Добрый день! В этой публикации продолжаю цикл лекций, посвященных древней Месопотамии. Прошлая статья была о месопотамском тексте “Энума Элиш”, где рассказывается, в том числе, и о том, что люди были созданы богами, для того, чтобы им служить.
Забавный цикл получается: сначала люди придумывают богов, а потом эти боги создают людей, чтобы они служили богам.
Сам процесс творения человека в месопотамской традиции, как я уже говорила, описан в нескольких вариантах. Есть, как минимум, еще два любопытных и отличающихся друг от друга мифа, рассказывающих об этом.
Согласно “Легенде об Атра-Хасисе” - аккадскому эпосу XVIII в. до н.э., сначала людей не было, и вся работа лежала на плечах игигов, которым пришлось немало потрудиться: прокопать реки Тигр и Евфрат, построить жилище для бога Энки и т.д.
“Две с половиной тысячи лет
Они тяжко трудятся днем и ночью”
Решив, что во всех их проблемах виноват советник богов - Энлиль, они в полночь окружили его храм.
“В средину стражи, в самую полночь
Был Экур окружен, но Энлиль не ведал.”
Потребовали младшие боги освободить их от работы.
По рекомендации советника Нуску, Энлиль призвал на собрание богов Ану и Энке, которые и предложили создать людей и переложить на них тяжелый труд.
“Труд богов поручим человеку,
Пусть несет человек иго божье!”
Для этого позвали богиню деторождения Нинту. Она сказала, что для реализации плана ей нужна помощь Энки. В качестве материал для человека они взяли глину и смешали с божественной кровью.
“Воистину божье и человечье соединятся,
Смешавшись в глине!”
Богиня Нинту отломила 14 кусков глины, а 7 богинь рождения создали или запланировали или смоделировали 7 мужчин и 7 женщин. А после этого:
“...когда пришел девятый месяц -
В назначенный срок раскрыла лоно.
С сияющим, полным радости ликом,
С главою покрытою
Повиванье свершила.”
Проще говоря, люди были созданы богами из глины с добавлением божественной крови для того, чтобы работать вместо них.
Вы, конечно же, знаете как минимум еще одну историю о создании человека из глины, а точнее “из праха земного” - библейскую:
“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” [Быт. 2:7],
и она младше, как минимум на 3 века.
В другом мифе - “Энки и Нинмах”, идея создания человека принадлежит матери Энки - Намму:
“Создай богам слуг, да произведут они себе подобных”
На что сын ей отвечает:
“Мать моя, творенье, что ты назвала, уже существует”.
Возможно, речь идет о некоем образце, который нужно изменить, чтобы можно было на него возложить бремя труда.
Энки взял в помощь богиню Нинмах, но перед началом работы, устроил пир, на котором они оба сильно перебрали хмельного напитка, и смогли создать лишь уродцев. Эта ветвь людей не имела продолжения. И у богов, как мы видим, не все получается сразу.
Первый опыт оказался неудачным, тем не менее людей создали с добавлением божественной крови и нужны они были чтобы работать вместо богов.
Сотворить людей - это полдела, их еще нужно научить работать. В вавилонской мифологии с этой ролью справился бог Оаннес (шумерский Уанна) - один из 7 мудрецов, помощник бога мудрости, которого обычно изображали человеком с рыбьим хвостом. Такой "русал", но не совсем обычный.
Историк и астроном IV-III вв. до н.э. Беросс, автор сочинения “Вавилонская история” описывал Оаннеса как чудовище с телом рыбы, головой рыбы, из под которой росла еще одна голова - человеческая, у него был рыбий хвост и ноги.
Он каждый день выходил из моря и учил людей собирать зерно и плоды, а также математике, законам, строительству храмов, жизни в городах и т.д. Он же рассказал им миф о творении - “Энума Элиш”. По ночам он возвращался обратно в морскую воду. Обратите внимание, речь идет о собирательстве, т.е., вероятно, возникновение этого мифологического персонажа можно отнести к периоду до земледельческому.
На некоторых шумеро-аккадских изображениях форму человека с рыбьим хвостом предают самому шумерскому Энки или аккадскому Эа.
Вот такие истории о создании и обучении людей сохранились из Месопотамской традиции.
А в следующей публикации мы вернемся к истории великого Вавилона.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала