Музей Уитни на Манхэттене представляет коллекции крупных меценатов США.
Вандербильты принадлежат к мощнейшим и старейшим династиям промышленников США. Патриарх семьи, Корнелиус Вандербильт, родившийся в 1794 году, сделал свой капитал на строительстве пароходов и железных дорог. К тому же он успешно играл на бирже и вскоре стал одним из богатейших людей страны.
Одна из его дочерей, Гертруда, известна как очень активная и страстная натура. В 1896 году она вышла замуж за Гарри Пейна Уитни, который также происходил из очень богатой семьи предпринимателей. В период начавшегося в 1901 году европейского кризиса Гертруда вдруг обнаружила в себе интерес к изобразительному искусству и начала коллекционировать произведения живописи. В 1931 году, за 11 лет до смерти, она подарила все свои художественные сокровища основанному ею же музею, который был назван ее именем.
Оплот современного искусства
Несмотря на поначалу скудный бюджет музея, он постоянно приобретал новые произведения. Позже к меценатам присоединились и другие предприниматели, среди них представители таких фамилий, как Рокфеллер, Хёрст и Лаудер. В настоящее время музей обладает самой крупной коллекцией современного американского искусства: картины и скульптуры, графика и фотографии — всего около 12 000 работ, созданных примерно двумя тысячами художников. Музей расположен на Мэдисон-авеню, недалеко от Центрального парка и других крупных музеев.
В настоящее время здание представляет собой светлое строго функциональное сооружение. Оно было построено в 1966 году по проекту архитектора Марселя Брейера, мастера из Дессау, эмигрировавшего в Америку из Германии в 1934 году. Пристройка была сооружена под руководством архитектора Ренцо Пиано, который вместе с Ричардом Роджерсом строил Центр Помпиду в Париже.
Современное американское искусство получило мировое признание сравнительно недавно, только со второй половины ХХ века. Важным толчком для его развития стало массовое бегство от Гитлера художников-авангардистов, таких как Марк Шагал или тот же Марсель Брейер, которые с этого времени работали в Америке. В результате Второй мировой войны международный рынок современного искусства выглядел достаточно пустынно. Образовавшийся вакуум заполнили американские художники.
Гроссмейстеры поп-арта
С абстрактных картин Джексона Поллока и Виллема де Кунинга начало распространяться по всему миру зародившееся в США направление абстрактного экспрессионизма. Ему последовали такие выдающиеся мастера поп-арта, как Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Клэс Ольденбург и Энди Уорхол. После этого все новаторство в изобразительном искусстве приходило из Америки и поддерживалось известными владельцами галерей Манхэттена. Мировая столица изобразительного искусства в течение последних трех-пяти столетий переместилась из Парижа в Нью-Йорк.
Абстрактный экспрессионизм и поп-арт распространялись и за пределами США. Популярность приобрели такие художники, как Джорджия О'Кифф, чьи картины с изображением цветов или пейзажи очень напоминают индейское или азиатское искусство; или Эдвард Хоппер, творческий стиль которого, развившийся из газетных иллюстраций, прежде всего направлен на то, чтобы показать потерянность и одиночество человека в современном большом городе.
Музей Уитни имеет в своей коллекции выдающиеся произведения этих художников, а также других известных представителей поп-арта: Аршила Горки, Марка Ротко, Франца Клайна, Фрэнка Стеллы и Барнетта Ньюмана. Способность страны принимать переселенцев и предоставлять им возможность интеграции до такой степени, чтобы они стали американцами не только по паспорту, но и по духу, проявилась также и в изобразительном искусстве.
Особое место в музее занимает Александр Колдер, художник, скульптор и график, родившийся в 1898 году в Пенсильвании. Он работал инженером до тех пор, пока не решил окончательно посвятить себя изобразительному искусству. После 1926 года Колдер семь лет жил в Париже, где общался с Хоаном Миро, Гансом Арпом, Питом Мондрианом. У них он научился простоте формы и унаследовал склонность к сюрреализму. Художник начал экспериментировать с механикой и сконструировал свои мобиле: движущиеся инсталляции, сделавшие его знаменитым.