Найти тему
Тренер Сокиркин

"Боевые искусства в кино". Большое интервью с авторами канала

Сейчас будет настоящий бальзам на душу поклонникам олдскульных «каратэшных боевиков».

Рад представить вниманию читателей интервью с авторами канала «Боевые искусства в кино» Данилом и Олегом.

Здравствуйте!

Как появилась мысль вести свой канал?

Что было первично: кино или интерес к единоборствам?

Данил: Кино. С детства был киноманом, равно поглощая все жанры. В какой-то момент больше увлекался авторским кино, в какой-то – ужастиками или комедиями, но любовь к боевикам оставалась всегда.

Олег: Сначала был сайт, который сейчас называется fightfilms.info. На нём мы с Данилом с 2009 года читали новости про боевое кино и комментировали их как обычные посетители-завсегдатаи. В 2015 создатель сайта, Александр Зелинский, ушел из жизни, и мы перехватили этот проект как редакторы и авторы. А youtube-канал был просто логическим продолжением этой темы, поскольку хотелось разнообразить формат подачи информации и расширить аудиторию.

Отвечая на второй вопрос, я бы сказал, что творчество в целом было первично, а боевые искусства воспринимались как форма творчества, поэтому мои интересы развивались плюс-минус параллельно. Со временем кино, конечно же перевесило, причем далеко не только боевики.

Кино про единоборства, противоречивый жанр. С одной стороны, мы все на них росли, с другой, смотреть большую часть из всего снятого без смеха или стыда, лично я не могу.

Возможно, для вас иначе, но я не могу не спросить - почему так мало хороший, с художественной точки зрения, фильмов про боевые искусства?

Данил: Не совсем понятно как оценивать художественность. Хороши ли с этой точки зрения старые фильмы Брюса Ли и Джеки Чана? А ранние работы ЖКВД или Стивена Сигала? Например, фильмы Болливуда сняты красиво и качественно или тот же «Джон Уик». Но наверно вопрос в узкожанровости фильмов с боевыми искусствами. Приходится принимать условности жанра, чтобы наслаждаться таким кино.

Олег: Боевые искусства в кино - это художественный прием. Смотреть на него в отрыве от драматургии или конфликта часто не очень интересно. Исключения составляют фильмы, когда боевые искусства несут в себе какой-то уж сильно революционный подход или хотя бы “свежий ветер”, типа “Онг-Бак” или “Неоспоримый 2”, но и то они хоть в какую-то драматургию, но обрамлены. А проблемы начинаются тогда, когда создатели фильма не придумывают драму вообще, либо какую-то слишком банальную. А плохая драма или скучные плоские персонажи плюс специфичность восприятия экранных поединков лишают фильм интереса аудитории.

Возможен ли ренессанс «каратэ-боевиков» (как их раньше называли продавцы видеокассет)))?

Данил: В том виде, в котором они были в 80х и 90х годах ренессанс вряд ли возможен. Несмотря на то, что время от времени появляются яркие всполохи, вроде «Онг Бака», «Ип Мана» или «Рейда», жанр все же видоизменился и ушел в сторону «Джона Уика». Посмотрите, как популярны фильмы серии, а ведь в них только и делают, что стреляют и дерутся. Кроме того, успех франшизы привел в большое кино в качестве режиссеров бывших каскадеров, вроде Дэвида Литча, Джей Джей Перри и Сэма Харгрейва. Так что мне кажется, сегодня боевик переживает новое рождение.

Олег: Кажется, что ренессанс любого вида искусства в ближайшее время не очень возможен, чего уж говорить про такую странную историю как “каратэ-боевики”. Сейчас жанр боевик - это гибридное кино, в нем должен быть микс из всего, что только может предложить современный кинематограф: стрельба, драки, полеты на автомобиле в рот Годзилле и все в таком духе, чтобы зацепить зрителя, сидящего в дофаминовой ловушке, в которой его уже невозможно удивить. И если градус этой экранной вакханалии очень высокий и с точки зрения ремесла сделан хорошо, то фильм выстреливает. А “каратэ-боевик” в чистом виде сильно привязан к моде на этот жанр, которая ушла.

Почему в азиатских фильмах про единоборства все превращается в фэнтези (тот же Ип Ман, по сути, этой такой кинокомикс), в западных же, наряду с откровенной дешевкой, мелькают крутые драмы, вроде «Красного пояса» или фильма «Воин»?

Данил: В азиатском кино также немало спортивных драм о боксе или том же MMA. Конечно, качество их разнится, но это можно сказать и обо всем жанровом кино. Так что, интересуясь темой можно подобрать себе хоть азиатское фэнтези вроде китайских уся-фильмов или японских самурайских боевиков, хоть криминальные триллеры, хоть чистый файтинг вроде «Ип Манов». Кстати, почему фильмы серии отнесли к фэнтези или кинокомиксу и почему это плохо? Да, в сценах боев используются тросы, но это опять-таки национальный подход к такому кино. В целом фильмы про «Ип Мана» это в первую очередь псевдо биографические драмы, особенно первая часть.

Олег: Азиатское кино очень традиционное. Это звучит парадоксально, зная сколько новаторства они привнесли в тот же экшен-жанр, но это так. Поэтому сюжеты, эстетика, стиль юмора очень упираются в национальную специфику. И, кстати, “Ип Ман” при всей своей, казалось бы, традиционности, выбивается из большого ряда азиатских фильмов, именно из-за баланса традиций и современного подхода. Ну, и если говорить про “уся”, то к этому стоит относится как к визитной карточке азиатского экшн-кино, как к культурному достижению.

Почему так мало фильмов про единоборства, где показывались бы борцовские приемы? Есть отдельные спортивные драмы и боевики, но они появились намного позже, либо носили не развлекательный характер. Все дело в экшне?

Данил: Да, дело в зрелищности. Зрителю интереснее смотреть на красивую вертушку Ван Дамма в рапиде, нежели на залом руки или ноги. Оно и понятно – так просто заметней сами удары. Хотя снова посмотрите на «Джона Уика» - старина Ривз раскидывает толпы врагов с помощью дзюдо и джиу-джитсу. И это снова стало примером для других подобных боевиков, так что теперь борьба в кино представлена не только узконаправленными спортивными драмами.

Олег: Во-первых, вопрос зрелищности, да. А, во-вторых, в моде и тенденциях этого жанра. Файтинг-боевики - это, в первую очередь, ударные техники и работа в стойке, потому что в период расцвета популярны были именно эти виды единоборств, так исторически сложилось. Помните, в свое время снималось огромное количество фильмов про танцы, потом про конкретные виды спорта? Это схожий механизм. Сейчас очень популярны ММА, поэтому и ММА драм снимается очень много, даже чуть ли не молодежных, и возможно мы рано или поздно увидим на экране подробный разбор приемов от знающих людей, которые будут причастны к съемкам.

Ваш личный список «каратэшных» боевиков и актеров?

Данил: Ох, составлять подобные списки – дело неблагодарное. Их очень много, и старых и новых. На канале мы делали серию подкастов о фильмах, которые на нас повлияли. Думаю, что лучше ознакомиться с ними.

Олег: Если мы говорим про “олдскул”, то посмотрите наши подкасты “Боевое кино, которое на нас повлияло” и ролик “ТОП-10 файтинг-фильмов, опередивших свое время”, в них есть многие из этих фильмов и актеров. Это и “Возвращение дракона”, и Кровавый спорт“, и “Закусочная на колесах”, и “Драйв” и многое другое.

Про современное кино вопрос сложный. Я бы сказал, что в условиях нынешнего заката чистых “каратэшных” боевиков, Тони Джаа, Скотт Эдкинс и Ико Ювайс последние, кто всколыхнул этот жанр. Киану Ривз со своим “Джоном Уиком” не считается, поскольку это совсем другой жанр.

Какие фильмы про единоборства из прошлого, вы бы могли отнести и к хорошим драмам, и к крутым экшнам одновременно?

Данил: Увы, в обсуждаемом жанре таких примеров немного. Но из самого банального «Самоволка» и «Универсальный солдат» с Ваней – в обоих культовых фильмах драма выстроена и сыграна очень неплохо.

Олег: Хороший вопрос и непростой, если мы говорим про высокий уровень как драмы, так и экшена. Из ретро-фильмов, в принципе, “Лучшие из лучших” можно назвать крепкой спортивной драмой с хорошими боевыми сценами. Из более современных, опять же, вышеупомянутая первая часть “Ип Мана”.

На ваш взгляд, кто из «героев-боевиков» смог выйти за рамки достаточно однотипных ролей?

Данил: Таковых достаточно много. Мы видим, что и Джеки Чан и ЖКВД могут играть интересные драматические роли. Марк Дакаскос оказался крайне неплох в комедии, а тот же Брюс Уиллис вообще прекрасный разноплановый актер, хорошо чувствующий себя в любом жанре.

Олег: Попыток таких много, но не у всех удается.

Из актеров файтинг-фильмов, наверное, Ван Дамм и Донни Йен - это самые удачные примеры обладателей разнопланового послужного списка.

Не все картины, мягко говоря, удачные, но амплуа они точно расширили.

Смотрите мой ролик о том, как снимался легендарный боевик перестройки "Фанат"

Больше интересного контента, видео с тренировок и турниров: Telegram-канал. на YouTube - канал , а так же вступайте в нашу группу в VK