Музей «Маурицхёйс» в Гааге владеет вторым по величине собранием искусства мастеров золотого века Нидерландов.
История монархии Королевства Нидерландов весьма запутанна. Ныне царствующий дом Оранских — немецкого происхождения, из гессенского Нассау. Имя Оранские они получили по названию южнофранцузского княжества Оранж, доставшегося по наследству в 1544 году графу Вильгельму Нассау-Дилленбургу в дополнение к его немецким владениям и титулам. Вместе с графом Эгмонтом они объединились для участия в той самой восьмилетней войне за независимость, которая избавила Нидерланды от колониального владычества Испании.
Семь отныне свободных северных провинций образовали Генеральные Штаты и признали Вильгельма Оранского своим штатгальтером (губернатором провинции). После наполеоновской интервенции и последовавшего за этим в 1815 году Венского конгресса Оранские формально стали теми, кем де-факто уже были: королями Голландии.
Иоганн Мориц (в голландском звучании Йохан Мауриц) был графом Нассау-Зигенским. Будучи защитником кальвинизма на своей территории, он предложил свои услуги нидерландским родственникам и поступил к ним на службу. С началом колониальных войн он был назначен фельдмаршалом, а в дальнейшем стал губернатором нидерландских колоний в Латинской Америке. Перед возвращением в Европу из Нового Света он распорядился построить для себя дом в Гааге.
Архитекторов звали Якоб ван Кампен и Питер Пост; они работали в стиле хорошо известного нидерландского классицизма, ориентируясь при этом на эстетические принципы зодчего итальянского Возрождения Палладио и раннего французского барокко. Гаага была королевской резиденцией Нидерландов. В 1822 году в дом Йохана Маурица была переведена королевская коллекция живописи.
400 произведений искусства
Сегодня в Нидерландах это вторая по значению галерея живописи после Рейксмузеума. И обе они преследуют одну цель: демонстрацию живописи, прежде всего прославленных голландских мастеров золотого века.
Галерея не стремится пополнять свою коллекцию и расширять выставочные площади. Вместо этого здесь часто организуются временные специальные выставки. Они часто носят международный характер и иногда посвящены тематике, имеющей весьма косвенное отношение к постоянной экспозиции. Сегодня европейские организаторы выставок отдают предпочтение экспозициям, которые отражают историко-культурные процессы, выявляют художественные параллели либо представляют современные направления в искусстве.
Среди 400 единиц собрания галереи есть настоящие шедевры нидерландской живописи. Экспозиция не ограничивается только искусством золотого века, а повествует также о том, что было до и после. В целом она поделена на пять тематических коллекций: это исторические сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты и жанровая живопись.
Библейская идиллия
В каждом из разделов есть предметы особой гордости. Взять хотя бы историческую живопись. Истории в научном понимании этого слова здесь нет, зато есть библейские и античные сюжеты, причем библейские не столько религиозны, сколько нравоучительны. Такова сцена грехопадения на фоне райского сада — устыдившиеся своей наготы Адам и Ева в окружении райской идиллии со всевозможными животными и буйной растительностью. Ее писали вместе два художника: Ян Брейгель из прославленной художественной династии и Питер Пауль Рубенс.
И тот и другой были фламандцами. Связи между нынешней бельгийской Фландрией и Нидерландами по-прежнему тесны и по-прежнему конфликтны. Люди здесь говорят на одном языке, но друг друга при этом не любят, в основном по причине разного вероисповедания. Бельгия вышла из состава Королевства Нидерландов в результате народного восстания 1830 года, но культурные связи не прерывались, а то, что великие мастера голландского барокко были наследниками великих фламандцев эпохи Возрождения, не подлежит сомнению. Экспозиция галереи дает тому множество примеров.
Среди пейзажей, представленных в Гааге, есть работы Яна ван Гойена и Виллема ван дер Вельде, создателей драматических морских пейзажей, а также работы Яна Вермеера, который написал знаменитую панораму своего родного города Делфта. Внимание художника концентрируется не столько на действии, сколько на создании общего настроения.
Кисти Вермеера принадлежит и самая, вероятно, замечательная картина музея: «Девушка с жемчужной сережкой». Ею вдохновлялись поэты, по ней даже ставили фильмы. Изображение девушки с застенчивой и немного кокетливой улыбкой стало своеобразной иконой в истории европейского искусства. А для музея Маурицхёйс она является фирменным знаком.
В собрании есть столь же известная картина - «Урок анатомии доктора Тульпа». Это еще один написанный Рембрандтом групповой портрет, помимо его «Ночного дозора», и изображает он публичную лекцию нидерландского анатома.