Найти тему

273. Небо Марса стало в полосочку. Это происки фотошоперов?

Есть у нас пара товарищей (не будем называть их имена), которые, увидев, что небо Марса на снимках НАСА при усилении контраста становится полосатым, посчитали, что его такими полосками рисовали в Фотошопе. Как будто взяли в "меню" широкую кисть и начали этой кистью водить туда-сюда по небу, разрисовывая его. Отсюда, мол, и появились разводы.

А тут как раз я был у своих знакомых и увидел аналогичную картину, только не на небе, а на снегу. Друг мне показал ночное изображение с веб-камеры, установленной у него на даче. Снег спереди под камерой был ярко освещён, а на удалении постепенно темнел. Причём темнел полосками, разводами (снимок слева). Чтоб вам было лучше видно, я этот эффект усилил в Фотошопе (снимок справа).

Слева, на стоп-кадре, сделанном с видеозаписи уже есть разводы на снегу. Никакой фотошопер изображение там не подрисовывал. Оно в таком виде идёт с видеокамеры. Эти полосы существуют в оригинале видеозаписи.

Встречал я подобный эффект и на небе. Помню, снимали мы в 2007 году сериал "Застава" в Казахстане на видеокамеру "Цифровой Бетакам (Digital Betacam)":

Я веду съёмку цифровым "Бетакамом".
Я веду съёмку цифровым "Бетакамом".

Я скопировал один из эпизодов на флешку, сконвертировав его перед этим в формат avi, принёс домой и увидел, что в нескольких кадрах голубое небо получилось с разводами:

-3

Но у меня даже мысли не было, что кто-то в моё отсутствие каждый кадрик изображения (а там каждую секунду по 25 кадров) разрисовывал в Фотошопе.

Кстати, в другом способе кодирования цвета (более соременном) небо выглядит немного иначе, вот посмотрите этот момент на Ю-Тубе:

-4

Вот уже не стоп-кадр, а сам видеофрагмент:

Может, вам покажется странным, но такие же разводы на голубом небе можно видеть и во время прямого эфира запуска ракет. Вот смотрите сами: если слегка уконтрастить изображение летящего "Фалькона", то небо становится в разводах. Наблюдается цифровая дискретизация цвета.

-5

Или вот ещё - кадр старта ракеты. Здесь тоже видна цветовая субдискретизация цвета (субсэмплинг) при увеличении контраста.

-6

Хотя, даже без изменения контраста вы сможете заметить в видеосюжете неровности и артефакты на голубом небе.

При этом я очень далёк от мысли, выдавать алгоритмы сжатия изображения за ручную работу художника в Фотошопе.

Каково моё отношение к артефактам на "марсианском" небе на снимках НАСА? Мы все догадываемся, что американцы снимают свой Марс где-то в земной малообитаемой пустыне, а не на далёкой планете. Но никто в НАСА не разрисовывает небо от руки. Уже 21 век. Давно придуманы программы - как земное небо превратить в марсианское.

Вероятнее всего, технология изготовления "марсианских" кадров в НАСА и в голливудском фильме "Марсианин" одна и та же. Такой вывод я сделал, когда посмотрел фильм Ридли Скотта "Марсианин" (2015 г.). Основным вендором (т.е. компанией, которая разработала собственные продукты и технологии) была студия MPC. Она создала инструменты для превращения земного пейзажа в марсианский.

Пейзаж Иордании был во всём хорош, вот только небо в пустыне было слишком голубым, насыщенным по цвету. Обычно превращение такого неба в марсианское потребовало бы очень много времени и ресурсов - в каждом кадрике нужно было прорисовывать небо по контуру гор, вырезать его и вставлять другое. Вместо этого студия MPC разработала специальный инструмент под названием "EarthToMars" (ETM) для быстрого удаления голубого цвета прямо в программе "Ньюк" (NUKE).

И что-то мне подсказывает, что такие же технологии использовались в НАСА для получения кадров с "реального Марса". Марсоходы делали свои снимки на Земле в пустыне, а затем в две стадии снимок превращался в "марсианский". Сначала специальным инструментом типа "EarthToMars" убирался цвет голубого неба, а затем весь кадр уводился в коричневато-оранжевую тональность.

55. Красные пейзажи в фильме "Марсианин", или как избавились от голубого неба на марсианских снимках.
Кинооператор рассказывает28 мая 2021

Когда-то, лет так 15-20 назад был популярен DivX-прокодер для записи видео. Он разбивал всё изображение кадра на квадратики, и яркость каждого квадратика усреднял, чтобы файл меньше весил. Когда кадр был более-менее статичен, всё выглядело нормально, но стоило появиться движению, как кадр весь распадался на квадратики.

Поэтому тем, кто в артефактах сжатия изображения видит "руку" фотошопера, я посоветовал бы аккуратнее быть с выводами и вначале изучить процесс дискретизации цвета. По-английски это называется субсэмплинг цвета.

Методики использования Фотошопа уже несколько устарели, сейчас появились программы типа "Ньюк", и за дело взялся искусственный интеллект, программы типа "Топаз".

-8

Не успел я опубликовать статью, как тут же появились добавления в виде комментариев:

-9

По ключевому слову "бандинг" (что переводится как "полосатость") сразу находятся картинки такого вида.

Так что нет ничего таинственного и конспирологического в разводах и полосах на "марсианском" небе, с этим явлением сталкиваются все фотографы - это недостаток цифрового сжатия, который называется "бандинг".

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!