А на данный пост меня вдохновил сервис "Букмейт", который в один прекрасный момент, очевидно, решил, что я читаю слишком много художественной литературы и начал подкидывать нон-фикшн, за что ему большое человеческое.
100 ВЕЛИКИХ СЕРИАЛОВ XXI ВЕКА
Строго говоря, "100 великих сериалов" - это не полноценная книга, а сборник текстов авторов "Кинопоиска". И да, в эти самые сто лучших и бл-бла-бла попал сериал "Физрук", и там довольно подробно объясняется, почему.
Каждая глава представляет собой обзор сериала, от обстоятельных и развернутых, как, например, обхзор на сериал "Прослушка", так и максимально краткие, буквально в несколько строчек, как, например, с сериалом "Почему женщины убивают".
Нашлось место почти всему сериальному канону, так что ни фанаты "Breaking Bad", ни любители (это я, кстати) "Как я встретил вашу маму" не уйдут обиженными. Правда, меня, и не только меня, смутило отсутствие в списке "Американской истории ужасов". Ну неужели этот сериал ни на что не повлиял? Вот прямо совсем ни на что? В списке нет и моего любимого сериала "Жизнь на Марсе". Про него я как-нибудь, даст бог, расскажу.
Из того, что меня максимально заинтересовало - французский сериал "Ирма Веп", как минимум потому, что этот сериал имеет интересную историческую подоплеку. Там действие происходит в современности, но весь сюжет крутится вокруг персоны Фейада, создателя сериала "Вампиры". Вот вы во сколько лет узнали, что сериалы появились задолго до того, как возникло звуковое кино? Вот я практически в сегодня лет.
Впрочем, поехадли дальше.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО
Цитирую. "Книга основана на сценариях видеоэсссе YouTube-канала Кинопоиска и включает несколько эксклюзивных фрагментов". В принципе, если вы подписаны на канал Кинопоиска и регулшярно смотрите их видео, то ничего нового вы для себя не откроете. Но если воспринимать сборник не как новеллизацию ютуб-канала, а как некоторую энциклопедию, или, если хотите, мини-курс по истории российского, потом советского, потом снова российского, кинематографа, то будет вам счастье. И, после того, как вы дочитаете последние строчки, вы не зададщитесь вопросом - а зачем я это все прочитал? Потому что через все статьи лейтмотивом проходит очень важная мысль, если хотите, некая формула общего "культурного кода", того, что кода, что нас, таких разных, объединяет. И я сломаюсь, если не добавлю. То, без чего нас невозможно представить, еще труднее - понять.
И если уж я заговорила о культурном коде, структуру которого н6ам еще предстоит переосмыслить, то вот вам еще одна книга, держите.
ДАРЬЯ ЖУРКОВА. ПЕСНИ НИ О ЧЕМ. РОССИЙСКАЯ ПОП-МУЗЫКА НА РУБУЖЕ ЭПОХ6 1980-1990-Е
Книга вышла в издательстве "Новое литературное огбозрение" в 2023 году.
И если уж говорить про тот самый культурный код, то без музыки восьмидесятых-девяностых нас и в самом деле трудно представить. Причем тогде, когда все эти гражданки Салтыковы-Сенчуковы-Черниковы были популярны, считлось, что в скором времени их- все дружно забудут. "Скорое время" пролетело, а мы почему-то упорно помним. И, утирая скупую ностальгическую слезу, иногда вспоминаем. Вообще вот эта культура "дискотек восьмидесятых", "дискотек девяностых" живуча, как я не знаю что. На ютубе есть целый Олег Кармунин, который нам рассказывает прног группы "краски" и "стрелки" и вообще всяческую попсовую попсу, а мы и слушаем. Хотя некоторых деятелей попсы девяностых хорошо бы оставить там, в девяностых, спрятать в чулан истории и больше никогда оттуда не доставать.
"Музыка на рубеже эпох" - это серьезная научная работа, написанная культурологом. Были уже попытки осмыслить поп-музыку "два притопа три прихлопа" с музыкальной точки зрения, это все делала прекрасная Анна Виленская, и это все можно посмотреть на Ютубе. Дарья Журкова в своей исследовательской работе уходит дальше, углубляется в эстетические дебри, пытаясь понять ,как наша история, наш быт (тут можно сказать и бытие, будет уместно, контест позволшяет), наше самосознание формирует нашу поп-культуру, и как, в свою очередь, поп-кулшьтура влияет на историю-быт-самосознание, такая вот взаимозависимость.
И да, это не просто книга в жанре нон-фикшен, это научная работа. Написана она сложным языком, поэтому в некоторых моментах читается как иссертация. К середине книги к этому привыкаешь. В тексте очень много, как бы сейчас сказали, инсайтов. Например, вот какая мысль очень понравилась мне. Помните песню Серова (я забыла, как его зовут, а гуглить леньо) "Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь?" исследовательница разбирает текст этой песни с культурологической точки зрения, и задает вопрос, который в свое время мучил и меня - почему так настойчиво подсвечивается именно тема любви, причем любви такой, знаете, чтоб со страстями, со страданиями, с зашкаливающими эмоциями, чтоб ух - аж скры летели! Это не цитата, про страсти, искры и прочее - это мой очень вольный пересказ, дополненный собственными мыслями. Откуда такая тяга к "эмоциональной роскоши" у постсоветского человека, выросшего в стране, где "секса не было"? Вообще, любовь-морковь в песнях восьмидесятых-девяностых - тоже очень интересная тема, и в книге она прекрасно раскрыта.
Немалая часть книги посвящена и доовлшько спорному и неоднозначному проекту, а именно "Старым песням о главном", и о влиянири данного проекта на мировоззрение ужероссийского, не советского человека. Тоже интересно, и очень актуально.
Почему-то после прочтения этой книги - а она объемная, в "Букмейте" это 1065 страниц с комментариями - я осознало, насколько этого мало. Да-да-да, только-только-только, этого мало. Попса восьмидесятых-девяностых - это такое огромное озеро, и мы пока тошлько зашли по колено в эту самую воду, далеко не самую прозрачную и чистую. И если уж пошла такая культурологическая пьянка - осмыслять то время с точки зрения музыки - нам, пожалуй, понадобятся еще исследования. Исследования, в ходе которых мы лучше поймем сами себя. Если поймем, конечно же.