Посмотрите на все эти китайские автомобили. Два года назад мы даже не подозревали об их существовании. Китайская экспансия существенно сказалась на нашем авторынке. В топ-10 по продажам 6 автомобилей китайского производства. И это только начало.
Эволюция рынка автомобильной индустрии в Казахстане и России
Китай лидирует в экспорте автомобилей и все более популярен в Казахстане и России. Ситуация на авторынке зависит от макроэкономических и геополитических факторов. В 2014 году из-за девальвации рубль в моменте достиг стоимости 2,5 тенге за 1 рубль. Тогда с января по октябрь 2014 года в Казахстан завезли 85 тысяч автомобилей на сумму 980 миллионов долларов, а экспортировали в Россию всего две машины за весь год. Однако снятие таможенных пошлин и курсовые различия сделали автомобили доступнее для покупателей. После введения дополнительных налогов и сборов, ситуация стабилизировалась, что способствовало спасению рынка. В то время официальные дилеры вспоминают как кризисные, потому что в российских автосалонах можно было купить автомобиль дешевле на 40% по сравнению с Казахстаном из-за курсовой разницы. Повторная девальвация тенге помогла выровнять ситуацию, также были введены первичный и утиль сборы, направленные на поддержку Казахских официалов. С течением времени эти меры оказались эффективными.
Транспортное соседство: автомобильный обмен между Казахстаном и Россией в контексте международных изменений
В 2022 году из Казахстана в Россию экспортировали 100 тысяч автомобилей. А сколько автомобилей приехало из России в Казахстан? В 2019 году в России было продано 1,6 миллиона автомобилей, все они были куплены у официальных дилеров. После введения санкций автомобильные заводы закрылись, дилеры ушли, и в России возник дефицит, который был побежден предприимчивыми людьми из соседних государств. В 2022 году в Казахстан из-за границы прибыло 180 тысяч автомобилей, а за первую половину 2023 года еще 160 тысяч.
Латвия и Эстония сразу же прекратили таможенное оформление. Беларусь также столкнулась с санкциями и перестала быть основным транзитным маршрутом для параллельного импорта. Из поставляющих стран Евросоюза остались только Казахстан, Кыргызстан и Армения. Армения, хоть и не имеет общей границы с Россией, умудрилась успешно экспортировать автомобили через Грузию, до тех пор, пока в августе не произошли изменения. Власти США попросили официальные лица Грузии прекратить экспорт автомобилей в Россию, охватив также автомобили, транзитирующие из Армении. Это привело к потере клиентов у тысяч предпринимателей. В итоге из доступных вариантов остались только Казахстан и Кыргызстан.
Таможенные пошлины и рынок автомобилей в странах Центральной Азии: вызовы и перспективы
Все шло хорошо, пока таможенники в 2022 году не решили повысить стоимость автомобилей в таможенной сетки, где указываются цены, по которым рассчитывается процент пошлины. Например, Geely Monjaro в Китае стоит 25 тысяч долларов. Для того чтобы провести таможенные платежи автомобиля в Казахстане, требуется уплатить пошлину в размере 15%. В Кыргызстане также необходимо заплатить 15% пошлины, однако цена автомобиля в таможенной сетке Казахстана составляет 25 тысяч долларов, в то время как в Кыргызстане можно договориться о снижении стоимости до 10 тысяч долларов. Эти изменения не прошли незамеченными: в 2023 году объем импорта автомобилей в Кыргызстан вырос на 370%. За полгода в Бишкек были доставлены автомобили на 1 миллиард долларов. Казахстанские таможенные брокеры вышли на пикет, требуя снизить таможенные пошлины, указывая на то, что деньги от таможенных платежей утекают в другую страну. Рынок автомобилей в Казахстане столкнулся с серьезным дефицитом, однако снятие карантина и открытие новых и старых рынков привели к изменениям в этой ситуации.
В договоре ЕАЭС установлены стандарты подхода к распределению таможенных пошлин между государствами-участниками. Проще говоря, все средства от таможенных пошлин собираются в общий фонд и распределяются согласно предварительно согласованным процентам. Так, в соответствии с Договором ЕАЭС, Армении назначается 1,2%, Кыргызстану – 1,9%, Беларуси – 4,8%, России – 8,5%, а Казахстану – 6,9%.
Китай, по историческим традициям, является страной, производящей и продаваемой внутри и за ее пределами. Лучшие цены на китайские автомобили предлагают именно китайские импортеры. Примером российского рынка можно привести Geely Monjaro: в прошлом этот автомобиль продавался за 50 тысяч долларов, однако сейчас на сайтах по продаже можно найти более трех тысяч машин по цене 30 тысяч долларов. Высокий спрос привел к поставкам огромных партий китайских автомобилей и полному разгрому рынка. До октября 2023 года при покупке автомобиля в России вы платили утильный сбор в размере 3400 рублей, но все изменилось с введением индексации. Например, при покупке автомобиля X5 объемом 4,4 литра для перепродажи из Кореи, вам придется заплатить 1 250 000 рублей утильного сбора. Сумма утильного сбора для автомобилей объемом от 3 до 3,5 литров немного меньше, но все равно около 1 миллиона рублей.
Существуют исключения и различия от Казахстанского утильного сбора: если вы приобретаете автомобиль для личного пользования и не планируете продавать его в течение года, вы платите утильный сбор по базовой ставке. Однако, если участвуют третьи лица, включая посредников из других стран, вам придется оплатить полную сумму коммерческого утильного сбора.