтников, клиент просто забрал все как есть, не дожидаясь даже сборки до первоначального состояния. Разочаровавшись, он на некоторое время вообще забыл о колонке, останки которой не покидали даже пакет, в котором покоились, пока в случайной беседе не обронил знакомому товарищу пару слов о ее такой несчастной судьбе. Тот посочувствовал, однако выказал готовность помочь и вот умная колонка получает второй шанс, попав к нам, в мастерскую Чипмастер.
Мастер внимательно выслушал всю историю, и даже многочисленные реплики в адрес нерадивого "инженера" злополучного сервиса, который зачем-то грубо и неаккуратно паял детали, как потом окажется неимеющие к проблеме совершенно никакого отношения, и даже оторвал коннектор антенны Wi-Fi. Затем мастер взял в руки плату и убедился в словах клиента, т.к. плата Яндекс станции действительно имела следы вандального "ремонта", оторвана металлизация под некоторыми конденсаторами, многочисленные пятна флюса и зияющая дыра вместо разъема антенны.
- Что ж, не все так страшно! - убедительно подытожил мастер и объяснил, что все это можно исправить, главное чтобы ключевые компоненты были в порядке. Затем богиня офиса получила задание оформить необходимые бумаги и клиент был отпущен.
Часть этой истории мы поведали в одной из своих статей по ремонту, однако судьба данной Яндекс станции неожиданно получила новый поворот. Так вышло, что программный ремонт оказался лишь временным решением проблемы, что стало для мастера настоящим потрясением. Программное обеспечение колонки достаточно надежно, имеются варианты самостоятельного восстановления из резервной зоны при сбросе к заводским установкам, поэтому увидев эту колонку снова, мастер был не на шутку озадачен. Сам же клиент не был расстроен и выглядел бодро, т.к. понимал, что в данной мастерской не могут не справится (мы несколько самонадеянны, но как есть), а это досадное обстоятельство лишь временное неудобство для него и он с понимаем относится к ситуации. Надо отдать должное мастеру, который по сути является и неформальным менеджером мастерской, умеющим вести диалог и редко бывает неубедителен. Клиент получил заверение об успехе, а мастер в свою очередь получил потенциальную проблему.
Несколько слов о первой попытке ремонта кратко:
подключение к чипу EMMC, снятие дампа, правка раздела кэш (назовем это так), заливка исправленной прошивки обратно в чип, после чего успешный старт станции. Ну и конечно комплимент от шефа - пайка нового разъема W-Fi антенны в качестве бонуса.
И вот колонка поступила во второй раз. Провернуть тот же фокус с прошивкой не удалось, колонка либо начинает запинаться, бесконечно повторяя заученные фразы и не реагируя на внешние раздражители, либо впадает в циклическую перезагрузку. Исходя из опыта решено, что виновата EMMC память. Поэтому был найден чистый чип, в который сначала поместили правильный конфиг, а затем была залита ранее сохраненная прошивка. В ожидании чуда, мастер включает колонку, она послушно стартует и вот когда должен показаться рабочий стол на экране монитора подключенного в порт HDMI, вдруг резко уходит в перезагрузку.
- Что это? Паленый чип? - чертыхнулся мастер и взял новый из коробочки. Не знаю стоит ли продолжать объяснять тот же порядок действий, но установка новой микросхемы снова не приносит успеха.
- Да какой смысл повторять те же действия в ожидании чего-то нового, бред же! - уговаривал себя мастер. - Надо искать проблему, а не тупо менять еммс!
Тогда он поднял имеющуюся документацию по контрольным точкам, отыскал там порт для подключения отладчика и распаял провода от переходника прямо к плате Яндекс станции. В качестве отладочной программы мастер всегда использует полюбившийся Putty с простым и дружелюбным интерфейсом. Надо сказать, мастер является человеком старой закалки и вообще редко меняет привычки, особенно те, которые прекрасно работают.
Итак, терминал Putty запущен и ожидает информацию от платы Яндекс станции, мастер подключает питающий кабель к разъему колонки и на экране компьютера начинают бежать многочисленные строки текста. На черном фоне терминального окна текст выглядит завораживающе. И вот среди потока текста, цепкий взор обращает внимание на слово "ERROR".
- Это не хорошо, очень не хорошо, - бормоча, произнес мастер. Оказалось в окне терминала среди прочего обнаружились неприятные сообщения об ошибках ввода/вывода на порту еммс.
Ошибки ввода/вывода часто возникают при проблемах коммутации, нарушении частот, помехах на сигнальных линиях и при плохом качестве питания порта. Это означает, что обмен данными идет с ошибками и данные разрушаются. Конечно при таком раскладе колонка не в состоянии нормально загрузиться и функционировать.
Получив такую диагностическую информацию, мастер обследовал контроллер питания со всей обвязкой, заменил на всякий случай несколько элементов, пока не осталось ничего кроме необследованного процессора. Обращая внимание на процессор, можно предположить нечеткий или "зашумленный" сигнал ввиду плохого контакта например на одном или нескольких пинах порта (хуже если неисправен сам порт), виной этому обычно серые пятаки, т.е. ухудшение или разрушение мест пайки шариков, на которых собственно и стоит процессор. Поэтому мастеру ничего не остается, как снять процессор, удалить остатки припоя и запаять его снова, выполнив таким образом процедуру реболлинга. Реболлинг, исходя из статистики и практики ремонта, занимает достаточно весомую его часть и решает многочисленные проблемы оборудования и техники. Так мастер опрометчиво поступил и на этот раз, хотя выбора вроде бы и не осталось.
Сам процесс реболлинга прошел вполне штатно, а вот Алиса из Яндекс станции уже не вернулась. После повторного реболлинга и дополнительного обследования, стало понятно - процессор умер.
- Йошкин кот, старый сарай! *** в рот это казино, ***ь! - сокрушался мастер, но поделать уже ничего нельзя было. Процессор упорно не запускался, не было "шевеления" ни на одном его порту. Мастеру хотелось конечно себя успокоить, мол не виноват, процессор умирал, - Да возможно, но как объяснить это клиенту! - долбила в голову гадкая мысль.
Таким образом перед мастером выросла дилемма, попытаться найти процессор и заменить его, рассчитывая, что ПО Яндекс станции не использует его серийный номер при формировании UID (уникальный идентификатор изделия) или выдать станцию без ремонта, объяснив ситуацию. Однако хочется отметить, что второй вариант в практике лучше не использовать, биться надо до конца. Чтобы убедить клиента в продолжении ремонта, надо использовать "железные" факты и четкие недвусмысленные аргументы.
Что будет с Алисой пока остается загадкой, получиться ее воскресить или нет покажет время, а мы лишь будем просто надеятся на успех и ждать продолжения.....
P.S. Дополнено.
Судьбу колонки можно узнать в проекте "Яндекс станция" и статьях:
Яндекс станция, первая. Кастомизация усилителя с подсветкой. Часть первая.
Яндекс станция, первая. Кастомизация усилителя с подсветкой. Часть вторая.