Найти в Дзене

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Автор Н. А. Куприенко — педагог-психолог МДОУ д/с «Родничок», г. Надым, ЯНАО

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника с ОВЗ (с нарушениями речи, с ЗПР) требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребенку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры.

Цель: развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания), развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Задачи

Способствовать развитию познавательных функций (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Развивать волевые качества ребенка.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Развивать моторику рук.

• Занятие 1

Задачи

Развивать восприятие.

Тренировать умение выполнять задания по образцу.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Узнай предмет»

Игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

Задание ребенку — определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) — угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить задания:

— по образцу построить из кубиков такое же строение;

— по образцу нарисовать узоры.

Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с более сложными узорами.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Солнечный зайчик»

— Представь себе, что солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Зайчик забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

• Занятие 2

Задачи

Развивать восприятие.

Развивать восприятие цвета, формы, величины.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Составь картинку»

Игра направлена на развитие восприятия у детей 3—5-летнего возраста.

Возьмите пару простых картинок с изображениями яблока, огурца, матрешки: одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

Задание ребенку:

— по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5—6 лет можно предложить более сложные задания:

— собрать более сложные картинки;

— взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

— сложить картинку по памяти, без эталона.

Решаем задачки для ума

— Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Психомышечная тренировка «Спящий котенок»

— Вы — веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

• Занятие 3

Задачи

Развивать восприятие.

Развивать восприятие цвета.

Развивать тонкую моторику рук.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Найди такой же предмет»

Ребенку предлагают картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько изображений ламп, среди которых ребенок должен найти такое же, как эталон. Задание ограничено во времени — на изучение картинок дается 30 секунд. после этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память и внимание.

Задание: «Внимательно посмотри на лампу. Среди других восьми ламп найди такую же».

Игра «Цвета»

Игра направлена на развитие у дошкольников восприятия цвета.

Ребенку предлагают за 1 минуту назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

Решаем задачки для ума

— Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Психомышечная тренировка «Спящий котенок»

— Вы — веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

• Занятие 4

Задачи

Развивать память, внимание, воображение, пространственные представления, логическое мышление.

Развивать структурность восприятия, восприятие величины предмета.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направленные на развитие восприятия величины предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длиннее; шире, уже; ниже, выше.

— На каком из рисунков расположена самая большая чашка?

— На каком из рисунков находится самая маленькая елка?

— На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?

— На какой из картинок нарисована кисточка, которая длиннее других?

— На какой из картинок изображена самая узкая лента?

— На какой из картинок изображен самый большой чемодан?

— Покажи картинку, где находится карандаш, который короче других.

Затем задания можно усложнять, попросив ребенка сравнить между собой несколько предметов.

— На какой из картинок гриб ниже цветка?

— На какой из картинок береза выше ели?

— На какой из картинок линейка шире ластика?

— На какой из картинок кисточка короче карандаша?

— На какой из картинок дорога уже речки?

После этого можно предложить задания еще большей сложности:

— Покажи картинку, где девочка больше мальчика, но меньше дерева.

Решаем задачки для ума

— Помоги машинке доехать до дома. Проводи линию по середине дорожки.

Психомышечная тренировка «Тряпичная кукла и солдат»

— Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они бол­тались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...

• Занятие 5

Задачи

Развивать слуховую память.

Развивать зрительную память.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Заучивание стихотворения

Дети заучивают стихотворение С. Маршака «Кораблик» (Плывет, плывет кораблик, / Кораблик золотой...).

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Эта игра рекомендуется для развития зрительной памяти детей.

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

— увеличить количество игрушек;

— ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Для организации игры можно взять следующие игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка. Игра может восприниматься ребенком как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2—3 раза в неделю.

Решаем задачки для ума

— Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

• Занятие 6

Задачи

Развивать зрительную память.

Развивать память, внимание, воображение, пространственные представления, логическое мышление.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на него. После этого уберите узор и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.

Решаем задачки для ума

— Раскрась большие треугольники зеленым, маленькие — синим; большие квадраты — красным, маленькие — желтым.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Улыбка»

— Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

• Занятие 7

Задачи

Развивать смысловую и зрительную память.

Развивать логическое мышление.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Воспроизведение рассказа

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также развитию смысловой памяти ребенка.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания.

  1. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
  2. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. У него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
  3. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку в начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Рассказ зачитывают, затем просят ребенка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точное отражение последовательности событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа.

Если ребенок не справляется с рассказом, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

— Что подарила мама детям?

— Как играли дети?

— Почему они перестали играть?

— Кого позвали дети и зачем?

Игра «Запомни картинки»

Эта ирга рекомендуется для развития зрительной памяти.

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. На рассматривание дается 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки со следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Психомышечная тренировка «Улыбка»

— Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

• Занятие 8

Задачи

Развивать зрительную память.

Развивать внимание, воображение, пространственные представления, логическое мышление.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Тренировать в дифференциации заданий взрослого.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на него. После этого уберите узор и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.

Решаем задачки для ума

— Дорисуй фигуры. Раскрась круги красным, треугольники — желтым, сердечки — оранжевым, грибы — коричневым цветом.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

— Продолжи узор и раскрась.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда — напряжение и расслабление мышц ног.

Представить, что на пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2—3 раза.

• Занятие 9

Задачи

Развивать внимание.

Развивать восприятие.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Игра «Найди одинаковые предметы»

Среди нескольких игрушек или предметов ребенку предлагается отыскать два одинаковых. Эта игра развивает не только способность быть внимательным, но и такую мыслительную операцию, как умение сравнивать.

Решаем задачки для ума

— Раскрась картинку по цифрам: 1 — красный, 2 — синий, 3 — желтый.

Психомышечная тренировка «Качели»

— Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

• Занятие 10

Задачи

Развивать память, внимание, воображение, пространственные представления, логическое мышление.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Игра «Найди отличия»

— Посмотри внимательно на эти две машины. Чем они различаются?

— Посмотри внимательно на этих двух птичек. Чем они различаются?

— Посмотри внимательно на эти две чашки. Чем они различаются?

— Что мальчик-шалун выбросил из ящика с игрушками?

— Что забыли положить на второй стол?

Решаем задачки для ума

— Дорисуй вторую половинку коврика.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Скульптура»

Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет глину, делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

• Занятие 11

Задачи

Развивать концентрацию, объем, переключение, устойчивость внимания.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Корректурные пробы

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Игра «Какого предмета в ряду не хватает?»

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Погладим котенка»

Ребенок гладит воображаемого котенка и описывает его (мягкий, пушистый, рыжий, маленький и т. п.).

• Занятие 12

Задачи

Развивать внимание, логическое мышление.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Игра «Съедобное несъедобное»

Ребенок и ведущий по очереди кидают мяч. В момент кидания ведущий произносит одно слово, являющееся предметом (например: ручка, молоко, стакан). Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч, а если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если игрок ошибается: услышав название несъедобного предмета, ловит мяч или просто прикасается к нему руками, то считается проигравшим и меняется с ведущим местами.

Разгадывание загадок

Солнышко пригрело
 И морковку съело.
(
Сосулька)

Прозрачен, как стекло, 
 А не вставишь в окно. 
 (
Лед)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
(
Мороз)

С неба — звездой,
На ладошку — водой.
(
Снег)

Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(
Сосульки)

Решаем задачки для ума

— На что похожи фигурки на картинке? Подумай и дорисуй детали. Старайся, чтобы было как можно интереснее.

Психомышечная тренировка «Солнечный зайчик»

— Представь себе, что солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Зайчик забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

• Занятие 13

Задачи

Развивать мышление, слуховое внимание.

Увеличивать объем внимания.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Графический диктант

— Отступи 1 клетку слева, 4 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 2 1 1 1 2 1 1

Продолжи рисовать узор до конца строчки. А теперь отступи 2 строчки и отрази в зеркале получившийся узор.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Игра «Что лишнее?»

Ребенок не только должен ответить на вопрос «Что лишнее?» или «Кто лишний?», но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснив, почему он выбрал ту или иную картинку.

Решаем задачки для ума

— Раскрась на рисунке только детали с точками. Что получилось?

Психомышечная тренировка «Приятное воспоминание»

Цель тренировки — обучение приемам и методам овладения своим волнением.

Ребенку предлагают представить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и представить ее как можно ярче.

• Занятие 14

Задачи

Развивать мышление, слуховое внимание.

Развивать тонкую моторику рук.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Графический диктан

Отступить 4 клетки вниз.

1 вправо; 1 вверх; 1 вправо; 1 вверх; 1 вправо;

1 вверх; 1 вправо; 1 вверх; 2 вправо; 1 вниз;

1 вправо; 1 вниз; 1 вправо; 1 вниз; 1 вправо;

2 вверх; 1 влево; 1 вверх; 3 вправо; 1 вниз;

1 влево; 4 вниз; 1 влево; 6 вниз; 3 влево;

3 вверх; 2 влево; 3 вниз; 3 влево; 6 вверх;

1 влево; 1 вверх.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Игра «Что лишнее?»

Ребенок не только должен ответить на вопрос «Что лишнее?» или «Кто лишний?», но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснив, почему он выбрал ту или иную картинку.

Психомышечная тренировка «Тряпичная кукла и солдат»

— Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...

• Занятие 15

Задачи

Развивать память, внимание, воображение, пространственные представления, логическое мышление.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Игра «Запомни картинки»

Эта игра рекомендуется для развития зрительной памяти.

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. На рассматривание дается 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки со следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Решаем задачки для ума

— Обведи круги по точкам.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Качели»

— Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

• Занятие 16

Задачи

Развивать умения сосредоточиваться на зрительной информации, уметь смотреть и видеть.

Развивать концентрацию, объем, переключение, устойчивость внимания.

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Корректурные пробы (см. занятие 11).

Игра «Съедобное несъедобное»

Ребенок и ведущий по очереди кидают мяч. В момент кидания ведущий произносит одно слово, являющееся предметом (например: ручка, молоко, стакан). Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч, а если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если игрок ошибается: услышав название несъедобного предмета, ловит мяч или просто прикасается к нему руками, то считается проигравшим и меняется с ведущим местами.

Психомышечная тренировка «Отражение»

Цель — обучение моделированию внешних проявлений чувств.

Ребенку предлагается исполнить роль зеркала, отражающего эмоции и чувства педагога. Затем роль зеркала исполняет педагог.

• Занятие 17

Задачи

Увеличивать объем внимания.

Снять мышечное напряжение, развивать тонкую моторику рук.

Игра «Найди отличия»

Задание — найти 10 отличий на предложенных картинках.

Решаем задачки для ума

— Раскрась одинаковые картинки в одинаковый цвет.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка «Слушай музыку»

Тренировка направлена на развитие активного внимания. Для ее проведения потребуются магнитофон и аудиозапись веселой мелодии.

— Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь.

• Занятие 18

Задачи

Развивать восприятие цвета, формы и величины.

Обучать приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Для игры нужно приготовить карточки с изображениями геометрических фигур.

Ребенку дают задания, направленные на дифференциацию признаков — цвета, величины, формы.

— Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

— Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

— Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

— Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

— Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

— Собери большие круги (квадраты, треугольники).

— Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Решаем задачки для ума

— Найди цветы по их адресу. Раскрась только эти цветочки.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка-игра «Доброе животное»

— Возьмемся за руки и представим, что мы — одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз: тук — шаг вперед, тук — шаг назад.

• Занятие 19

Задачи

Проводить коррекцию эмоциональной сферы.

Совершенствовать память, понятийное мышление.

Обучать приемам саморасслабления.

Упражнение «Закончи предложение»

  1. Лимоны кислые, а сахар...
  2. Собака лает, а кошка...
  3. Ночью темно, а днем....
  4. Трава зеленая, а небо...
  5. Зимой холодно, а летом...
  6. Ты ешь ртом, а слушаешь...
  7. Утром мы завтракаем, а днем...
  8. Птица летает, а змея...
  9. Лодка плывет, а машина...
  10. Ты смотришь глазами, а дышишь...
  11. У человека две ноги, а у собаки...
  12. Птицы живут в гнездах, а люди...
  13. Зимой идет снег, а осенью...
  14. Из шерсти вяжут, а из ткани...
  15. Балерина танцует, а пианист...
  16. Дрова пилят, а гвозди...
  17. Певец поет, а строитель...
  18. Композитор сочиняет музыку, а музыкант...

Игра «Чего не стало?»

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не стало?»

Этюд «Ой-ой-ой, живот болит!»

— Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы.

Медвежата жалуются:
 «Ой-ой-ой, живот болит!
 Ой-ой-ой, меня тошнит!
 Ой, мы яблок не хотим!
 Мы хвораем, Том и Тим!»
М. Клокова

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

Этюд «Тише!»

— Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

• Занятие 20

Задачи

Развивать и корректировать эмоциональную сферу психики ребенка.

Развивать память, внимание.

Обучать приемам саморасслабления.

Игра «Сравнение слов»

Для сравнения даем пары слов:

— муха и бабочка;

— дом и избушка;

— стол и стулья;

— книга и тетрадь;

— вода и молоко;

— топор и молоток;

— пианино и скрипка.

Вопросы: «Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Игра «Разные животные»

Ведущий объясняет, что, когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу.

Один хлопок — поза аиста (стой на одной ноге, поджав другую).

Два хлопка — поза лягушки (присядь, пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу).

Три хлопка — поза коровы (встань на четвереньки и произнеси «му-му»).

Решаем задачки для ума

— Найди домики, в которых живут белочка и зайчик. Начинай свой путь от стрелки.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Психомышечная тренировка этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда — напряжение и расслабление мышц ног.

Представить, что на пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2—3 раза.

Источники

  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5—7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  5. Хухлаева О. В., Хухлаева О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004.
  6. Школа для дошколят. Решаем задачки для ума: рабочая тетрадь / авт.-сост. С. Е. Гаврина. — М.: Росмэн, 2015.
  7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. http://www.studfiles.rU/preview/5024073/page:12/
  9. http://megaobuchalka.rU/6/31918.html