Найти тему

Музеи мира: Королевское собрание Маурицхёйс

Оглавление

Музей «Маурицхёйс» в Гааге владеет вторым по величине собранием искусства мастеров золотого века Нидерландов.

Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

История монархии Королевства Нидерландов весьма запутанна. Ныне царствующий дом Оранских — немецкого происхождения, из гессенского Нассау. Имя Оранские они получили по названию южнофранцузского княжества Оранж, доставшегося по наследству в 1544 году графу Вильгельму Нассау-Дилленбургу в дополнение к его немецким владениям и титулам. Вместе с графом Эгмонтом они объединились для участия в той самой восьмилетней войне за независимость, которая избавила Нидерланды от колониального владычества Испании.

Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Семь отныне свободных северных провинций образовали Генеральные Штаты и признали Вильгельма Оранского своим штатгальтером (губернатором провинции). После наполеоновской интервенции и последовавшего за этим в 1815 году Венского конгресса Оранские формально стали теми, кем де-факто уже были: королями Голландии.

Адриан Томас Кей, Портрет Вильгельма I Оранского, 1579 год
Адриан Томас Кей, Портрет Вильгельма I Оранского, 1579 год

Иоганн Мориц (в голландском звучании Йохан Мауриц) был графом Нассау-Зигенским. Будучи защитником кальвинизма на своей территории, он предложил свои услуги нидерландским родственникам и поступил к ним на службу. С началом колониальных войн он был назначен фельдмаршалом, а в дальнейшем стал губернатором нидерландских колоний в Латинской Америке. Перед возвращением в Европу из Нового Света он распорядился построить для себя дом в Гааге.

Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Архитекторов звали Якоб ван Кампен и Питер Пост; они работали в стиле хорошо известного нидерландского классицизма, ориентируясь при этом на эстетические принципы зодчего итальянского Возрождения Палладио и раннего французского барокко. Гаага была королевской резиденцией Нидерландов. В 1822 году в дом Йохана Маурица была переведена королевская коллекция живописи.

Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

400 произведений искусства

Сегодня в Нидерландах это вторая по значению галерея живописи после Рейксмузеума. И обе они преследуют одну цель: демонстрацию живописи, прежде всего прославленных голландских мастеров золотого века.

Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Галерея не стремится пополнять свою коллекцию и расширять выставочные площади. Вместо этого здесь часто организуются временные специальные выставки. Они часто носят международный характер и иногда посвящены тематике, имеющей весьма косвенное отношение к постоянной экспозиции. Сегодня европейские организаторы выставок отдают предпочтение экспозициям, которые отражают историко-культурные процессы, выявляют художественные параллели либо представляют современные направления в искусстве.

Выставка Запах искусства. Мимолетность: ароматы в цвете, 2021 год
Выставка Запах искусства. Мимолетность: ароматы в цвете, 2021 год

Среди 400 единиц собрания галереи есть настоящие шедевры нидерландской живописи. Экспозиция не ограничивается только искусством золотого века, а повествует также о том, что было до и после. В целом она поделена на пять тематических коллекций: это исторические сюжеты, портреты, пейзажи, натюрморты и жанровая живопись.

Ян Стен, Как слышится, так и поется, 1665 год
Ян Стен, Как слышится, так и поется, 1665 год

Библейская идиллия

В каждом из разделов есть предметы особой гордости. Взять хотя бы историческую живопись. Истории в научном понимании этого слова здесь нет, зато есть библейские и античные сюжеты, причем библейские не столько религиозны, сколько нравоучительны. Такова сцена грехопадения на фоне райского сада — устыдившиеся своей наготы Адам и Ева в окружении райской идиллии со всевозможными животными и буйной растительностью. Ее писали вместе два художника: Ян Брейгель из прославленной художественной династии и Питер Пауль Рубенс.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший, Эдемский сад с грехопадением человека, около 1615 года
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший, Эдемский сад с грехопадением человека, около 1615 года

И тот и другой были фламандцами. Связи между нынешней бельгийской Фландрией и Нидерландами по-прежнему тесны и по-прежнему конфликтны. Люди здесь говорят на одном языке, но друг друга при этом не любят, в основном по причине разного вероисповедания. Бельгия вышла из состава Королевства Нидерландов в результате народного восстания 1830 года, но культурные связи не прерывались, а то, что великие мастера голландского барокко были наследниками великих фламандцев эпохи Возрождения, не подлежит сомнению. Экспозиция галереи дает тому множество примеров.

Жерар тер Борх, Поиск вшей, 1653 год
Жерар тер Борх, Поиск вшей, 1653 год

Среди пейзажей, представленных в Гааге, есть работы Яна ван Гойена и Виллема ван дер Вельде, создателей драматических морских пейзажей, а также работы Яна Вермеера, который написал знаменитую панораму своего родного города Делфта. Внимание художника концентрируется не столько на действии, сколько на создании общего настроения.

Ян Вермеер, Вид Делфта, 1660—1661 годы
Ян Вермеер, Вид Делфта, 1660—1661 годы
Виллем ван дер Вельде, Корабли в бурном море, 1672 год
Виллем ван дер Вельде, Корабли в бурном море, 1672 год

Кисти Вермеера принадлежит и самая, вероятно, замечательная картина музея: «Девушка с жемчужной сережкой». Ею вдохновлялись поэты, по ней даже ставили фильмы. Изображение девушки с застенчивой и немного кокетливой улыбкой стало своеобразной иконой в истории европейского искусства. А для музея Маурицхёйс она является фирменным знаком.

Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серёжкой, 1665 год
Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серёжкой, 1665 год
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

В собрании есть столь же известная картина - «Урок анатомии доктора Тульпа». Это еще один написанный Рембрандтом групповой портрет, помимо его «Ночного дозора», и изображает он публичную лекцию нидерландского анатома.

Рембрандт, Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 год
Рембрандт, Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 год