Найти тему

Музеи мира: Музей Уитни

Оглавление

Музей Уитни на Манхэттене представляет коллекции крупных меценатов США.

Музей Уитни, Нью-Йорк
Музей Уитни, Нью-Йорк

Вандербильты принадлежат к мощнейшим и старейшим династиям промышленников США. Патриарх семьи, Корнелиус Вандербильт, родившийся в 1794 году, сделал свой капитал на строительстве пароходов и железных дорог. К тому же он успешно играл на бирже и вскоре стал одним из богатейших людей страны.

Музей Уитни, Нью-Йорк
Музей Уитни, Нью-Йорк

Одна из его дочерей, Гертруда, известна как очень активная и страстная натура. В 1896 году она вышла замуж за Гарри Пейна Уитни, который также происходил из очень богатой семьи предпринимателей. В период начавшегося в 1901 году европейского кризиса Гертруда вдруг обнаружила в себе интерес к изобразительному искусству и начала коллекционировать произведения живописи. В 1931 году, за 11 лет до смерти, она подарила все свои художественные сокровища основанному ею же музею, который был назван ее именем.

Роберт Генри, Портрет Гертруды Вандербильт-Уитни, 1916 год
Роберт Генри, Портрет Гертруды Вандербильт-Уитни, 1916 год

Оплот современного искусства

Несмотря на поначалу скудный бюджет музея, он постоянно приобретал новые произведения. Позже к меценатам присоединились и другие предприниматели, среди них представители таких фамилий, как Рокфеллер, Хёрст и Лаудер. В настоящее время музей обладает самой крупной коллекцией современного американского искусства: картины и скульптуры, графика и фотографии — всего около 12 000 работ, созданных примерно двумя тысячами художников. Музей расположен на Мэдисон-авеню, недалеко от Центрального парка и других крупных музеев.

Музей Уитни, Нью-Йорк
Музей Уитни, Нью-Йорк

В настоящее время здание представляет собой светлое строго функциональное сооружение. Оно было построено в 1966 году по проекту архитектора Марселя Брейера, мастера из Дессау, эмигрировавшего в Америку из Германии в 1934 году. Пристройка была сооружена под руководством архитектора Ренцо Пиано, который вместе с Ричардом Роджерсом строил Центр Помпиду в Париже.

Музей Уитни, Нью-Йорк
Музей Уитни, Нью-Йорк

Современное американское искусство получило мировое признание сравнительно недавно, только со второй половины ХХ века. Важным толчком для его развития стало массовое бегство от Гитлера художников-авангардистов, таких как Марк Шагал или тот же Марсель Брейер, которые с этого времени работали в Америке. В результате Второй мировой войны международный рынок современного искусства выглядел достаточно пустынно. Образовавшийся вакуум заполнили американские художники.

Музей Уитни, Нью-Йорк
Музей Уитни, Нью-Йорк

Гроссмейстеры поп-арта

С абстрактных картин Джексона Поллока и Виллема де Кунинга начало распространяться по всему миру зародившееся в США направление абстрактного экспрессионизма. Ему последовали такие выдающиеся мастера поп-арта, как Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Клэс Ольденбург и Энди Уорхол. После этого все новаторство в изобразительном искусстве приходило из Америки и поддерживалось известными владельцами галерей Манхэттена. Мировая столица изобразительного искусства в течение последних трех-пяти столетий переместилась из Парижа в Нью-Йорк.

Джексон Поллок, Number 27, 1950 год
Джексон Поллок, Number 27, 1950 год
Виллем де Кунинг, Woman and Bicycle, 1952–1953 годы
Виллем де Кунинг, Woman and Bicycle, 1952–1953 годы
Рой Лихтенштейн, Untitled, 1967 год
Рой Лихтенштейн, Untitled, 1967 год
Джаспер Джонс, Three Flags, 1958 год
Джаспер Джонс, Three Flags, 1958 год
Клэс Ольденбург, Soft Toilet, 1966 год
Клэс Ольденбург, Soft Toilet, 1966 год
Энди Уорхол, Liz, 1964 год
Энди Уорхол, Liz, 1964 год

Абстрактный экспрессионизм и поп-арт распространялись и за пределами США. Популярность приобрели такие художники, как Джорджия О'Кифф, чьи картины с изображением цветов или пейзажи очень напоминают индейское или азиатское искусство; или Эдвард Хоппер, творческий стиль которого, развившийся из газетных иллюстраций, прежде всего направлен на то, чтобы показать потерянность и одиночество человека в современном большом городе.

Джорджия О'Кифф, Music, Pink and Blue No. 2, 1918 год
Джорджия О'Кифф, Music, Pink and Blue No. 2, 1918 год
Эдвард Хоппер, A Woman in the Sun, 1961 год
Эдвард Хоппер, A Woman in the Sun, 1961 год

Музей Уитни имеет в своей коллекции выдающиеся произведения этих художников, а также других известных представителей поп-арта: Аршила Горки, Марка Ротко, Франца Клайна, Фрэнка Стеллы и Барнетта Ньюмана. Способность страны принимать переселенцев и предоставлять им возможность интеграции до такой степени, чтобы они стали американцами не только по паспорту, но и по духу, проявилась также и в изобразительном искусстве.

Аршил Горки, The Betrothal, II, 1947 год
Аршил Горки, The Betrothal, II, 1947 год
Марк Ротко, Four Darks in Red, 1958 год
Марк Ротко, Four Darks in Red, 1958 год
Франц Клайн, Mahoning, 1956 год
Франц Клайн, Mahoning, 1956 год
Фрэнк Стелла, Die Fahne hoch!, 1959 год
Фрэнк Стелла, Die Fahne hoch!, 1959 год
Барнетт Ньюман, Untitled, 1946 год
Барнетт Ньюман, Untitled, 1946 год

Особое место в музее занимает Александр Колдер, художник, скульптор и график, родившийся в 1898 году в Пенсильвании. Он работал инженером до тех пор, пока не решил окончательно посвятить себя изобразительному искусству. После 1926 года Колдер семь лет жил в Париже, где общался с Хоаном Миро, Гансом Арпом, Питом Мондрианом. У них он научился простоте формы и унаследовал склонность к сюрреализму. Художник начал экспериментировать с механикой и сконструировал свои мобиле: движущиеся инсталляции, сделавшие его знаменитым.

Александр Колдер, Constellation, 1943–1950 года
Александр Колдер, Constellation, 1943–1950 года
Александр Колдер, Indian Feathers, 1969 год
Александр Колдер, Indian Feathers, 1969 год