Для начала, давайте, разберёмся в общественных структурах, которые будут в Карелии наблюдать за ходом голосования 15-17 марта на президентских выборах. Три таких общественных формирования существуют. Во-первых, это Общественная палата Карелии, на которую федеральным законом возложена ответственность за формирование корпуса общественных наблюдателей. Во-вторых, это Общественный штаб по наблюдению за ходом избирательной кампании в Карелии, из названия которого понятно, что действует он не только в дни голосования, а весь период избирательной кампании. Члены штаба занимаются мониторингом текущей предвыборной обстановки, при необходимости реагируя на события, требующие правовой оценки. Впрочем, пока такой необходимости не возникало ни разу, говорит руководитель Общественного штаба Алексей Тайбаков. Конфликтных историй, связанных с президентской избирательной кампании, не фиксировалось. Пока так. И, в-третьих, это Центр общественного наблюдения за выборами, участниками которого являются представители первых двух общественных институтов.
Корпус общественных наблюдателей практически сформирован в республике. В него вошли около 1400 человек, которые в дни голосования станут работать на 459 избирательных участках. И все три дня голосования работать будет Центр общественного наблюдения. Некоторые именует его ещё Ситуационным центром, в том смысле, что он призван оперативно реагировать на конфликтные ситуации требующие юридического вмешательства со стороны Общественного штаба по наблюдению за ходом избирательной кампании в Карелии.
Центр общественного наблюдения работать будет трое суток подряд, без перерыва. Для этого участникам его предоставлено будет специально оборудованное помещение, где установят компьютеры, на экранах которых можно будет видеть как происходит процесс голосования на том или ином избирательном участке. Наблюдатель сможет, образно говоря, «ходить» по участкам, с одного переходя на другой, не покидая помещения Центра общественного наблюдения. Сигнал видеонаблюдения транслироваться будет с 221 избирательного участка для голосования. Смотреть за происходящем на участке можно будет как в режиме реального времени (как говорится, здесь и сейчас), так при необходимости и заново отсмотреть архивированные видеофайлы.
Прямая трансляция в сети интернет ведётся не со всех участков для голосования, но к ним добавятся ещё 206 участков, где всё происходящее в помещениях для голосования будет записываться на видеокамеры (без трансляции сигнала в сети интернета) и архивироваться. Тут ровно та же история, когда при необходимости, скажем, у кого-то из участников избирательного процесса возникло сомнение в законности процедур при голосовании, можно будет отсмотреть архивную запись, после чего дать объективное юридическое заключение по ситуации.
По данным Избирательной комиссии Карелии, примерно на 80% избирательных участков республики будет вестись видеонаблюдение либо видеорегистрация. Не попадают в это число участки, организованные в помещених режимных объектов (лечебные учреждения, воинские части т. п.).
В помещении Центра общественного наблюдения будут работать те люди, кто официально заявлен в качестве наблюдателей от трёх общественных институтов (в самом начале публикации о них писал), а также представители кандидатов в президенты России и партий их выдвинувших.
Партийные предвыборные штабы формируют собственные корпуса наблюдателей, делегируя им право участия в работе Центра общественного наблюдения. Сколько у политических партий и их кандидатов окажется наблюдателей сейчас сказать трудно, поскольку они ещё только комплектуют свои кадры.
Если иметь в виду такую широкую «наблюдательскую грибницу», то можно смело говорить, что гражданский и партийный контроль выглядит как всеохватывающий. А качество работы наблюдателя зависит прямо от их личной добросовестности и правовой готовности к наблюдению. Общественные наблюдатели, представляющие на президентских выборах Общественную палату Карелии, прошли обучающие курсы и руководитель Общественного штаба по наблюдению за ходом избирательной кампании в Карелии А. Тайбаков, отвечая на вопрос о юридической грамотности общественных наблюдателей, уверено говорит, что все они компетентны в вопроса избирательного права. А кроме того, напоминает он, существует так называемый «золотой стандарт» наблюдателя, подготовленный Общественной палатой России, который позволяет, действуя по инструкции, грамотно с правовой точки зрения оценивать действия как членов избиркомов, так и представителей предвыборных штабов, работающих на участках.
Контролировать дистанционное электронное голосование (ДЭГ) будут специально подготовленные кадры наблюдателей, состав которых формируется преимущественно из айтишников. Пожалуй, данная система голосования вызывает сейчас наибольшие споры. Некоторые участники избирательной кампании с недоверием относится к ДЭГу, опасаясь, что тут возможны манипуляции. Как и всё новое применение дистанционного электронного голосования страшит и самыми сомневающимися являются представители компартии. Но как говорится, практика - критерий истины. Надо пройти этот электоральный цикл, чтобы понять плюсы и минусы новых избирательных технологий.
Анатолий Цыганков