Редко встречаются фильмы, которые после просмотра хочется рекомендовать всем вокруг, которые сразу записываешь в разряд Хорошего Кино и которые оставляют после просмотра настолько приятное послевкусие, что хочется тут же включить фильм заново.
Сегодня я с удовольствием расскажу именно о такой картине, которую до меня уже успели похвалить, кажется, почти все, кто её видел.
Это номинант на главный “Оскар-2024” драма “Оставленные” (The Holdovers) от оскароносного Александра Пэйна.
О чём это
О сюжете не хочется расписывать слишком много, чтобы не портить впечатление будущим зрителям. И приводить описания с киносайтов тоже нет желания – они мне как правило не нравятся. Так что коротко расскажу о сюжете сам.
Академия Бартона, престижная школа-интернат для мальчиков, готовится к Рождественским каникулам и встрече нового 1971 года. Однако по различным причинам не всем ученикам удастся уехать домой – обычная практика для такого учебного заведения. Поэтому с учениками на каникулы обычно остаётся один учитель.
В декабре 1970 года этим учителем стал Пол Ханем (Пол Джаматти). Учитель истории, которого ненавидят как ученики так и преподаватели (включая директора) за строгость и скверный характер. Разумеется пятеро “счастливчиков” такому присмотру не рады. Особенно Ангус Талли (Доминик Сесса), которого мать решила не забирать, чтобы поехать отдохнуть с новым мужем.
Но в этом году к ним присоединится и повариха Мэри Лэмб (Давайн Джой Рэндольф), только что похоронившая 19-летнего сына, погибшего во Вьетнаме.
Не драматичная драма…
После просмотра может показаться, что “драма” применительно к этому фильму на самом деле звучит как-то слишком громко. Нет, технически и по сути это, конечно, она. В сюжете хватает тяжёлых эмоциональных сцен, в основном с Мэри, конечно – Рэндольф щедро хвалят вполне заслуженно. Да и сюжетные арки других героев тоже очень глубокие и драматичные.
Но тонкий сценарий Дэвида Хэмингсона и уютная постановка Александра Пэйна филигранно сочетают весь внутренний драматизм истории героев (всех вместе и каждого по отдельности) с лёгкой, часто комедийной подачей. “Оставленные” в таком ключе – отличное Рождественское кино, которое можно пересматривать на праздники вместе с другими любимыми фильмами.
Вообще удивительно, как столь серьёзные темы, как гибель ребёнка, семейная трагедия и личная драма умудряются не просто гармонично соседствовать в одной картине, но оставлять после себя столь приятные ощущения, будто ты посмотрел что-то по-настоящему хорошее.
Наверное, весь секрет в том, что всё трагичное и драматичное подаётся невероятно бережно, осторожно, дозированно. А перерывы заполняются отличными (возможно даже бытовыми) сценами, которым часто не занимать комизма.
Поэтому не думайте, что “Оставленные” – кино тяжёлое. Скорее наоборот: оно, как старый плед, колючий, но тёплый, в который хочется укутаться морозным зимним вечером.
…о потерянных жизнях
Однако филигранный сценарий включает в себя ещё и по-настоящему важную мораль.
Главную троицу объединяет одно – то, что они никогда не признают, но что скоро становится очевидно для зрителя. И Мэри, и Пол, и Ангус считают, что их жизни безвозвратно утрачены, потеряны, разрушены. Из-за распавшейся семьи, из-за ошибок прошлого, из-за смерти сына.
Но оставшись друг с другом на две недели они поймут, что это на самом деле не так. Жизнь не потеряна, не закончилась прежде времени, хотя часто возникает именно это ощущение. И в итоге для каждого найдётся повод для радости, для каждого найдётся смысл в жизни.
Этот жизнеутверждающий посыл – самое главное достоинство фильма. В картине нет привычного Рождественского чуда, нет яркого катарсиса и прямолинейного посыла, нет даже чёткого счастливого финала. Но по итогу в этой, казалось бы, маленькой и неторопливой истории есть гораздо больше всего этого.
Немного о форме
Кроме восхитительного содержания “Оставленные” также уложены в прекрасную форму.
У фильма весьма скромная операторская работа Эйгила Брилда, неброский, местами даже стандартный монтаж Кевина Тента и мягкая, часто незаметная партитура Марка Ортона. Но всё это вместе вкупе с визуальной стилизацией под старину только играют на руку сюжету.
Кстати, в открывающих титрах можно даже заметить копирайт, что фильм был снят в 1971 году, хотя снимали его на современную цифровую камеру на натуре, без декораций и павильонов.
И ещё один момент, который я не заметил при просмотре. Фильму оказывается был присвоен американский прокатный рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого). Полагаю, из-за крепкого словца, которым не стесняется пользоваться Пол Ханем. И которое очевидно смягчил русскоязычный перевод (официального дубляжа, кстати, нет).
Итог
Как часто бывает с Хорошим Кино, которое попадает в прокат с “взрослым рейтингом”, “Оставленные” скорее всего просто вышли в ноль или принесли прибыль равную стоимости банки Колы. Потому как в прокате удалось собрать весьма скромные 39,9 млн. $ (20 в США и 19,9 в мире). Хотя данных по бюджету я в сети не нашел, но едва ли этого хватит для успешного проката.
Однако создатели очевидно не расстраиваются, потому как картина посетила больше десятков фестивалей и собрала приличный букет наград, который, уверен, скоро пополнится и “Оскаром”. Да и рейтинги у неё достаточно хорошие, что неудивительно.
“Оставленные” – не типичное Рождественское кино, но достаточно Хорошее, чтобы его полюбить. К тому же лишённое современных Голливудских “трендов”. В общем рекомендую всем к просмотру.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
- Кинопоиск: 7,8 (23,4 тыс. оценок)
- IMDb: 8.0 (97,9 тыс. оценок)
- Метакритик: 82 из 100 (61 рецензия)
- Роттен Томатос, критики: 97 % (347 рецензий)
- Роттен Томатос, зрители: 91 % (1000+ оценок)
- Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 100 % (3 оценки)