Найти в Дзене
Русская Правда

Отречение Императора Николая II: таковой была воля Божья о нас…

П. С. ​Лопухин​ «Речь в день памяти Государя Николая II в Париже в 1951 году» (в сокр.):
«В дни, ​посвящённые​ памяти Государя Императора Николая II, говорить о ​Нём​ всегда волнующе-ответственно: как бы неверным словом, непониманием или неверным настроением нашим не опечалить Его душу, так глубоко опечаленную нами при Его жизни.
О покойном Государе надо говорить, мысленно выпрямившись перед Ним, и держать ​речь​ о ​Нём​, глядя в глаза. И как отрадно будет, если удастся выразить его мысль, обрадовать Его душу пониманием, которого Он был лишён при жизни.
С такими чувствами я решаюсь сегодня говорить о том деянии Государя, которое, мне кажется, многими не понято, которое многих смутило и доселе туманит в сознании многих светлый образ убиенного Царя-Мученика (великомученика-искупителя — прим.): я хочу говорить об Отречении.
До сих пор ещё у многих стоит безответный вопрос: — почему отрёкся Государь? Почему Он передал власть революционному Временному Правительству и тем, как бы санкцио

П. С. ​Лопухин​ «Речь в день памяти Государя Николая II в Париже в 1951 году» (в сокр.):

«В дни, ​посвящённые​ памяти Государя Императора Николая II, говорить о ​Нём​ всегда волнующе-ответственно: как бы неверным словом, непониманием или неверным настроением нашим не опечалить Его душу, так глубоко опечаленную нами при Его жизни.

О покойном Государе надо говорить, мысленно выпрямившись перед Ним, и держать ​речь​ о ​Нём​, глядя в глаза. И как отрадно будет, если удастся выразить его мысль, обрадовать Его душу пониманием, которого Он был лишён при жизни.

С такими чувствами я решаюсь сегодня говорить о том деянии Государя, которое, мне кажется, многими не понято, которое многих смутило и доселе туманит в сознании многих светлый образ убиенного Царя-Мученика (великомученика-искупителя — прим.): я хочу говорить об Отречении.

До сих пор ещё у многих стоит безответный вопрос: — почему отрёкся Государь? Почему Он передал власть революционному Временному Правительству и тем, как бы санкционировал его существование и возникновение? Почему Государь не начал кровавой борьбы против революции? Почему не призвал народ к этой борьбе и, если суждено Ему было погибнуть, то почему не погиб в этой борьбе и не завещал народу знамени этой борьбы?

Как многие готовы, отвечая на ​эти​ вопросы, объяснять поступки Государя Его нерешительностью, отсутствием воли, непониманием ​​совершающегося​​! А ​такие​ объяснения не могут не туманить светлого образа мученика революции.

И, вместе с ​тем​, как многие, не отвечая, не умея ответить на ​все​ ​эти​ вопросы, убеждённо исповедуют видимый ими духовный свет вокруг образа Государя и веруют, что Он прославлен у Бога в Его Царстве и что Он должен быть прославлен и земною Церковью.

Но если так, то вспомним, что Церковь, прославляя святых, никогда не оставляет ​неосвящённым​, в тумане, ни одного поступка ​святого​, ни одной стороны его души. Вспомним, как подробно и ​смело​ и громко говорит Церковь о грехах, совершённых ранее святыми, вспомним Владимира ​Святого​, Марию Египетскую и не оставим ​неосвящённым​ ни одного поступка Государя, чтобы не было места туманящей недоговорённости.

Что смущает людей в Отречении? То, что Государь, ​якобы​, не исполнил своего Царского служения!

Но что такое Царское служение и в ​чём​ его долг?

Каждое государственное устройство, каждая власть имеет свою философию, мировоззрение. Нет и не может быть власти без философии, ибо каждая власть имеет цель и свое понимание добра и зла.

Власть православного государства руководствуется православным мировоззрением, согласно которому смысл жизни в приобщении к Богу и к Божественному ​миру​. Эту кратчайшую формулу можно развивать без конца, духовно созерцая эту истину и радуясь ей, но нам сейчас достаточно только что сказанного, ибо, усвоив эту истину, уже нельзя искать смысла и цели жизни в культуре или в некой совершенной земной жизни, и уже нет и не может быть некоего идеального строя, построение которого являлось бы целью жизни государства и руководящим принципом власти.

​Православные​ государство и власть не могут быть тоталитарными, ибо на земле и в земном плане не может быть такой ценности, которая могла бы определять направление и характер власти и государства. Не может быть „идеального“ или „совершенного“ строя, с осуществлением которого установилась бы идеальная жизнь. Нет места утопиям, нет места идее тоталитарного богоборческого государства, но нет места и „Богоустановленным формам“ религиозного тоталитарного государства, и „Священной Римской Империи“. За всю свою историческую жизнь православный Русский народ никогда не сказал — „священное государство“, „священная Россия“, но целомудренно и тонко говорил — «Святая Русь», а это отнюдь не государство, а общественная национальная жизнь, создающаяся под влиянием любви к святости Русского народа.

(…) Царское служение настолько высоко, имеет такое большое значение для жизни целого народа, что надо хоть немного вдуматься в него, чтобы стало ясно благоговейное отношение к Царю, так ярко и образно изображённое в Ветхом Завете.

Царь-Мученик (великомученик-искупитель — прим.) сознательно и благоговейно принял на себя Царское служение — посвящение себя на служение Богу в Царском чине. Он сознательно и убежденно принёс присягу верности Богу и Православию. Он стоит перед нами, перед Русским народом, перед историей, как олицетворение чистоты и верности. Своё Царское служение Он исполнил, и через Него, через Его чистоту, ​веру​ и верность, Россия была соединена с Богом и Его Церковью.

Когда от этих чистых ​​созерцаний​​ приходишь к действительности и спрашиваешь себя, как могло произойти ​всё​ бывшее и как мог Государь оставить своё Царское служение, то мы решаемся ответить, что причина Отречения в том, что этой благословенной самодержавной власти люди перестали хотеть.

Понимание, желание, любовь к „Царскому служению“ — стали в России блекнуть. Симпатии и сочувствие, наоборот, стали вызывать основы рационалистического Западно-Европейского государства, ​отделившегося​ от Церкви, от религиозного мировоззрения. Стала привлекать идея построения демократического государства, освобождённого от всяких обязанностей в отношении Бога, Церкви и духовного состояния народа. Движение в Русском народе в этом направлении было давнишним, упорным, и оно давно уже стало вызывать глубокую тревогу, ибо это движение было не столько „политическим“ сколько духовным и душевным: так называемое русское „Освободительное“, а затем и „Революционное“, движение по преимуществу, за редкими и не характерными исключениями, было движением безрелигиозным и противорелигиозным.

Именно это и вызывало глубочайшую тревогу в ​сердце​ преп. Серафима, о. Иоанна Кронштадтского, Достоевского, митрополита ​Антония​…

Это движение упорно развивалось, и, наконец, пришёл день, когда Государь понял, что Он одинок в своём „Царском служении“.

Православным Государем нельзя быть в духовном одиночестве. Например, „​теократ​​“ — властитель, верующий, что он послан Богом для управления данным народом, что Богом установленной целью является самый факт власти этого монарха над этим народом, такой монарх может залить кровью страну, покорить ​её​, чтобы ​все​ дрожали от страха, и идеологически он будет оправдан.

Православный Царь властвует для того, чтобы было христианское государство, чтобы была среда христиански настроенная. Царь несёт своё Царское служение для этого.

Когда в народе гаснут желания христианского государства и среды, — православная монархия теряет и предпосылку, и цель своего бытия, ибо никого нельзя насильственно сделать христианином, Царю нужны христиане, а не ​дрожащие​ рабы.

В жизни народа и человека бывают периоды духовного помутнения, „​окамененного​ нечувствия“, но это ещё не значит, что человек совсем окаменел: пройдут дни соблазна и мрака, и он опять воскреснет. Когда народ охватили страсти, долг власти — суровыми средствами отрезвить его и разбудить. И это надо сделать решительно-ярко, и это целительно, как целительна гроза.

Но это можно и должно сделать, когда ослепление неглубоко и когда наказанный и разбуженный поймёт правду наказания. Так, один мужик упрекал помещика, почему тот не начал бороться с погромами пулемётом: „Ну и что бы тогда было?“ — „Мы бы очнулись! А теперь — мы опьянели и друг друга жжём, и убиваем“.

Но когда болезнь духовная проникла и в подсознание, тогда применение силы будет казаться насилием, а не справедливым возмездием, тогда оно уже не может исцелить заболевший народ. Тогда он в таком состоянии, в каком был грешник, которого Апостол Павел предал сатане во измождение плоти, да дух спасётся (1 ​​Кор​​. 5, 5).

В час Отречения Государь почувствовал себя глубоко одиноким, а кругом „трусость, подлость и измена“, и на вопрос, как мог Он отречься от своего Царского служения, надо отвечать: Он это сделал потому, что мы отреклись от Царского служения, от власти посвящённой и освящённой…

Но может быть Государь ошибся, думая, что Он так глубоко одинок. Может быть, это вокруг и совсем вблизи была трусость, подлость и измена, а дальше, а глубже, в народе, была храбрость и верность и честность?

В ​такие​ минуты, когда Государь решал ​эти​ вопросы, нельзя считать или голосовать: вопрос решался интуицией…».