Найти тему
Топ Авто

Автомобили в Казахстане подешевели? Как это отражается на нашем рынке? История цен

Посмотрите на все эти китайские автомобили. Два года назад мы даже не подозревали об их существовании. Китайская экспансия существенно сказалась на нашем авторынке. В топ-10 по продажам 6 автомобилей китайского производства. И это только начало.

Эволюция рынка автомобильной индустрии в Казахстане и России

Китай лидирует в экспорте автомобилей и все более популярен в Казахстане и России. Ситуация на авторынке зависит от макроэкономических и геополитических факторов. В 2014 году из-за девальвации рубль в моменте достиг стоимости 2,5 тенге за 1 рубль. Тогда с января по октябрь 2014 года в Казахстан завезли 85 тысяч автомобилей на сумму 980 миллионов долларов, а экспортировали в Россию всего две машины за весь год. Однако снятие таможенных пошлин и курсовые различия сделали автомобили доступнее для покупателей. После введения дополнительных налогов и сборов, ситуация стабилизировалась, что способствовало спасению рынка. В то время официальные дилеры вспоминают как кризисные, потому что в российских автосалонах можно было купить автомобиль дешевле на 40% по сравнению с Казахстаном из-за курсовой разницы. Повторная девальвация тенге помогла выровнять ситуацию, также были введены первичный и утиль сборы, направленные на поддержку Казахских официалов. С течением времени эти меры оказались эффективными.

Транспортное соседство: автомобильный обмен между Казахстаном и Россией в контексте международных изменений

В 2022 году из Казахстана в Россию экспортировали 100 тысяч автомобилей. А сколько автомобилей приехало из России в Казахстан? В 2019 году в России было продано 1,6 миллиона автомобилей, все они были куплены у официальных дилеров. После введения санкций автомобильные заводы закрылись, дилеры ушли, и в России возник дефицит, который был побежден предприимчивыми людьми из соседних государств. В 2022 году в Казахстан из-за границы прибыло 180 тысяч автомобилей, а за первую половину 2023 года еще 160 тысяч.

Латвия и Эстония сразу же прекратили таможенное оформление. Беларусь также столкнулась с санкциями и перестала быть основным транзитным маршрутом для параллельного импорта. Из поставляющих стран Евросоюза остались только Казахстан, Кыргызстан и Армения. Армения, хоть и не имеет общей границы с Россией, умудрилась успешно экспортировать автомобили через Грузию, до тех пор, пока в августе не произошли изменения. Власти США попросили официальные лица Грузии прекратить экспорт автомобилей в Россию, охватив также автомобили, транзитирующие из Армении. Это привело к потере клиентов у тысяч предпринимателей. В итоге из доступных вариантов остались только Казахстан и Кыргызстан.

Таможенные пошлины и рынок автомобилей в странах Центральной Азии: вызовы и перспективы

Все шло хорошо, пока таможенники в 2022 году не решили повысить стоимость автомобилей в таможенной сетки, где указываются цены, по которым рассчитывается процент пошлины. Например, Geely Monjaro в Китае стоит 25 тысяч долларов. Для того чтобы провести таможенные платежи автомобиля в Казахстане, требуется уплатить пошлину в размере 15%. В Кыргызстане также необходимо заплатить 15% пошлины, однако цена автомобиля в таможенной сетке Казахстана составляет 25 тысяч долларов, в то время как в Кыргызстане можно договориться о снижении стоимости до 10 тысяч долларов. Эти изменения не прошли незамеченными: в 2023 году объем импорта автомобилей в Кыргызстан вырос на 370%. За полгода в Бишкек были доставлены автомобили на 1 миллиард долларов. Казахстанские таможенные брокеры вышли на пикет, требуя снизить таможенные пошлины, указывая на то, что деньги от таможенных платежей утекают в другую страну. Рынок автомобилей в Казахстане столкнулся с серьезным дефицитом, однако снятие карантина и открытие новых и старых рынков привели к изменениям в этой ситуации.

В договоре ЕАЭС установлены стандарты подхода к распределению таможенных пошлин между государствами-участниками. Проще говоря, все средства от таможенных пошлин собираются в общий фонд и распределяются согласно предварительно согласованным процентам. Так, в соответствии с Договором ЕАЭС, Армении назначается 1,2%, Кыргызстану – 1,9%, Беларуси – 4,8%, России – 8,5%, а Казахстану – 6,9%.

Китай, по историческим традициям, является страной, производящей и продаваемой внутри и за ее пределами. Лучшие цены на китайские автомобили предлагают именно китайские импортеры. Примером российского рынка можно привести Geely Monjaro: в прошлом этот автомобиль продавался за 50 тысяч долларов, однако сейчас на сайтах по продаже можно найти более трех тысяч машин по цене 30 тысяч долларов. Высокий спрос привел к поставкам огромных партий китайских автомобилей и полному разгрому рынка. До октября 2023 года при покупке автомобиля в России вы платили утильный сбор в размере 3400 рублей, но все изменилось с введением индексации. Например, при покупке автомобиля X5 объемом 4,4 литра для перепродажи из Кореи, вам придется заплатить 1 250 000 рублей утильного сбора. Сумма утильного сбора для автомобилей объемом от 3 до 3,5 литров немного меньше, но все равно около 1 миллиона рублей.

Существуют исключения и различия от Казахстанского утильного сбора: если вы приобретаете автомобиль для личного пользования и не планируете продавать его в течение года, вы платите утильный сбор по базовой ставке. Однако, если участвуют третьи лица, включая посредников из других стран, вам придется оплатить полную сумму коммерческого утильного сбора.

Авто
268,3 тыс интересуются